Сlose-up: Причудливый прибор доктора Лероя

Jul 17, 2020 08:12


Close-up или «клоуз-ап» - термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. Хочу представить вам свою новую старую рубрику «Close-up», в которой буду рассказывать, как и делала это уже несколькими годами ранее, об интересных деталях в произведениях искусства.

Какой была жизнь в конце 18 века? Вероятно, можно сколько угодно рассматривать картины того времени и погружаться в романы, но факт остаётся фактом, что многие вещи стали для современного человека загадкой. Обратите внимание на стимпанковский предмет в левом верхнем углу на картине Жак-Луи Давида «Портрет доктора Альфонса Лероя» 1783 года. Как думаете, что же это за штука?



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г


Стимпанк или нет?

Хотя выглядит этот прибор весьма по-стимпанковски, спешу разочаровать поклонников направления, что о стимпанке (от англ. steampunk: steam - «пар» и punk - «панк») здесь речи не идёт. Он появился как направление только много лет спустя. Стимпанк берёт своё начало в научно-фантастических произведениях Жюля Верна (фр. Jules Gabriel Verne, 1828-1905) и Мэри Шели (англ. Mary Shelley, 1797-1851), а само понятие «стимпанк» придумали лишь в 1980х годах.[3]



"Reddington’s Phonelescope". Псевдо-машина в стиле стимпанк дизайнера Бартона Сирса (film editor and Savannah College of Art and Design (SCAD) professor Burton J. Sears) [4]

Итак, как многие уже вероятно догадались, перед вами потрясающая конструкция эффективной, яркой масляной лампы 18го века.



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г. Деталь картины.

Кто такой Айми Арганд?

Изображённая Давидом лампа была изобретена и запатентована выдающимся швейцарским физиком, химиком, конструктором и изобретателем Айми Аргандом (фр. Aimé Argand, настоящее имя François Pierre Ami Argand; 1750-1803). Её и назвали по имени изобретателя - Аргандова лампа.



Ами Арганд и Аргандова лампа

На фото ниже одна из первых моделей Аргандовой лампы, которые были сделаны по патенту Ами Арганда в Лондоне. Она была куплена для первого избранного президента Америки - Джорджа Вашингтона (англ. George Washington, 1732-1799) в 1790 году, то есть где-то 10 лет спустя после изобретения лампы. По словам одного из источников [8], Вашингтону было предложено приобрести «патентные лампы», которые были замечены в доме одного крупного торговца в Филадельфии. Преимущество их было в том, что они состояли из трубчатого фитиля и стеклянной дымовой трубы, которая улучшала воздушный поток, усиливала горение топлива и представляла из себя источник света, который не просто меньше дымил, но был ярче и долговечнее, чем устаревшие масляные лампы или свечи.





Аргандова лампа - подарок Говернера Морриса первому президенту Америки Джорджу Вашингтону. Фото отсюда.

Позже в доме Вашингтона в большом количестве появились настенные Аргандовы лампы. По яркости они не уступали современной настольной лампе. Пара таких на стене, и вот уже интерьер освещён не хуже современного. Президент Вашингтон был настолько в восторге от этих новомодных технических штучек и их качества, что даже забрал их с собой на свою плантацию в Маунт-Вернон (англ. Mount Vernon)[9].





Настенные Аргандовы лампы в доме-музее Джорджа Вашингтона в Маунт-Вернон.

Что было до Арганда?

Арганду следует сказать спасибо и за нашу керосиновую лампу с регулятором высоты фитиля, которая до сих пор есть у многих, и даже за газовую горелку плиты или котла. Ведь до Арганда много веков существовала лишь масляная лампа с резервуаром для горючей жидкости и фитилём, который торчал из сосуда, коптел и горел не ярче свечи.










Практически лампа Алладина :-)

И лишь Арганд около 1780 года придумал, что как и в лампе Алладина фитиль может проходить по ручке от резервуара с топливом к горелке - но теперь у лампы была наихитрейшая и изящнейшая конструкция.

Хлопковый фитиль был зажат по кругу в двойном цилиндре. Внутренний цилиндр был открыт снизу так, чтобы воздух мог проходить сквозь него - эффект дымохода. Над пламенем Арганд сначала поставил циллиндр из листового металла, потому что изначально пытался решить проблему обогрева и отопления, уменьшить копоть и улучшить сгорание. Но уже вскоре с подачи одного из коллег заменил металл с отверстиями для тепла на изящное, прозрачное стекло. «Аргандова горелка» использовалась почти для всех последующих масляных и керосиновых ламп. Позже и эти лампы были усовершенствованы и употреблялись практически повсеместно.[5][6][7]

Аргандова лампа в действии:

image Click to view



Лампа, получившая своё название по имени создателя, давала в 10-12 раз больше света, чем обычная свеча, и в несколько раз больше, чем лампы с традиционными фитилями. Аргандовы лампы, благодаря своей яркости, некоторое время даже использовали на маяках, пока они не были заменены более дешёвыми в изготовлении и простыми в обслуживании керосиновыми лампами.





Один из декоративных вариантов Аргандовой лампы.

Почему Аргандова лампа иногда зовётся «квинке»?

Во Франции Аргандовы лампы называют «Quinquet» по имени парижского фармацевта Антуана Квинке (фр. Antoine Quinquet, 1745 - 1803), который участвовал с Аргандом в ряде других проектов, и был заинтересован по роду деятельности в лучшем свете, а не в большей отдаче тепла. Именно он и предложил Арганду поместить над горящим фитилём лампы трубку из стекла. Позже Квинке популяризировал этот светильник во Франции, и у него появились самые разнообразные по форме и цвету стёкла.[6]





Это как раз одна из весрий Квинке-лампы середины 19 века. Резервуар у неё находится на одном уровне с горелкой.



Ещё примеры квинке-ламп, они же лампы Арганда. Фото слева www.musee-foliemarco.com, справа goo.gl

Откуда взялись современные керосинки

Недостатком оригинальной конструкции Арганда было то, что масляный резервуар должен был располагаться выше уровня горелки из-за тяжелого липкого растительного масла, чтобы оно стекало по фитилю вниз - как это изображено на картине Давида.

Это делало светильники тяжелыми и отбросывало сильную тень. Эту проблему удалось решить только годами позже, когда появились часовые механизмы для ламп, позволяющие подкачивать масло автоматически. Речь о лампах французского часовщика Карселя (фр. Bernard Guillaume Carcel, 1750-1818) - Carcel lamp [11]. Позже появилась специальная пружина, которая позволяла находиться резервуару не только рядом на одном уровне с горелкой, но даже прямо под ней как у современных керосиновых ламп.



Cовременная версия масляных ламп с резервуаром под горелкой. Слева фото www.hagelmark.se, справа royaldesign.de

Взгляните ещё раз

А теперь после всего того, что известно о приборе, изображённом рядом с доктором Альфонсом Лероем кисти Давида, посмотрите ещё раз на картину.



Жак-Луи Давид, "Портрет доктора Альфонса Лероя", 1783 г

Помимо прочего, доктор Лерой был акушером и с большой вероятностью присутствовал при рождении первого ребёнка четы Давидов.[12]

Жак-Луи Давид изображает доктора интеллектуалом за изучением трудов «Заболевание женщин» при свете Аргандовой лампы. Если принять во внимание, что изобретение этого светильника на тот момент было у всех на слуху и считалось последним писком науки и техники, становится понятным, что этот прибор имеет и символическое значение. В основном как признак просвещённости доктора и его прогрессивности. Новое время - новые иконографические символы, которые художник активно использовал для «шифровки» своих работ ;-)

------------------------

Источники

[1] Jacques-Louis David
[2] Жак-Луи́ Дави́д
[3] Steampunk
[4] Steampunk… Or Just Punk’d?
[5] Öllampe
[6] Argand lamp
[7] Аргандова лампа
[8] The Material Culture of the Presidency
[9] Argand wall lamp
[10] Mount Vernon
[11] Carcel lamp
[12] Portrait of Doctor Alphonse Leroy

art & artists, удивительное рядом, мои статьи, close-up, steampunk, художнику на заметку

Previous post Next post
Up