реклама, рынок и командная сторона коммуникации

May 05, 2012 22:25

Реклама (рекламные сообщения) - это не информирование, это - команда. В своеобразной  форме это было показано в фильме Карпентера "Они живут".
Речь вот о чем. П. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон "Прагматика человеческих коммуникаций".
"...Предположив, что любая коммуникация подразумевает передачу и определяет взаимоотношения, мы, тем самым имели в виду иную аксиому. Другими словами, коммуникация не только предоставляет информацию, но в то же время и налагает обязательство на поведение. Согласно Бейтсону (132, р. 179-181), эти две операции определяются соответственно как «передающий» и «командный» аспекты любой коммуникации. Бейтсон приводит в качестве примера этих двух аспектов аналогию с физиологией: предположим, А, В и С - линейная цепочка нейронов. Тогда запуск нейрона В - это «передача информации о том, что нейрон Л запустился и «дал команду» С также запуститься».

Передающий аспект сообщения предоставляет информацию и, следовательно, синонимичен содер-ЖЙ7/Ш<9 сообщения в человеческой коммуникации. Оно может быть о чем угодно, независимо от того, является ли данная информация правдивой или ложной, валидной, невалидной или бесспорной. Командный аспект относится к виду сообщения и, следовательно, в конце концов, к взаимоотношению между коммуникаторами. Все такие заявления касаются одного или нескольких следующих утверждений: «Вот как я вижу себя... вот как я вижу тебя... вот как я вижу тебя, видящего меня» - и т. д. в теоретическом умозаключении от следствия к причине. Таким образом, например, сообщения: «Ослаблять захват следует постепенно и плавно» и «Только позвольте захвату исчезнуть, и он мгновенно разрушит передачу» - имеют приблизительно одинаковое содержание (передающий аспект), но по-разному определяют взаимоотношения. Чтобы избежать недопонимания вышесказанного, мы бы хотели подчеркнуть, что взаимоотношения очень редко определяются обдуманно или полностью осознанно. Действи-
тельно, чем спонтаннее и «здоровее» взаимоотноше-ния, тем больше командный аспект коммуникации отступает на задний план. Наоборот, «больные» взаимоотношения характеризуются постоянной борьбой за характер взаимоотношений, в то время как передающий аспект коммуникации становится все менее и менее важным."

Нетрудно заметить, что рынок кровно заинтересован в полном господстве командного аспекта коммуникации (рынок, капитализм и власть буржуазии и капитала быстро рухнут, если не будет постоянного гиперпотребления, которое достигается путем манипуляции потребителями, то есть через команды и поддержание существующей иерархии).  Обстановка в обществе при этом, естественно, больная.
И еще отрывок. Адреас "Шесть слепых слонов":

В каждой коммуникации есть три аспекта, три составляю­щие. Информация. Команда. Отношения. Эти три функции воз­никают одновременно и лишь частично передаются содержимым слов. На все эти три функции очень сильно влияют невербальные аспекты коммуникации и контекст.



Информация

Наиболее явной функцией коммуникации является передача информации от одного человека к другому. Если я скажу вам: «Я только что съел манго», то это расскажет вам о предполагаемом событии, свидетелем которого вы не были и о котором не знали ранее. Информация в первую очередь представляется содержа­нием слов, поэтому она легко может быть воспринята в письмен­ном виде, что убирает большую часть невербальной составляющей общения. Поскольку эта функция очень понятна, то я не буду больше тратить на нее время.

Команда

Если я прикажу вам сделать что-то - «слушай меня», то фун­кция команды будет очевидной. Менее очевидна фраза «я только что съел манго», которая приказывает собеседнику создать внутреннюю репрезентацию значения предложения. Собеседник должен создать внутреннее представление любого предложения, чтобы понять его, и многие люди не осознают подобного влияния речи. Более того, внутреннее представление, которое создает собеседник в ответ на услышанное, скорее всего, изменит его эмоциональное состояние, что очень заметно в эмоционально нагруженных сообщениях. Если я опишу ужасную автокатастрофу в красочных деталях, это приве­дет моего собеседника в совсем другое эмоциональное состояние, нежели я бы рассказывал о детской вечеринке. Хаки образом, фун­кция команды оказывает влияние и на сознательном и на подсозна­тельном уровне. Когда командная функция в большинстве неосознаваемая, мы называем эту коммуникацию гипнозом:

Отношения

Когда кто-то приказывает кому-то сделать что-то, это также определяет отношения между говорящими, в которых один при­казывает, а другой подчиняется. Поскольку любая коммуникация носит командную функцию, то всегда будет и функция отноше­ния. Коммуникация может указывать на отношение равных при обмене информацией или на другие отношения между равными собеседниками - это называется симметричными отношениями между равными. Также коммуникация может указывать на отно­шения между людьми в комплементарных (дополнительных) ролях - родитель и ребенок, учитель и ученик, кто-то значимый и не значимый, и т.д. Это называется комплементарными отно­шениями между неравными...

манипуляции, реклама, прагматика человеческой коммуникации

Previous post Next post
Up