Последний в 2011 году этап кубка RC44 состоялся в небольшом городке
Puerto Calero, расположенном на южном побережье вулканического острова
Lanzarote, самом северном из Канарских островов - с 16 по 20 ноября.
Уже второй год подряд последний этап года получает статус
Чемпионата Мира под эгидой
ISAF.
Как я уже
рассказывал, марина
Puerto Calero, построенная
семьей Calero в 1986, на данный момент является одной из самых хорошо оснащенных в мире и поэтому принимала флот и непосредственно гонки кубка RC44 уже в четвертый раз.
Конечно, все население острова (между прочим ~140 тыс. человек) изо всех поддерживало
"свою" команду, во главе с ее владельцем и рулевым Daniel Calero.
К сожалению, на этом этапе отсутствовала американская команда
Oracle Racing, из-за пересечения календаря с этапом отборочной серии America Cup. Но в кулуарах ходят настойчивые слухи, что IT-магнат Ларри Эллисон постепенно охладел к классу RC44 и поэтому Расселу Кутсу возможно придется искать для своей команды новых владельцев.
Зато в строй снова вернулась польская
MAG Racing под управлением Криштофа Кремпеча, которая пропустила
этап в Rovinj.
Несмотря на формальное повышение статуса этих соревнований по сравнению с остальными этапами, формат остался прежним: в среду - матч-рейс, с четверга по воскресенье - гонки флота. Таким образом, на 16 ноября судейский комитет провел все запланированные заранее 10 флайтов, которые должны были определить победителя года в этом зачете. Правда для этого пришлось сократить
дистанцию до одного круга и предстартовую процедуру до 2-х минут.
Признанный фаворит в обоих видах программы гонок, британская
Team Aqua, победив в 4-х первых флайтах обеспечили себе первую строчку по результатам года (23 очка) и не стали испытывать судьбу, отказавшись от двух последних гонок, чтобы поберечь силы перед гонками флота. Хотя в них они обеспечили победу еще на
предыдущем этапе.
Это позволило российской Team Nika (владелец и рулевой - Владимир Просихин, тактик - Tomislav Basic) выйти в абсолютные лидеры, выиграв 6 флайтов из семи. И в результате, несмотря пропуск первого
события года в Сан-Диего, команда смогда занять приличное 6-е место по
результатам года, заработав 15,5 очков и пропустив вперед только самых признаных грандов RC44.
На втором месте по результатам дня, тоже с 6-ю победами, но двумя поражениями, оказалась команда Katusha под российским флагом. Таким образом, лидер рейтинга ISAF в матч-рейсе, итальянец
Франческо Бруни вывел команду на вторую строчку (21 очко) в
годовой таблице.
На третьей строчке годовой таблице заслуженно оказалась словенская команда
CEEREF (20 очков), которая хоть выиграла в этот день всего 4 флайта, но опередила Artemis и Oracle за счет большей стабильности в течении года.
Скорость ветра в этот день колебалась от 10 до 15 узлов.
К сожалению, вторая американская команда Ironbound не вышла на старт из-за болезни одного из членов экипажа, что принесло доставшимся им по жеребьевке соперникам целых 6 "технических побед". По непроверенным слухам, он отведал несвежей паэльи в одном из местных ресторанчиков...
Итоговые результаты Чемпионата мира в классе RC44 (матч-рейс):
1-2. Team Nika (Россия) - 6-1
1-2. Katusha (Россия) - 6-2
3-5. Artemis (Швеция) - 5-1
3-5. Aleph (Франция) - 5-2
3-5. Synergy (Россия) - 5-3
6-8. Team Aqua (Великобритания) - 4-2
6-8. Ceeref (Словения) - 4-2
6-8. No Way Back (Нидерланды) - 4-3
9-10. Islas Canarias Puerto Calero (Испания) - 3-4
9-10. Peninsula Petroleum (Великобритания) - 3-5
11. RUS-7 (Россия) - 2-5
12. MAG Racing (Польша) - 1-5
13. AEZ (Австрия) - 0-6
14. Ironbound (США) - не участвовала
В первый день гонок флота, 17 ноября, ветер в акватории Пуэрто Калеро дул со скоростью 12-15 узлов с порывами до 18, что позволило организаторам провести три гонки флота. Победами в них отметились соответственно No Way Back, Islas Canarias Puerto Calero и Artemis.
Несмотря на это лидером по итогам дня стала Peninsula Petroleum, набравшая 8 очков (2-2-4). На последнее событие сезона владелец команды John Bassadone пригласил прославленного итальянского яхтсмена
Vasco Vascotto (18-кратного чемпиона мира), тактические наработки которого позволили гибралтарской команде занять 3-е место в Чемпионате мира.
Team Nika набрала за первый день аж 29 очков (11-я строчка по результатам дня). Особенно обиден был просчет экипажа в последней гонке, неразобравшегося в указаниях судейской коллегии и по ошибке направившегося в одиночку на финиш в марину...
На следующий день в пятницу старт, назначенный как обычно на 11 часов утра (Лансероте находится на долготе GMT, 4 часа разницы с Москвой) был отложен почти на 3 часа из-за отсутствия ветра. В поисках стабильного дыхания Эола весь флот во главе судейским судном ушел за много миль от марины в сторону столицы острова - города
Арресифе.
Хотя в целом акватория Puerto Calero крайне удобна для проведения яхтенных соревнований - преобладание северо-восточных ветров, сравнительно небольшая волна (остров прикрывает марину от океанских волнений), установки
дистанции была затруднена огромными глубинами. По признанию главы судейского комитета
Петера Реджио по прозвищу Луиджи, в отличии от
мелководного Марстранда, тросы для установки надувных поворотных знаков у них были аж полукилометровые, но глубины часто превышали 700 метров...
Тем не менее, канарский Стрибог смилостивился и после двух неудачных попыток старт единственной в этот день (вместо трех ранее запланированных) был дан. Правда дистанцию из-за нестабильности ветра силой от 3 до 8 узлов, укоротили до 1,3 мили - ее длина подбирается таким образом, чтобы все 4 отрезка гонки занимали примерно 40 минут.
И как обычно бывает при неравномерном распределении ветра, драматизм этой единственной гонки зашкалил все пределы...
Весьма удачно стартовавшая и возглавившая гонку на первом поворотном знаке Team Nika cо всего маху влетела в "лужу безветрия".
Естественно, основные соперники, воспользовавшись беспомощностью полностью обезветренной лодки, скрутили поворот фордевинд и поехали себе downwind, все увеличивая разрыв.
Все это привело к тому, что на втором повороте Ника была лишь двенадцатой, однако перед самым финишем произошла еще одна "раздача": Artemis и Aqua как-то проскочили, а весь остальной флот собрался в кучу у судейского судна, вяло толкаясь из-за отсутствии хода. И шедшая позади всех Nika сумела по инерции искусно просочиться между ними и финишировать шестой.
Особенно сокрушались по этому поводу хозяева соревнований, которые до самого финиша шли на второй позиции, но финишировали лишь седьмыми. А владелец Peninsula Petroleum описывал эту ситуацию по своему: “50 метров до финиша, мы пятые, потом третьи, но пришли все-таки двенадцатыми... Полная неразбериха! Но это сейлинг, такое случается...".
А вечером состоялось собрание владельцев команд, с обуждением всех животрепещущих тем следующего сезона: количество этапов уменьшили до 5 в год, но отказались от сокращения количества дней в каждом этапе, утвердили бюджет и окончательный
календарь гонок на 2012 год, а также проголосовали за новый грот (почти совсем уже прямоугольный).
Определенные дебаты вызвало предложение организаторов провести "новогодний этап" в Новой Зеландии, ибо только доставка лодок туда займет не менее 8 недель, не говоря уже о существенных расходах на транспортировку.
Кроме того, прошли выборы Совета класса, в состав которого, в дополнение к Крису Бейку, Дэвиду Мерфи, Питеру Саарема и Даниэлю Калеро, вошел совсем
недавно присоединившийся к RC44, но сразу успешно зарекомендовавший себя, Владимир Просихин.
На третий день гонок флота, погодные условия в Пуэрто Калеро заметно изменились: ветер поменял направление и усилился до 22-23 узлов. Поэтому очень пригодился
чехол для защиты от брызг, который пришлось приобрести после
проблем в Gagliary.
Да и вообще погода в этот день не радовала - даже не предполагал, что в райском климате Канарских островов можно так мерзнуть под дождем и пронизывающим ветром, хотя с час назад изнывал от пекла...
Но несмотря на легкие капризы погоды, благодаря субботе существенно прибавилось зрителей: и на берегу, и непосредственно около дистанции: причем на самых разнообразных плавсредствах - от
55-метровой суперяхты до маленького Laser'а.
В четырех проведенных в этот день гонках победили, соответственно: Team Aqua, Ironbound, Aleph и Artemis.
Это вывело шведскую команду, возглавляемую Torbjorn Tornqvist, в лидеры по результатам трех дней и 8-ми гонок флота, хотя хозяева этой регаты, команда Islas Canarias Puerto Calero смогли догнать ее по очкам и уступали лишь по "количеству приходов в первой тройке".
Благодаря сильному ветру и сильному желанию команд победить во чтобы-то ни стало, день был богат на штрафные очки - целых 2 штуки заработала Team Aqua и одно - австрийская AEZ.
Team Nika в этот день испытывала определенные трудности с постановкой геннакера на поворотах и в результате не смогла прийти выше 5-го места, удерживая 10-ю позицию в турнирной таблице.
Вечером предпоследнего дня принимающей стороной по традиции был дан
Гала-ужин, который в этот раз прошел весьма бурно - во время него был проведен мини-чемпионат RC44, где каждый из капитанов команд должен был сделать маленькую яхту своими руками, так чтобы она пришла первой при запуске в минибассейне.
В заключительный день Чемпоната мира в классе RC44 старт гонок флота был назначен на час раньше обычного, чтобы успеть к назначенной на 16.00 процедуре награждения победителей.
Во всех трех гонках в этот день первой приходила Katusha, которая благодаря этому феерическому результату поднялась в турнирной таблице с 7-го на 4-е место (59 очков). Острые языки утверждали, что так и не приехавший на мероприятие Геннадий Тимченко, то ли пообещал в завершающий день своему экипажу экстра-премию, то ли пригрозил расставанием на следующий год... :-)
Тем не менее, это не поколебало лидирующие позиции Artemis Racing, которые придя в последний день 4-ми, 2-ми, и 7-ми, заработали статус Чемпионов мира 2011 года в классе RC44 с 49 очками, заняв вторую строчку в годовом рейтинге.
На второе место с отставанием в 2 очка, наглядно демонстрируя "роль личности в истории" (я имею ввиду приглашение на этот этап известного американского яхтсмена Andy Horton в качестве тактика) вышла команда Ironbound. Она впервые поднялась на подиум в этом году и поэтому в годовой таблиуе результатов заняла только 10-ю строчку.
Приход в самой последней гонке чемпионата четвертыми позволил гибралтарской команде Peninsula Petroleum обогнать стремительную Катюшу всего на одно очко и оказаться на третьей позиции подиума (58 очков). В годовом таблице они заняли 8-ю строчку.
Вот они счастливые призеры Чемпионата мира в классе RC44 2011 года: John Bassadone (GBR), Torbjorn Tornqvist (SWE) и David Murphy (USA).
На пятом месте, отставая от Катюши всего на 1 очко, оказались гостеприимные хозяева соревнований - команда Islas Canarias Puerto Calero (60 очков). В годовом рейтинге 2011 у испанской команды тоже 5-е место.
Шестое место чемпионата заняла голландская команда No Way Back (68 очков), пришедившая в последний день на 5-6-7-й позициях.
Уже заработавшая себе в
Rovinj первое место в 2011 году (отрыв был настолько велик, что шансов не было ни у кого) Team Aqua особенно не напрягалась и в последний день перебивалась с 9 по 12 место, что в результате привело ее на 8-ю строчку чемпионата. Повидимому Крис Бейк с Камероном Апплтоном решили дать возможность порадоваться другим...
Весьма удачно сложилась препоследняя гонка чемпионата для российской
команды Synergy под руководством Геннадия Завадникова, которому помогал итальянский тактик Томмазо Кьеффи - они смогли финишировать третьими. Но в сумме набрали 101 очко (11 место), пропустив вперед с минимальным отрывом Team Nika.
Команда Ника в последний день выступала с переменным успехом. Придя пятыми в первой гонке, во второй умудрились потерять гриндера (оторвавшего рукоятку лебедки, за которую он в тот момент держался, полностью вывесившись за борт) - пришлось возращаться. В последней по решению судей пришлось крутить 360 градусов, за нахальную попытку влезть на повороте перед
Aleph, хотя разрыв с ними был на тот момент 14 очков - но кто же их считает в гоночной горячке.
В результате Nika заработала ровно 100 очков и 10-е место в таблице Чемпионата мира 2011 года. И соответственно 11-е место в годовом рейтинге, имея одинаковое количество очков с более опытной
Синергией (52 очка), но опережая их за счет своего неучастия в Сан-Диего.
А вот для еще одной российской команды -
RUS-7 финал сложился драматически неудачно, при поставновке спинакера на порыве в 23 узла они "сложили" мачту в предпоследней гонке. В результате - 136 очко и последнее место...
Тем не менее,
Кирилл Подольский однозначно заявил, что "команда довольна классом RC44 и вернется сюда в следующем сезоне!»
Итоговые результаты Чемпионат мира в классе RC44, Гонки флота:
1. Artemis (Швеция) - 4-5-1-1-4-8-12-1-4-2-7 - 49
2. Ironbound (США) - 9-3-5-4-10-1-4-5-2-5-3 - 51
3. Peninsula Petroleum (Великобритания) - 2-2-4-12-3-9-3-6-7-6-4 - 58
4. Katusha (Россия) - 8-11-2-8-5-3-9-10-1-1-1 - 59
5. Islas Canarias Puerto Calero (Испания) - 3-1-7-7-8-4-2-4-8-10-6 - 60
6. No Way Back (Нидерланды) - 1-12-3-3-7-2-10-12-6-7-5 - 68
7. Ceeref (Словения) - 6-10-8-5-2-12-5-8-9-8-2 - 76 (1 штрафное очко)
8. Team Aqua (Великобритания) - 7-8-10-2-1-10-6-3-10-9-12 - 80 (2 штрафных очка)
9. Aleph (Франция) - 14-4-12-11-6-13-1-2-3-11-9 - 86
10. Team Nika (Россия) - 10-6-13-6-11-5-8-13-5-13-10 - 100
11. Synergy (Россия) - 12-9-6-9-9-7-11-11-11-3-13 - 101
12. AEZ (Австрия) - 5-7-9-13-12-11-13-14-12-4-8 - 109 (1 штрафное очко)
13. MAG Racing (Польша) - 11-14-15-10-14-6-14-9-13-12-11 - 129
14. RUS-7 (Россия) - 13-13-11-14-13-14-7-7-14-14-15 - 135
Весь флот яхт класса RC44 останется зимовать в Puerto Calero, ибо первый этап 2012 года пройдет тут же с 8 по 12 февраля.
Кроме того, на вторую половину января намечены общие тренировочные сборы, на которые съедутся большинство команд.
А Рождество и Новый год яхты проведут в своих киль-блоках, установленных прямо у причалов гостеприимной марины Puerto Calero. Они (как я уже, кажется,
рассказывал) являются частью хитроумного транспортного контейнера.
Разумеется, за это время техники класса устранят все поломки и проведут запланированные апгрейды.
Обратите внимание, рискованный трюк - мачту с RUS-7 кран снимает вместе с одним из членов экипажа...
Календарь регат RC44 на 2012 год:
8-12 февраля - Пуэрто Калеро, Лансароте, Испания
28 марта - 1 апреля - Кашкайш, Португалия
30 мая - 3 июня - Гмунден, Австрия
18-22 июля - Марстранд, Швеция
3-7 октября - Ровинь, Хорватия
Первая неделя января 2013 - Окленд, Новая Зеландия...
Ну и поскольку данный репортаж не смог вместить всех избранных из 2500 сделанных во время соревнований снимков, более полный фотосет выложен в виде
альбома на Picasa.
Puerto Calero, Lanzarote, ноябрь 2011 года