Часы Мира, Весёлый Водовоз и "Два крылечка"

Nov 02, 2010 17:47

После прогулки по западной и центральной части города, дело начало клониться к вечеру, а у меня в запасе оставалась пара часов времени и некоторый резерв пешеходных сил для осмотра восточной части Кронштадта, носящей название Морская слобода. Туда я и направился, крутя головой по сторонам и время от времени поглядывая на часы, дабы не опоздать на вечерний автобус в Питер. В последней части экскурсии меня ждало ещё немало интересных и неожиданных открытий...






Двигаюсь по улице Флотской и снова восхищаюсь замечательными чугунными кружевами кронштадских врат и оград, кои являются истинным украшением города







Неожиданно меня заинтересовало одно из старых (но бывших когда-то красиво-модерновым) зданий по правой стороне Петровской улице. Где-то внутри двора периодически раздавались ухающие удары, как будто молотом лупили по чему-то железному, а также слышались характерные звуки падающих с высоты деревянных конструкций.

"Старый дом разбирают по кирпичику?", - подумал я. Похоже на то, а значит, скорее всего никто не обратит внимания на меня, если я осторожно войду внутрь, не привлекая излишнего внимания к себе. Должен сказать, я люблю бродить по полузаброшенным зданиям, по коим видно, что они доживают свои последние месяцы и дни - всегда интересно, чем жил этот дом в годы своего расцвета...

Входные врата оказались широко раскрыты, и я аккуратно проник внутрь. Это оказалась территория какой-то бывшей военной части, что и подтверждали обнаруженные во дворе и внутри здания артефакты.

Стела у входа рассказывает нам о боевом прошлом учебного отряда






Аккуратно проникаю во входное отверстие (дверей там уже не было обнаружено) и среди куч мусора натыкаюсь на такие обучающие плакаты для юных моряков:




На первом этаже царит рукотворный хаос



А в подвале обнаружилось такое чудо техники XX века




Поднимаемся на второй этаж...



...и обнаруживаем больничный кубрик с живописно разбросанными артефактами









Ответственный пост курсанта Кравченко



В-общем, полазив минут 20 по разгромленному бывшему училищу и стараясь не собрать на себя всю пыль мира, выбрался наружу, к солнечному свету и чистому воздуху. После чего - продолжил изучение Морской слободы.

На пересечении ул. Восстания и Флотской установлен ещё один памятник морякам-подводникам в виде боевой рубки подлодки С-156 "Комсомолец Казахстана"






Отдав дань героям-подводникам, двинемся вновь по улице Восстания - но на сей раз не в западную, а в восточную часть Кронштадта. И через несколько сотен метров обнаружим ещё один памятник. В 1974-м году, в день тридцатилетия освобождения Ленинграда от вражеской блокады, здесь была установлена мемориальная доска: "Здесь в годы блокады Ленинграда проходила "Малая дорога жизни": Горская - Кронштадт - Ораниенбаумский плацдарм. 1941 - 1944".




Такой же мемориал имеется в посёлке Малая Ижора и посёлке Горская. Мемориал дополнен небольшой композицией: стальные балки противотанкового "ежа", опутанные витком колючей проволоки, а в их бетонный постамент вдавлен след протектора автомобильной шины.




Всего лишь несколько шагов под арку Северного вала, и можно попасть на побережье Финского залива



Именно здесь зимой 41-го по ненадёжному люду шли и шли грузовики с помощью для жителей блокадного Ленинграда...



Итак, пройдём дальше и свернём на улицу Мануильского, здесь можно полюбоваться на Никольскую церковь при Анатомическом театре Морского Госпиталя.




А вот и сам Военно-Морской госпиталь, опять же с причудливыми вратами




Через дорогу от Военно-морского госпиталя раскинулся Госпитальный сад, во глубине которого возвышается красивое и внушительное здание Лютеранской церкви св. Елизаветы




Церковь евангелических лютеран сто лет назад



Эта Церковь была старшей изо всех иноверческих храмов в Кронштадте, и прихожанами ее были тысячи жителей города. Но в 1930-е годы в Храме Святой Елизаветы был устроен склад, а после Великой Отечественной войны внутри была размещена насосная станция для городского водопровода. И сейчас здесь продолжает работать служба "Водоканала".




В жаркий день даже собачкам хочется немного освежиться...



В 1903-м году решено было построить каменную часовню у Ленинградских (тогда - Петербургских) ворот и посвятить её двухсотлетию Полтавской победы.

Надо сказать, что часовня была изумительно красива... Но в советские годы она представляла собою жалкое зрелище. И когда началась эпоха пешеходных экскурсий, и через Ленинградские ворота ежедневно, в летний сезон, стали проходить тысячи людей, то часовню стали маскировать строительными лесами. А когда леса становились чёрными, их просто заменяли на новые, которые тоже стояли до тех пор, пока не почернеют.

Но, к счастью, недавно свершилось то, чего так долго ждали жители города. К торжествам по случаю трёхсотлетия Кронштадта старинная часовня была полностью отреставрирована и снова вступила в строй во всей своей красоте

Часовня у Ленинградских ворот



Когда был основан Кронштадт, основной проблемой стало обеспечение города водой. Зимой воду получали из снега, летом же брали её прямо из моря, благо она рядом с островом была пресной, невской.

С 1721 года, в летнее время, на специально оборудованных судах, была организована доставка воды на остров Котлин из Петергофа. Это была чудесная вода из Ропшинских источников, питавших знаменитые фонтаны (кстати, Кронштадт и до сих пор пьёт воду происхождением оттуда). Но эта вода использовалась только для питья и приготовления пищи. В казённые учреждения петергофская вода отпускалась безвозмездно, а в частные дома - только за наличные деньги.




В 1804 году в Кронштадте, наконец, появился водопровод. Это был самый первый водопровод в России. Плата за него с жителей не взималась. А на площади у Петербургских ворот было возведена изящная и высокая башня городского водопровода. В Кронштадте использовалась также и первая в мире система водоснабжения с хлорированием воды (еще в XIX веке), а заодно и первая в России, в которой от хлорирования удалось полностью отказаться (заменив его на обработку ультрафиолетовым излучением - это уже в XXI веке).




После того, как была освящена церковь Святой Елизаветы, внешний облик здания водокачальной машины (как тогда выражались) несколько изменился.

Солнечные часы рядом с Башней. По ним вы можете определить, в какое время я был на Петербургской площади







Сюда же подкатил со своей бочкой, чтобы зачерпнуть чистой питьевой водички, кронштадский водовоз



image Click to view


Ну вот, побродив по скверу, полюбовавшись на все эти интересности и при желании освежившись в фонтачике и отдохнув на скамеечке, можно потихоньку двигаться обратно. Если есть время, можно, конечно, посетить городской пляж и пристань с маяком, находящимся за Ленинградскими воротами - но меня уже время поджимало, так что повернул назад, стараясь пройти теми улочками, где ещё не был.

Всё по той же улице Мануильского я спустился южнее и оказался в самом начале Петровской улицы, у Морзавода.



Памятник морзаводовцам установлен в саду Металлистов, напротив самого завода. Раньше сад назывался Романовским сквером и был подарен царём Николаем II Кронштадту в дни празднования 300-летия дома Романовых. На каменной стеле барельефы, изображающие рабочего, работницу, матроса и солдата.




Кронштадт находился в двойной блокаде - отрезанный вместе с Ленинградом от всей страны, он к тому же и сам был отрезан от Ленинграда. Сам город обстреливался почти ежедневно -например, в 1942 году на Кронштадт было сброшено около 11000 бомб. И, несмотря ни на что, кронштадтцы выстояли!




Изящный флагодержатель на фасаде бывшей Минной школы Балтийского флота




В 1905-м году на улице Петровской был выстроен целый комплекс зданий Минной школы Балтфлота - с учебными классами, с машинными залами, с мастерскими. После Великой Отечественной войны Машинная школа превратилась в Морской техникум.




Одно из помещений школы - одноэтажный корпус с громадным полукруглым окном - даже представляло собою в подлинном виде кочегарку большого военного корабля с действующей моделью котла. Здесь всё было по-настоящему: пылали топки, гудели форсунки, летел уголь в ненасытную огненную пасть. Тут молодые новобранцы, получив необходимую теоретическую подготовку, на практике овладевали своей профессией.




Пройдя чуть далее по улице, мы попадаем в прохладные объятия Летнего сада. Приоткрытые его врата так и приглашают зайти внутрь и немного освежиться под сенью множества могучих зелёных деревьев...







В одном из уголков Летнего сада, справа от Главной аллеи, на небольшом пригорке высится чёрная стела из чугуна, на которой написано "В память человеколюбивого поступка человека. 1827 год". Внизу - изображение кормы линейного корабля "Азов", а вверху стела украшена изображением лаврового венка.

Памятник посвящён подвигу мичмана Александра Домашенко, бросившегося с кормы для спасения погибающего в волнах матроса.




1827-й год. Восстание греческого народа против многовекового турецкого ига продолжается вот уже пять лет. Огромная Турецкая империя терзает маленькую Православную Грецию, чтобы окончательно задавить отчаянный порыв греческого народа к свободе и независимости. Правительства Англии, Франции и России заявляют о своей безусловной поддержке справедливой борьбы. Когда корабли Соединённого флота приблизились к берегам Греции, ликованию местного населения не было предела. При виде русских моряков, своих единоверцев и бескорыстных защитников, греки не могли сдержать слёз.

Русской эскадрой командовал Л.П.Гейден, штаб которого находился на линейном корабле «Азов». Командиром «Азова» был капитан 1 ранга М. П. Лазарев. На этом же корабле служил мичман А. А. Домашенко, вместе со своими друзьями - лейтенантом П. С. Нахимовым, мичманом В. А. Корниловым и гардемарином В. И. Истоминым.

Мичман Александр Домашенко служил на этом паруснике




Однажды, когда русские корабли находились в виду острова Сицилия, разразился шторм, хлынул дождь. Послышалась команда: «Убрать паруса!» И матросы в одно мгновенье взлетели на реи всех мачт. Но один из них оступился и, не сумев удержаться, с криком полетел в море. Мичман Домашенко в это время находился у себя в каюте. Он только что сменился с вахты, переоделся и, отпив чаю, взялся за книгу. Вдруг мичман заметил, как за окном каюты мелькнул падающий человек. Отбросив книгу, он подбежал к окну, вышиб раму и с огромной высоты ринулся в бушующие волны. Проплыв значительное расстояние, он добрался до утопающего, подхватил его и стал поддерживать, зная, что их не оставят в беде.

И помощь была близка. Вёсла сгибались в руках матросов спасательной шлюпки - с такой силой они гребли. Оставалось сделать всего лишь каких-то два-три взмаха, и люди были бы спасены. Но налетел еще один порыв шквалистого ветра - и спасательную шлюпку отнесло далеко в сторону, а головы утопающих навеки скрылись в волнах...

Флагман русской эскадры - линейный корабль "Азов", героически сражавшийся в битве при Наварине




Много памятников в Кронштадте. Но этот - самый трогательный, самый волнующий. Десятилетия прошли с тех пор, как унесли морские волны молодую жизнь. Меняется жизнь, понятия, представления о действительности, а чувства, вызванные подвигом мичмана Домашенко, всегда и у всех одни - восхищение и глубокое уважение к личности молодого, полного сил человека, не пощадившего себя ради другого в трагическую минуту.

Но есть ещё один памятник морякам корабля «Азов». Он далеко от Кронштадта, в Средиземном море. Это надгробие белого мрамора, на могиле моряков-героев, павших в Наваринском сражении и похороненных в братской могиле на острове Сфактория в Греции. Греческий народ помнит тех, кто пришел к ним на помощь в трудное время и помог обрести свободу и независимость! И вот уже 175 лет покрывают эту могилу живые цветы...

Когда-то в Летнем саду стоял деревянный домик Петра I, разобранный позднее из-за ветхости. Первое время своего существования сад был местом общественного гуляния, где по воскресеньям и праздничным дням играл оркестр. Здесь сохранился столетний дуб, посаженный ещё адмиралом Макаровым.

Доковый бассейн, спрятавшийся во глубине Летнего сада.



Следуя извилистыми тропками Летнего сада, выходим к Пешеходному мосту - он, хотя и похож на Макаровский, но всё-таки немного отличается от него.




Ещё раз полюбуемся на Обводный канал...



...и вновь попадаем на Советскую улицу.






18 июня 1979-го года в Советском парке в торжественной обстановке был открыт памятник одному из самых замечательных граждан города Кронштадта - действительному члену Академии Наук и лауреату Нобелевской премии, учёному Петру Леонидовичу Капице (1894 - 1984).







Ещё один красивый флагодержатель




Последний памятник на сегодняшней прогулке - небезызвестному товарищу Кирову, пламенному большевику и правителю Ленинграда с 1926-го по 1934-й год



Всё, пора бежать к Дому Быта, откуда я и начал утром свою прогулку по Кронштадту. Но легче сказать, чем сделать - после 6 часов пешехождения сил, чтобы прибавить ходу, уже почти не осталось...

Кронштадские девушки...




...и кронштадские бабушки




До свидания, Коронный Город! После посещения Кронштадта нельзя остаться равнодушным - он покоряет своими замечательными архитектурными памятниками, уникальным расположением и холодной, но в тоже время великолепной красотой Финского залива...

Я ещё вернусь сюда.




Предыдущие части рассказа о прогулке по Кронштадту:

Форпост России в Финском заливе
Где же на самом деле находится "Пуп Земли"?

При подготовке материала были частично использованы следующие источники:

Ф.А. Тимофеевский "Краткий исторический очерк двухсотлетия города Кронштадта"
Кронштадт. Виртуальная экскурсия
http://parus.ucoz.lv/publ/1800_1900_god/azov/6-1-0-22

Кронштадт, рассказы, лето, Ленинградская область, скульптуры и памятники, фотоальбом, однажды..., красота, Россия, путешествия, храмы, история

Previous post Next post
Up