Как объяснил еще Ж. Бодрийяр, в обществе потребления мифологизируется и отчуждается от начального смысла само потребление. Совокупными стараниями социологов, философов, культурологов, психологов и экономистов понятие «потребление» превратилось в многослойную абстракцию. Ведь под этим словом понимается (у пионеров проблемы - Т. Веблена, М. Вебера, В. Зомбарта, К. Маркса и др.) «героико-эротическая аффектация», «стремление быть замеченным», «потребление престижа», «товарный фетишизм», «религиозное благочестие», «символический обмен» и многое-многое другое. «Потребление» сегодня выполняет ту же функцию, что и «либидо» в психоанализе - оно, с одной стороны, все легко объясняет, а с другой - ничего в отдельности не проясняет, сводя любое периферийное явление к центральному моменту в его «сублимации» или «переносе». Вдобавок «потребление», как и «либидо», стимулирует дальнейшую бурную деятельность по производству новых (или, скорее, предсказуемых и старых) слов и трактовок, ризоматически размножающихся из общего корня.
...
Что же стало решающим моментом для успешной экспансии института и самого
слова «потребление» на все практически социальные процессы? На мой взгляд, удачным
для него оказалась лексическая нейтральность денотата: «потребление» есть вроде бы про-сто удовлетворение потребностей. Отсюда и известное самооправдание потребления - как
же можно обойтись без столь естественного процесса? Вы же не всерьез предлагаете оста-новить потребление, а значит, вернуться в каменный век?
Читать далее