Рыночная мистификация в капиталистических обществах и обществах рыночного социализма. Бертел Оллман.
"Существует, конечно, множество институтов, условий и практик, которые служат «фабриками идеологии». Среди самых навязчивых - государство, масс-медиа, семья, церковь, школа, работа и, конечно, спорт, развлечения и азартные игры. Капитализм использует всё это, чтобы представить ненормальное нормальным, несправедливое - справедливым, неприемлемое - естественным и даже желательным. Разумеется, не все идеи, ценности и прочее, распространяемые этими центрами, совместимы с рыночными способами действия и мышления. И всё же лишь малое количество людей, несмотря на противонаправленное давление (исходящее, например, от религии), способно воспрепятствовать своим покупкам и продажам или своим обоснованиям того и другого. Со взрывным распространением консьюмеризма, увеличением количества времени, мыслей и эмоций, затрачиваемых на покупку и продажу, подготовку к ним, включая обеспокоенность ими и отдых от них, рынок стал серьёзным, если не основным, средством влияния на действия и мысли людей на протяжении их жизни.
Рынок также проявляется через другие центры, на которых строится идеология - за исключением, быть может, процесса производства самого по себе, - полагаясь больше на действительный опыт, чем на словесное натаскивание. Мы учимся через то, что видим, слышим и чувствуем, и особенно через то, что делаем и то, что делают с нами, то есть через наш жизненный опыт. Так происходит потому, что опыт обычно объединяет действие с восприятием и ощущениями более сильными, чем визуальные и слуховые. Вдобавок идеи, формирующиеся в процессе покупки и продажи, то и дело подтверждаются в конкретных случаях, по нескольку раз за день: поведение оказывается эффективным для получения того, что нам нужно. А тот факт, что и все остальные вроде бы действуют подобным образом, обеспечивает общественное подтверждение его истинности. Почему люди так ведут себя, могут ли вести иначе? В процессе социализации мы приобретаем слишком мало идей для ответа на эти вопросы. То есть мистификации, связанные с рынком, растут в большинстве своём из приобретаемого людьми с ранней юности опыта покупок и продаж, а также наблюдения за покупками и продажами других - благодаря огромному количеству рекламы, которую мы ежегодно поглощаем как дети, приобретающие первые навыки. Ложь, умолчания и искажения, которые производятся, как это называют, «индустрией сознания», только подтверждают и придают законченную форму мировоззрению и отдельным представлениям, полученным за счёт личного участия в рыночных отношениях..."