Безглютеновые продукты - один из главных флагов адептов индустрии, пропагандирующей правильное питание. Под их натиском все больше людей готовы отказаться от еды, содержащей глютен, а это немаловажные для питания человека продукты - пшеница, рожь, ячмень, овес.
Благодаря этому доходы производителей безглютеновой продукции растут как на дрожжах. Мировой оборот этого сегмента рынка в 2019 году приблизился к 7 миллиардам долларов. Еще несколько месяцев назад эксперты предрекали удвоение продаж к 2025 году.
Сбудутся ли их прогнозы?
Попытаемся выяснить за и против в формате воображаемой беседы с аналитиком ГК «ФИНАМ» Алексеем Кореневым, руководителем Центра содействия улучшению качества жизни людей, больных целиакией «Город без глютена» Динарой Абуталыбовой, директором департамента здоровья и питания населения Safefood Кэтрин Конлон, чикагским диетологом Ларой Филд, председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрием Яниным.
- Глютен (клейковина) представляет собой группу белков, которые имеются в ряде злаков. Эти белки составляет 75-85% от общего содержания белка в пшенице. Они также содержатся в родственных видах злаков и гибридах пшеницы (полба, спельта и др.), ячмене, ржи, овсе и в продуктах, полученных из этих зерен. Глютен имеет большое значение в кулинарии и пищевом производстве, обеспечивая эластичность, влагопоглощение, густоту, объем и форму изделий. В чистом виде клейковина под названием сейтан широко применяется в восточной и вегетарианской/веганской кухне.
Столько, казалось бы, положительного - в чем минусы?
Алексей Коренев: Продукты без глютена исторически создавались для людей с целиакией - врожденной генетической невосприимчивостью к глютену. Людей с непереносимостью глютена насчитывается в среднем около 1% от общей численности населения Земли. Есть еще крайне незначительная часть людей, которые плохо переносят глютен - это больные, страдающие нарушениями микрофлоры кишечника. Для них в Америке и начали создавать безглютеноые продукты в начале 2000-х.
- Но ориентируясь на 1% населения, серьезный рынок не создать.
Динара Абуталыбова: Поэтому производителями «глютен фри» был запущен удачный маркетинговых ход с целью запугать людей «опасным веществом». Было придумано даже новое заболевание - неперносимость глютена. Это состояние мало изучено и не имеет четких критериев.
Нанятые производителями безглютеновых продуктов врачи и диетологи писали статьи и книги, где рассказывали, что глютен приводит к ожирению, диабету, расстройствам пищеварения, артриту, аллергии.
- А что же на самом деле?
Алексей Коренев: Сегодня, судя по опросам экспертов, около 63% респондентов считают, что исключение из их рациона глютена улучшит состояние здоровья. Налицо результаты активной пропаганды. На самом деле, если вы не больны цекалией (а таких, повторюсь, всего 1% населения планеты), то нет никакого смысла исключать из своего рациона питания глютен - он не принесет вам никакого вреда.
Кэтрин Конлон: Результаты исследования компании Safefood показывают: нет никаких убедительных доказательств того, что безглютеновая диета способна улучшить здоровье человека, если он не имеет повышенной чувствительности к глютену. Мы в большей степени обеспокоены тем, что некоторые из таких продуктов отличаются нездоровой калорийностью и чрезмерным содержанием жиров и сахаров. А эти факторы могут оказаться гораздо более опасными для потребителя независимо от того, есть ли у него расстройства, связанные с глютеном, или нет.
Алексей Коренев: На самом деле глютена, как такового, бояться не стоит. Это всего лишь группа белков, содержащихся в зернах злаковых растений, включая такие необходимые нам в питании пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу и т.д. Попросту говоря - клейковина. Некоторые производители добавляют глютен в отдельные виды пищевой продукции, так как это позволяет без заметного ухудшения вкусовых и питательных качеств экономить на сырье.
Итальянские специалисты по целиакии Антонио Сабатини и Джино Роберто Корацца доказали, что нет возможности диагностировать чувствительность к глютену у людей, не страдающих целиакией - то есть, проще говоря, глютен не оказывает никакого (вредного или полезного) действия на людей, не страдающих этим специфическим заболеванием.
- При этом буквально на наших глазах предубеждение против глютена эволюционировало в заблуждение, что глютен якобы вреден для большинства людей. Это заблуждение чрезвычайно выгодно производителям безглютеновых продуктов и вовсе не выгодно и не полезно потребителю, которого попросту дурачат?
Алексей Коренев: Сегодня на мировом рынке безглютеновых продуктов производители из Северной Америки занимают 52% рынка, Европы - 35%, Азиатско-Тихоокеанского региона - 8%. На остальной мир приходится 5% рынка. Волна безглютеновой диеты докатилась и до России. Российский рынок занимает примерно 0,8-1% от мирового.
Динара Абуталыбова: В России безглютеновый бизнес оказался в привилегированном положении. В рамках действующих регламентов Таможенного союза производитель пока что имеет возможность написать на продукции «без глютена», не осуществляя контроль содержания глютена ни во входном сырье, ни на производстве.
Алексей Коренев: Стикеры «глютен фри» можно обнаружить на гречке, яблоках или капусте - там, где его по определению быть не может. Это не более чем маркетинговый ход, причем недобросовестный!
Однако если взять честных производителей, выпускающих хлеб, муку, макароны, сладости без глютена, то и у них с пользой для здоровья дела обстоят не слишком хорошо. Подвох в том, что продукты без глютена зачастую содержат столько же калорий, сколько и с глютеном, и даже больше: в те же мучные изделия, чтобы улучшить потребительские свойства, производителям приходится добавлять больше жира или сахара.
Лара Филд: Люди могут пострадать от излишнего доверия к не содержащим глютен продуктам, видя в них безопасную пищу. Потребитель видит наклейку «без глютена» и думает, что может съесть целый пакет печенья без последствий. Американские ученые два года наблюдали за 188 пациентами с целиакией, соблюдающими безглютеновую диету, среди которых половина страдала от лишнего веса. В результате 81% из них прибавили в весе за это время.
- И как вести себя потребителю?
Лара Филд: Совет у всех диетологов один - панике не поддаваться, рекламе не верить, питаться разнообразно, предпочитая свежие продукты полуфабрикатам.
- Сегодня слабость людей в противостоянии рекламе производители используют по полной и весьма бессовестно. Каковы прогнозы безглютеновой индустрии на ближайшее будущее?
Алексей Коренев: Компания Packaged Facts, специализирующаяся на исследованиях рынка пищевой продукции, еще в 2015 году прогнозировала, что продажи безглютеновой продукции в США к 2019 году превысят 2 миллиарда долларов. Однако реальность в полтора раза превысила ожидания. Еще совсем недавно эксперты говорили об удвоении этих показателей в следующие пять лет к 2025 году.
Дмитрий Янин: Коррективы в развитие рынка может внести форс-мажор, каковым стала для мировой экономики панпидемия коронавируса. Уровень доходов большинства населения снизится на достаточно длительный период времени. После окончания эпидемии увлечение ЗОЖ-продуктами (и не только глютен-фри) само собой отступит на второй план. Люди начнут экономить и не захотят переплачивать за недоказанную и сомнительную пользу.
- Рост продаж обеспечивается как объемами производства, так и ценами. Как обстоят дела на российском рынке.
Алексей Коренев: Объем российского рынка в денежном выражении в 2019 году составил 250 миллионов рублей. Это с учетом всей продаваемой продукции на рынке как российских, так и зарубежных производителей. И потенциал для роста в начале года оценивался очень высоко.
Динара Абуталыбова: В России сегодня почти вся хлебобулочная продукция без глютена импортная: из Италии, Польши, Германии (бренды Gullon, Balviten, Alpro, Schar и прочие). Цены на нее «зашкаливают», втрое и более превышая стоимость обычных аналогов. Есть и более дешевые продукты отечественных производителей. Их цена завышается «всего» в два раза по сравнению с обычными продуктами. Это бренды Диетика, Здоровей, Максмастер, Рототайка, Чудесница, но их доля на магазинных полках невелика и занимает менее 10% рынка.
Вряд ли все они смогут удержаться на отечественном рынке после коронавирусного торнадо.
А у вас есть своя позиция по отношению к глютену?
***
Участвую в марафоне #92днялета
Задание #66 - оформление материала в форме интервью.
(
использованные источники)