«… ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27. 18).
Вид черной воды и огней на горизонте навел меня на размышления о... предательстве.
Всю свою сознательную жизнь я считал, что предать способен только мелкий и низкий человек. Но в жизни встретились люди-широкой-души (которых обычно толпа называет великими, если они удовлетворяют ее прихоти). После того, как они стали совершать непонятные мне поступки, которые я клеймил как предательство, я задумался о правомочности таких оценок.
Кого обычно называют предателем? Человека, выступившего против Истины действительной или истины мнимой.
Об Истине. На ум приходит Иуда - предатель величества земного и небесного.
Он был одним из двенадцати апостолов воплощенного Логоса - Иисуса Христа. Ходил вместе с Ним, имел дар чудотворений, заведовал сбором средств в общине апостолов.
Что двигало им? Самость - вот причина его предательства.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12. 1-8).
Так или иначе, предательство было предсказано пророками и не могло не произойти. Но был ли Иуда предопределен для этого. Нет. Предает человек своего времени и народа. Воплощенного Бога предала толпа, а Иуда был наиболее подвержен влиянию масс, потребовавших амнистии для разбойника Вараввы, но осудивших на невинную смерть Праведника.
Не меньше был подвержен предательству апостол Петр, самый старший и ревностный ученик Иисуса.
Говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь…Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики (Мф. 26. 19-35).
Петр предал. С места распятии разбежались все ученики, кроме самого юного…
Дело ли в предательстве? Как следует из отношения Иисуса к соделанному - отнюдь.
Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27. 1-5).
Мог ли быть прощен Иуда? Да. Если бы не остановился на своем покаянном отчаяния и не устроил самосуд, посягнув на роль Благого Судьи.
В третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (духовной любовью) больше, нежели они?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (как друга).
Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (духовной любовью)?
Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя (как друга).
Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня (как друга)?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня (как друга)? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя (как друга).
Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.
И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин. 21. 14-19).
Любил ли Петр Христа до предательства? Безусловно, любил! Значит, предать можно и горячо любя… Все дело в раскаянии и готовности к дальнейшим отношениям…
Не судите себя, друзья: завтра каждый из нас может предать, не отрекаясь от любви, неосознанно, по неведению. Грех не в этом. Грех - если мы перестанем быть способными принять прощение. Прощение того, кого мы предали…
О мнимой истине. Все мы мним себя за абсолют, думаем, что причастны Истине. (Но, когда только думаем так, теряем с Ней общность!) Люди склонны, отвергая Очевидность, придумывать себе социальные роли, удобные концепции, гипотезы, будто бы все объясняющие, статусы для самозащиты, положения для превозношения… - и возводить свою иллюзию в разряд Истины-Абсолюта, меря своей мерой, судя по себе весь мир, сравнивая с собой всех.
Но истина реальная - в отношениях двух истин, двух «Я», каждое из которых истинно только в силу значимости для другой стороны в отношениях. Истина действенная и всепрощающая - новые отношения в сфере «Мы», когда нет уже самости двух «Я».
Итого. «Любовь… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 7).
Если отношения дышат любовью совершенной, не возникнет оценки «предательство», даже если факт предательства налицо. Отречение не имеет значения при наличии любви. Все люди промахиваются. Если мы будем превозносить себя над другими, забывая о том, что предаем сами, то, кроме очередной иллюзии, ничего не родится.
Не бойтесь предать - из-за страха ли, малодушия или сиюминутной корысти - бойтесь потерять совершенство в любви.
Вы скажете, что «любящий не предаст»? Не обольщайтесь: любовь - еще не безошибочность. Дайте людям право ошибаться, хоть бы и вечно. Петр горячо любил Иисуса!