Oct 20, 2012 19:52
Говоря о познаваемости мира, мы замираем в оцепенении перед громадой Вселенной,
полагая, что человек не в силах охватить её своей мыслью. Встаёт закономерный
вопрос о познаваемости мироздания.
Чему нас учит методология научного мышления? Она учит, что если не получилось
решить задачу в лоб, нахрапом, то следует признать её проблемой, разделить на
локусы и решать от обратного.
Итак, что и как препятствует человеку в познании Вселенной? На этот вопрос нет
внятного ответа, история науки говорит, что рано или поздно всякая проблема
решается по мере поступления нового опыта и новых знаний. Мощность человеческого
мозга недостаточна? Доказательств этому нет. Часть не может познать целого? Это
недоказуемо. Мы не имеем ни одного доказанного, объяснённого механизма
непознаваемости мира.Да и в самом деле, человек ведь есть производное Вселенной,
как и всякий её объект, он подчинён всем законам, имеющим в ней место.
Мышление человека так же основано на закономерностях физического мира,
мышление прямо зависит от носителя и процессора этого мышления, его физической сути.
Сложность устройства человеческого организма, даже без учёта его личности, не
имеет прецедентов в наблюдаемом нами мире, то есть, можно утверждать, что в нашей
локации человек является самым совершенным объктом мироздания.
Если рассматривать все законы природы, виды материи, разновидности энергий, как
совокупность естественных технологий, то человек - это хай-тек природы,
сосредоточивший в себе всю совокупность созидательных возможностей физического
мира.
Так какие для нас могут быть препятствия в познании Вселенной, если вся эта
Вселенная представлена в нашем теле, нашей личности? Ведь и законы формальной
логики, и методы научного познания идут от природы, больше им взяться неоткуда.
Таким образом, мы получаем природный объект, снабжённый разумом, сознанием и
личностью, исследующий сам себя с помощью самого себя. Нет никаких причин
утверждать, что упомянутый объект не сумеет себя познать, во всяком случае,
никаких причин, препятствующих этому, не видно.
То есть, покуда не доказано обратного, мы будем полагать Вселенную безусловно
познаваемой для человеческого разума.