Путевые заметки
Из Нижнего Новгорода в Великий я переехал за несколько дней до открытия станции метро "Горьковская", но через стекло автомобиля успел разглядеть, что и архитектурный стиль надземной части станции выдержан, и шрифт такой узнаваемый, из детства будто, от Московского метрополитена. Да вот буковки прикреплены криво, пляшут, неродные, жмутся к неравным пробелам.
Внутри я не был и в первый после отъезда визит: у всех друзей машины, время пешеходного нижегородского студенчества минуло.
Жил я тогда по улице Малая Ямская, мой деревянный двухэтажный домишко ещё целёхонек, обложенный и полонённый новыми асфальтами в несколько полос. Выходили мы с другом из дому, налево по улице и ещё раз налево на первом перекрёстке, напротив красивого дома с эркером, к началу улицы Горького. Вот кирпичный магазинчик времён Союза, дальше мост стальной, автомойка-гараж-шиномонтаж с припаркованным розовым "кадиллаком", а совсем у "гребешка" - дом с декорациями, словно оставшимися после съёмок фильма ужасов: куклы с подмигивающим глазом, щётки с густо-зелёной и оранжевой толстой щетиной, колокольчики, покинутая шахматная доска с намокшими под дождём фигурами.
По полузаброшенной дорожке "гребешка" можно было дойти до улицы Шевченко с молельным домом адвентистов седьмого дня, посмотреть внутри витражи,
а потом вернуться по 3-й Ямской от церкви Воскресения Словущего с портретом Сталина, оставшимся от бывшего хлебозавода,
до Малой Ямской, старых корпусов "Фармстандарта". И тут же нырнуть налево, сразу напротив. Это место мы называли "Хоббитанией", потому что здесь стоял дом с круглым окном (как говорят старожилы, принадлежал он одному цыганскому барончику, который то ли бесследно исчез вместе с домом, то ли посадили его). Старый мощёный булыжником проулок, обрыв оврага по левую руку, всегда на памяти зелёного-зелёного, бурьянно-фетрового, во вьюнах и бешеных огурцах; почерневшие от ветра с Оки, но вечно красивые, прочные ещё, двухэтажные дома с тюлем на пол-окна, геранями, глоксиниями, колокольчиками "жених и невеста", изогнутой вишней в палисаде, тополем с лесенками по стволу и срубленными доверху ветвями, чтоб свет не застил.
За домами направо - снова заброшенная дорожка мимо новичка - бетонного забора, чуть пройти коттеджи нуворишей - и на улице Чернышевского. И либо по ней до лестницы на Похвалинском съезде,
а то и на мостик к Заломова,
либо налево, снова к "гребешку", совсем заросшим тропам и утопшей во вьюнах и крапиве усадьбе с видом на Стрелку и Благовещенский монастырь. (Много лет подряд я приходил сюда смотреть ледоход).
От дома с эркером на перекрёстке Горького и Малой Ямской до Хоббитании уже нет, рядом с адвентистским домом собраний и церковью Воскресения построили благородной пятнистости армянский храм. А по зелёному-зелёному оврагу вместо лиан разлит мост.
И совсем на уровне глаз с него, из окна машины - один как перст элеватор по улице Черниговской (мы звали его "Мерзейшей Мощью"),
храм Иоанна Предтечи, теперь крещённый,
и совсем уж затерявшийся за-под мостом Ромодановский вокзал с никому не нужными часами на фасаде.
(Жива ли ты, старая водокачка у Молитовского моста?!
Новая очередь метромоста до Гордеевки телом динозавра свезла и подмяла не только бывшее место трамвайного кольца, но даже и дом-корабль с "Макдоналдс", царский павильон и здание Московского вокзала.
Хочется думать, что Смоленская и Владимирская церкви не окажутся под мостом
А музей нижегородской интеллигенции на улице Горького ещё стоит?
Или снесён, как и все исторические здания улиц Белинского, Сергиевской, Ильинской и Гоголя?