Реклама (рекламные сообщения) - это не информирование, это - команда. В своеобразной форме это было показано в фильме Карпентера "Они живут".
Речь вот о чем.
П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон "Прагматика человеческих коммуникаций".
"...Предположив, что любая коммуникация подразумевает передачу и определяет взаимоотношения, мы, тем самым имели в виду иную аксиому. Другими словами, коммуникация не только предоставляет информацию, но в то же время и налагает обязательство на поведение. Согласно Бейтсону (132, р. 179-181), эти две операции определяются соответственно как «передающий» и «командный» аспекты любой коммуникации. Бейтсон приводит в качестве примера этих двух аспектов аналогию с физиологией: предположим, А, В и С - линейная цепочка нейронов. Тогда запуск нейрона В - это «передача информации о том, что нейрон Л запустился и «дал команду» С также запуститься».
Передающий аспект сообщения предоставляет информацию и, следовательно, синонимичен содер-ЖЙ7/Ш<9 сообщения в человеческой коммуникации. Оно может быть о чем угодно, независимо от того, является ли данная информация правдивой или ложной, валидной, невалидной или бесспорной. Командный аспект относится к виду сообщения и, следовательно, в конце концов, к взаимоотношению между коммуникаторами. Все такие заявления касаются одного или нескольких следующих утверждений: «Вот как я вижу себя... вот как я вижу тебя... вот как я вижу тебя, видящего меня» - и т. д. в теоретическом умозаключении от следствия к причине. Таким образом, например, сообщения: «Ослаблять захват следует постепенно и плавно» и «Только позвольте захвату исчезнуть, и он мгновенно разрушит передачу» - имеют приблизительно одинаковое содержание (передающий аспект), но по-разному определяют взаимоотношения. Чтобы избежать недопонимания вышесказанного, мы бы хотели подчеркнуть, что взаимоотношения очень редко определяются обдуманно или полностью осознанно. Действи-
тельно, чем спонтаннее и «здоровее» взаимоотноше-ния, тем больше командный аспект коммуникации отступает на задний план. Наоборот, «больные» взаимоотношения характеризуются постоянной борьбой за характер взаимоотношений, в то время как передающий аспект коммуникации становится все менее и менее важным."
Нетрудно заметить, что рынок кровно заинтересован в полном господстве командного аспекта коммуникации (рынок, капитализм и власть буржуазии и капитала быстро рухнут, если не будет постоянного гиперпотребления, которое достигается путем манипуляции потребителями, то есть через команды и поддержание существующей иерархии). Обстановка в обществе при этом, естественно, больная.
И еще отрывок.
Адреас "Шесть слепых слонов":
В каждой коммуникации есть три аспекта, три составляющие. Информация. Команда. Отношения. Эти три функции возникают одновременно и лишь частично передаются содержимым слов. На все эти три функции очень сильно влияют невербальные аспекты коммуникации и контекст.
Информация
Наиболее явной функцией коммуникации является передача информации от одного человека к другому. Если я скажу вам: «Я только что съел манго», то это расскажет вам о предполагаемом событии, свидетелем которого вы не были и о котором не знали ранее. Информация в первую очередь представляется содержанием слов, поэтому она легко может быть воспринята в письменном виде, что убирает большую часть невербальной составляющей общения. Поскольку эта функция очень понятна, то я не буду больше тратить на нее время.
Команда
Если я прикажу вам сделать что-то - «слушай меня», то функция команды будет очевидной. Менее очевидна фраза «я только что съел манго», которая приказывает собеседнику создать внутреннюю репрезентацию значения предложения. Собеседник должен создать внутреннее представление любого предложения, чтобы понять его, и многие люди не осознают подобного влияния речи. Более того, внутреннее представление, которое создает собеседник в ответ на услышанное, скорее всего, изменит его эмоциональное состояние, что очень заметно в эмоционально нагруженных сообщениях. Если я опишу ужасную автокатастрофу в красочных деталях, это приведет моего собеседника в совсем другое эмоциональное состояние, нежели я бы рассказывал о детской вечеринке. Хаки образом, функция команды оказывает влияние и на сознательном и на подсознательном уровне. Когда командная функция в большинстве неосознаваемая, мы называем эту коммуникацию гипнозом:
Отношения
Когда кто-то приказывает кому-то сделать что-то, это также определяет отношения между говорящими, в которых один приказывает, а другой подчиняется. Поскольку любая коммуникация носит командную функцию, то всегда будет и функция отношения. Коммуникация может указывать на отношение равных при обмене информацией или на другие отношения между равными собеседниками - это называется симметричными отношениями между равными. Также коммуникация может указывать на отношения между людьми в комплементарных (дополнительных) ролях - родитель и ребенок, учитель и ученик, кто-то значимый и не значимый, и т.д. Это называется комплементарными отношениями между неравными...