«Безумцы» (англ. Mad Men) - американский драматический телесериал 2007-2015 годов, снятый по замыслу американского режиссёра и сценариста Мэттью Вайнера (англ. Matthew Weiner, *1965) для телеканала
American Movie Classics (AMC). [1]
Герои телесериала "Безумцы"
Он получил рекордное количество наград и положительных откликов. Существует даже мнение, что телесериал стал культовым и отражает как нельзя лучше не только социальную жизнь вообще, но и быт дизайнеров в Америке 60-70х годов. Однако реальный человек - легенда дизайна Джордж Лоис (амер. George Lois, *1931), который якобы послужил прототипом главного героя - креативного директора Дона Дрейпера в вымышленном рекламном агентстве «Стерлинг-Купер», весьма недоволен авторами телесериала, и даже считает фильм оскорбительным и крайне лживым.
Джордж Лоис в 60х годах, фото отсюда.
По фильму, престижное рекламное агентство «Стерлинг-Купер» расположено на элитной Мэдисон-авеню в Нью-Йорке со всеми вытекающими. Его опустошённые сотрудники в погоне за «длинным долларом» сами называют себя «безумцами», прожигают жизнь и становятся участниками целого ряда событий.
Jon Hamm and January Jones, photographed by Annie Leibovitz for Vanity Fair, 2009.
Легенда Джордж Лоис, которого Wall Sreet Journal назвал в своё время супергероем рекламного бизнеса, был настолько возмущён эксплуатацией своей фигуры в «Безумцах», что отреагировал весьма резко и бескомпромиссно на попытку дискредитации целого поколения талантливых, незаурядных дизайнеров.
Если вы пока не знаете, кто такой Лоис и не знакомы с его обложками для «Esquire», вот небольшой пример его рекламной дерзости в «особо крупных размерах». В своих рекламных кампаниях дизайнер иногда умышленно перегибал палку. В 1985 году молодой модельер Томми Хилфигер (англ. Tommy Hilfiger, *1951) был всего лишь владельцем небольшого магазинчика одежды в Манхеттене и особой популярностью не пользовался. Первые плакаты Лоиса для рекламной кампании Хилфигера были совершенно дерзко развешаны на Таймс-сквер (англ. Times Square) - на площади в центральной части Манхэттена в Нью-Йорке и провоцировали читателя возмутительным высказыванием:
Четыре великих американских дизайнера мужской одежды
R_ _ _ _ L _ _ _ _ _
P_ _ _ _ E _ _ _ _
C_ _ _ _ _ K _ _ _ _
T _ _ _ _ H _ _ _ _ _ _ _
Вы можете легко отыскать рекламный плакат Лоиса для Хилфигера в интернете, если зададите в поиске «The 4 great american designers». Надписи расшифровываются как Ralf Lauren, Perry Ellis, Calvin Klein и Tommy Hilfiger.
Уже на следующий день весь город хотел знать, кто же, чёрт побери, этот «T _ _ _ _ H _ _ _ _ _ _ _» . Томми Хилфигер стал знаменитым буквально за ночь. Эта оригинальная Томми-кампания стала исполнившимся предсказанием, потому что на сегодняшний день бренд Tommy Hilfiger является одним из самых популярных во всём мире. У нас в семье есть даже шутка: «Поедем за новой одеждой? А что там даёт Томми, который нас одевает?» :-) Не знаю, как вам, а мне в своё время пришлось поискать, кто такой, чёрт побери этот P_ _ _ _ E _ _ _ _ на плакате Лоиса. Оказалось, что Perry Ellis.
Tommy Hilfiger Autumn/Winter 2012 Advertising CampaignAll the latest men's fashion lookbooks and advertising campaigns are showcased at FashionBeans.
Упомянутая выше рекламная кампания в исполнении Лоиса весьма разозлила модельеров, чьи имена словно эксплуатировали для поднятия имиджа неизвестной марки. Джордж Лоис рассказал, что пару месяцев после старта рекламной кампании для Хилфигера, он, Лоис, отправился поужинать с женой в ресторан. Там дизайнер встретил тогда уже знаменитого модельера Кельвина Кляйна (англ. Calvin Klein, *1942), на чьё имя был намёк в Томми-кампании и который был явно разозлён растущей популярностью какого-то там Хилфигера. Кляйн приблизился к Лоису и стал разъярённо размахивать пальцем перед лицом дизайнера: «Знаете ли Вы, что я потратил 20 лет жизни, чтобы оказаться там, где я сейчас нахожусь, и куда вы приписали никому неизвестного Хилфигера?» Лоис якобы вежливо взял Кляйна за палец, отодвинул от своего лица и ответил: «Дурак! Зачем терять 20 лет на то, что можно уладить за 20 дней?!» [2]
Ваше дело, верить или нет словам Лоиса - у меня такое чувство, что на старости лет он стал приукрашать свои слова и поступки. Например, в своей книге [2] он описывает, что попал солдатом на войну в Корею, потому что, возмущённый расистским оскорблением офицера, смачно отправил командующего сержанта туда, где и раки не зимуют. Или что приучил себя ещё в молодые годы спать всего 3 часа и называет идиотами всех, кто отводит отдыху больше 3х часов в сутки. Однако сложно отрицать, что Джордж Лоис прослыл человеком не только весьма талантливым, но и дерзким, решительным, провокативным. Вероятно, времена тогда были такие, что сыну цветочника из семьи греческих эмигрантов местом жительства в проблемном районе Нью-Йорка нужно было уметь махать кулаками, в том числе и вербально. При этом постоянно держать марку человека прямолинейного и задиристого.
Итак, в первую неделю 1960 года, когда разворачивается и действие телесериала «Безумцы», Джордж Лоис действительно основал второе по величине во всём мире креативное агентство «Papert Koenig Lois», которое сейчас принято называть «The Real Mad Men» (настоящие «Безумцы») и произвёл переворот в мире рекламы[2].
По его словам, 60е годы в Америке были по-настоящему героичными в истории коммуникативного дизайна. Тогдашние создатели рекламы были настоящими смельчаками и не имели ничего общего с прилизанными героями «Безумцев».
Lois and Don King
Так, Лоис говорит в своей книге: «Этот сериал действует изрядно на нервы и является очередной мыльной оперой в гламурном офисе, где стильные кретины спят с похотливыми секретаршами с начёсанными волосами, попивают мартини и курят до смерти, при этом создают тупую, безликую рекламу, в которой нет ничего от того времени. Ни намёка на Движение за гражданские права чернокожих в США, ни слова о зарождающемся движение за права женщин, мерзкой войне во Вьетнаме или других революционных событиях 60х годов, которые навсегда изменили Америку. Чем больше я думаю о «Безумцах», тем больше воспринимаю этот сериал как личное оскорбление. Убирайтесь к чёртовой матери, «Безумцы», - лживые шовинисты в серых фланелевых костюмах, бездарные сынки, расисты, антисемиты и республиканские сукины дети! И к слову, в свои 35 я выглядел куда лучше, чем Дон Дрейпер»[2].
Джордж Лоис, фото отсюда
Как бы там ни было, спасибо Лоису за его идеи, величие и да, за его задиристость тоже. Долгих лет и ещё большего количества потрясающих идей!
Источники
-----------------------
[1]
Britannica: Mad Men, American television series[2] Lois G., Verdammt gute Tipps (für Leute mit Talent!), Phaidon, 2012