В 2019 году мировое сообщество отметило
100 лет со дня основания Баухауса (нем. Bauhaus c 1919г.) [1]. Школа Баухаус была своего рода экспериментальным проектом в области свободного и прикладного искусства, дизайна, архитектуры и педагогики. Первой школой подобного рода, в которой готовили специалистов нового будущего. Основатель и первый директор школы - известный архитектор Вальтер Гропиус (нем. Walter Gropius 1883-1969) мечтал об искусстве, доступном для всех. И о том, что индустрия будет идти рука об руку с изобразительным искусством, ремеслом и дизайном. Сейчас, когда я смотрю на работы Баухауса, меня не покидает чувство, что машину времени изобрели ещё дизайнеры Баухауса и заглядывали к нам в будущее, чтобы подсматривать интересные решения - настолько прогрессивными для своего времени были вещи, которые делали мастера и выпускники Баухауса. На фоне событий и устройства жизни начала 20го века изобретения и методы Баухауса рвут все шаблоны и кажутся просто невероятными - как минимум на 100 лет впереди своего времени.
Прямые линии, минималистские архитектурные конструкции, геометрические шрифты и узоры на тканях, металлические конструкции - простые, практичные, квадратные и складные. То, что является своего рода общим знаменателем качества и вкуса для ценителей изысканного дизайна. Они объединяют в себе простоту, красоту, изящество и функциональность. Входит ли в этот список удобство - вещь скорее спорная. Но те, кто сегодня может позволить себе украсить собственный интерьер "Василием" или столами-матрёшками, придуманными выходцем Баухауса - архитектором и дизайнером Марселем Брёйером - считаются настоящими эстетами. Красиво жить не запретишь, учитывая сегодняшние цены на произведения, выполненные согласно стилю Баухауса.
Стул "Василий" - в честь Василия Кандинского, выполненный по дизайну известного выпускника Баухауса, немецкого-американского архитектора, художника и дизайнера - Марселя Брёйера (нем. Marcel Breuer, 1902-1981). Предмет интерьера, который стал действительно культовым.
Источник. Набор столиков B9 B9-9c, разработка 1927 дизайнером Марселем Брёйером. Bauhaus-Archiv Berlin, Foto: Gunter Lepkowski.
Источник. Ученики Баухауса - этого революционного для своего времени заведения - получали не только практические навыки, но и привыкали выходить за рамки стандартных мыслитльных структур, искать новые пути реализации собственного потенциала. Вещи, которые являются обыденными для многих учеников сегодняшних творческих вузов во всём мире. Давайте разберёмся, откуда у этого выросли ноги и куда привели.
Баухаус просуществовала всего 14 лет: с 1919 по 1925 год в Веймаре, потом до 1932 года после вынужденного переезда - в Дессау и всего 1 год до закрытия школы нацистами в 1933 в Берлине. Однако эта школа до сих пор оказывает сильнейшее влияние на нашу жизнь, хоть мы этого больше совершенно не замечаем или просто не знаем. Столь обыденными и привычными стали идеи, которые в начале 20 века заставляли бурлить умы и вызывали протесты и возмущение общественности.
Слева: здание высшей школы изобразительного искусства в Веймаре, в котором в первые годы разместилась школа Баухаус. Архитектор - Хенри ван де Вельде, фотограф - Луис Хельд, 1911 год. Справа: плакат Юста Шмидта (Joost Schmidt) к выставке Баухауса в 1923году.
Преподавателями, или как раньше было принято называть - мастерами, этой школы дизайна и искусства были такие потрясающие люди, как Йоханнес Иттен, Василий Кандинский, Анни и Йозеф Альберс, Пауль Клее. К тому же Вальтер Гропиус неустанно приглашал для проведения лекций или небольших курсов гостевых доцентов. Например, таких творческих провокаторов, как нидерландский художник, архитектор, скульптор и один из основателей группы «Стиль» (нидерл. «De Stijl», 1917) - Тео ван Дусбург (нидерл. Theo van Doesburg, 1883-1931). Здесь можно посмотреть весь список
постоянных преподавателей и
известных студентов Баухауса, которые оказывают влияние на мир искусства и в частности дизайна по сей день.
Веймарская республика и Баухаус
Интересным в Баухаусе было то, что впервые за всю историю художественных заведений в манифесте школы было провозглашено равенство между мужчинами и женщинами, к тому же к обучению официально допускались евреи и иностранцы. Ведь речь шла о новом устройстве школ в новой Веймарской республике (нем. Weimarer Republik, 1918-1933) - периоде демократической оттепели в немецкой истории после Первой мировой войны и революции 1918-1919.
Это было нелёгкое время, когда страна наконец-то освободилась от самодержавия кайзера и мечтала о новом, демократическом государстве. Привычный строй рухнул, но оставил в наследие тысячи ветеранов, катастрофальные международные отношения, упадок экономики и разруху. Немцам предстояло изобрести себя заново. Демократическая Веймарская республика, которой было суждено просуществовать всего несколько лет до захвата власти фашистами в 1933 году, далась очень большой кровью.
Здесь можно посмотреть архивные фотографии революции в Германии и волнений зимы 1919 года.
Революция в Берлине 1918/19 года - конфликт между коммунистами - так называемыми "Спартаковцами" во главе с Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом - и социалистическими властями - SPD - социально-демократической партией Германии. Из страха диктатуры пролетариата, как в России, SPD была вынуждена опираться на поддержку военщины. Среди бывших солдат было много сторонников фашисткой партии. На фото: "Спартаковцы" в январе 1919 года в газетном районе Берлина. Баррикады из бумаги перед издательстким домом Рудольфа Моссе. © Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek, Photothek Willy Römer / Willy Römer.
Источник. Фото Вилли Рёмера "Выборы к национальному собранию", 1919г. © Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek, Photothek Willy Römer / Willy Römer.
Источник.
Традиционно, люди, которые получали классическое художественное образование, формировали вкусы своего поколения. Ниже - архивный снимок в художественно-ремесленной школе Берлина. Урок у профессора Коха.
Источник. Bildhauer-Werkstatt in der Unterrichtsanstalt des Kunstgewerbemuseums Berlin, Mitte: Prof. Max Friedrich Koch (1859-1930) © bpk/Kunstbibliothek, SMB, Photothek Willy Römer/Willy Römer.
Однако уже в конце 19го века ремесленные художественные школы и их выпускники оказались в глубоком кризисе. Они не могли угнаться за прогрессивными Англией и Фринцией, которые могли похвастаться не только новыми изобретениями, но и их красотой, а так же функциональностью. Казалось, что возможности новых технологий и материалов были безграничны, но только не для немцев. Споры об упадке вкуса в казерской Германии ожесточенно разгорались с каждой новинкой. Изделия казались многим современникам совершенно лишёнными смысла, деформированными и даже карикатурными. На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне были найдены современные паровозы с античными украшениями, резные козлы из дерева, которые карабкались по огромным часам или ковры с тиграми, ползающими в джунглях. Люди были в полнейшем отчаянии от безвкусного дизайна многих изделий того времени.[11]
В Веймарской республике вопросы формирования вкуса, устройства новых школ и воспитания нового поколения грамотных специалистов стали вопросами государственной важности. В итоге Вальтер Гропиус [12] получил зелёный свет от нового демократического правительства Веймарской республики на основание Баухауса. А именно на создание школы, которая объединила бы в себе ремесленное и академическое художественное образование, поставленное на службу граждан страны.
Портрет Вальтера Гропиуса.
Источник. В первый год основания школы Баухаус "по мотивам" британского Arts-and-Crafts туда записалось куда больше женщин, чем мужчин, а немногие из студентов-мужчин были евреями и иностранцами. Если вы помните, исторически так сложилось, что выходцам из еврейских семей - не только в России, но и в Германии - d в основном дозволялось заниматься только торговлей или ломбардничеством (ростовщичеством). Та часть общества Германии, которая опиралась на поддержку армии и фашистких группировок и не хотела никаких перемен, стала оказывать давление на Гропиуса. А таких ультра-правых в партии, как показали события 1933 года, было больше, чем хотелось бы.
Результатом стало то, что даже в таком прогрессивном месте как Баухаус женщин поставили на обслуживание столовых, окучивание полей и садов школы, приготовление пищи. Единственным классом, в котором девушки могли получить художественное образование, стал класс ткацкого дела. Можете себе хотя бы на минуту представить ситуацию, чтобы сейчас современная девушка пришла в вуз, и ей сообщили: "Хочешь учиться у нас - подпишись сначала на обслуживание." Мол, у нас сейчас трудные послевоенные времена. Голод, нищета и вообще нужно сильное женское плечо для будущего мужского поколения художников и дизайнеров, которые изменят лик страны.
В итоге Баухаус всё равно прославился своими ученицами, хотя в преподавательстком составе оказались лишь
несколько женщин-мастеров, которые, о неожиданность, преподавали ткацкое дело, дизайн тканей или гимнастику и музыку.[2] Но это уже отдельный разговор.
Баухаус в одной фотографии
Если вернуться к теме того, что же такое Баухаус и попытаться объяснить коротко, что это за зверь - у немецко-французского телеканала arte существует замечательный короткометражрный сериал
Flick-Flack, в одном из эпизодов которого как раз и была предпринята подобная попытка объяснения по всего лишь одной фотографии. А именно вот этой.
Сидящая в театральной маске Оскара Шлеммера в стуле из стальных труб Марселя Брёйера, около 1926г. Фото: Erich Consemüller, Bauhaus-Archiv Berlin / © Dr. Stephan Consemüller.
Источник. В ней собрано много из того, что характеризовало Баухаус. Её автор - Эрих Конземюллер (нем. Erich Consemüller, 1902-1957) - был студентом Баухауса, фотографом и художником-графиком, который создал по заказу школы более 300 инновативных для того времени фотографий. Именно благодаря этому материалу сейчас можно узнать многое о жизни школы.[8]
С большой вероятностью женщина в маске на фото - Лиз Байер-Фольгер (нем. Lis Beyer-Volger, 1906-1973)[5] - модельер и дизайнер тканей. Она тоже была в своё время студенткой Баухауса и создала невероятное скандальное для 1928 года платье. Ведь оно даже не закрывало колени. Именно в этом платье и сидит девушка на фото. Если вы посмотрите на него внимательно - это та форма летних платьев, которые носят многие современные девушки и женщины - и это почти 100 лет спустя! К слову о машине времени. Кстати, геометрические узоры на платье - тоже были чем-то невероятным для того времени и вещью весьма инновативной.
Слева фото Лиз Байер, справа фото её платья.
Источник. Чтобы вы понимали, почему платье Лиз стало скандалом, обратите внимание на фото ниже, как именно женщины начала 20го столетия одевались. Причём это на снимке вполне прогрессивные женщины, которые идут на демонстрацию.
Источник. Сама маска, в которой девушка сидит на фото Конземюллера, сделана театральным художником, скульптором, дизайнером по костюмам и хореографом Оскаром Шлеммером (нем. Oskar Schlemmer, 1888-1943), который был одним из мастеров в Баухаусе. Одна из его знаменитых постановок - экспериментальный танец "Балет Триад" (нем. Das Triadische Ballett). Его идеи легли в основу многих современных экспериментальных постановок, а костюмы до сих пор просто поражают воображение.
Cлева: Портрет Оскара Шлеммера
из архива Баухауса. Костюм по дизайну Шлеммера к "Балету Триад" - Академия искусства Берлина совместно с Баварским государственным балетом.
Источник. Современная постановка по Оскару Шлеммеру - совместный проект Академии искусства Берлина с Баварским государственным балетом: "Triadisches Ballett". Всю прекрасную фото-галерею можно посмотреть
здесь.
Источник этой фотографии и статья о современных постановках балета
здесь.
Click to view
Стул "Василий", на котором сидит девушка в маске на фото, вы уже видели в начале этого поста. Оригинал был создан как комбинация традиционного кресла и велосипеда одним из выходцев Баухауса. А именно, как я уже упоминала выше, Марселем Брёйером (нем. Marcel Breuer, 1902-1981).
Слева: портрет Марселя Брёйера из
архива Баухауса. Справа: вторая версия стула "Василий".
Источник. Так что действительно так и выходит, что в одном фото собрано многое, что характеризовало Баухаус: экспериментальность, инновативность, революционность, простота, вкус и изящество.
Правда и вымысел
В этом году тот же телеканал arte в сотрудничестве с немецким государственным каналом ZDF выпустили шестисерийный фильм "Новое время" (нем. Neue Zeit, 2019), в котором через историю любви одной из студенток Баухауса - Доротеи Хельм (нем. Dorothea „Dörte“ Helm, 1898-1941) - и директора Вальтера Гропиуса иллюстрируется короткая, но искромётная история школы.
Кадр из телесериала "Новое время". В главных ролях Аугуст Диль как Вальтер Гропиус и Анна Мария Мюэ как Дёрте Хельм
Бесполезно искать имя этой женщины в списке успешных учеников школы. Представленная в фильме история любви никаким образом не была подтверждена. В школе действительно было официальное расследование о том, в каких отношениях состояли Хельм и Гропиус, но всё так и осталось на уровне слухов. Поэтому история в фильме, по признанию самих создателей, - фиктивная.[3] Кулиса для повествования о том, что даже в прогрессивном Баухаусе женщинам отводилась обслуживающая роль, дозволялось учиться только на дизайнеров тканей и готовить обеды для мужчин-студентов, которые получали полное художественное образование.
Кадр из телесериала "Новое время". Подруга и сокурсница Дёрте Хельм за работой у ткацкого станка.
Но и здесь есть одно но. Именно Доротея Хельм, которую сокурсники называли коротко Дёрте, действительно получила от Гропиуса в своё время разрешение не участие в курсах монументальной настенной живописи, к которой девушки-студентки не допускались. А значит Дёрте удалось каким-то образом обойти строгие правила школы и настоять на своём, а точнее на том, что было изначально прописано в манифесте школы: равенство между мужчинами и женщинами. Потомки Дёрте открыли даже
сайт художницы с работами, фактами и данными из её биографии, потому что были возмущены кривотолками и нездоровым интересом к своей родственнице.[4] К слову, это уже не первый фильм о несуществующем романсе Хельм и Гропиуса. Дым без огня тоже бывает - если его нарисовали и размножили.
Фрагмент фото-портрета художницы-иллюстратора Доротеи Хельм.
Источник. По словам потомков Доротеи Хельм, Гропиус никогда не просил руки Дёрте у её родителей. Доротея никогда не играла решающую роль в каких-то проектах, хотя была отмечена как их активная участница. В защиту жены Гропиуса - Изы, хотелось бы отметить, что в фильме ей совершено несправедливо отвели роль посторонней пустышки с деньгами. Что якобы Гропиус женился на ней только ради того, чтобы спасти Баухаус. Сам Гропиус не зря называл жену
Фрау Баухас. Но это так - "хозяйке на заметку". Сам фильм снят с рядом красивых технических приёмов, хотя по сути дела жуёт историю несуществующей любви на фоне событий, предопределивших судьбу Баухауса.
Кадр из телесериала "Новое время". Не смущайтесь, что по фильму Дёрте - блондинка, хотя в жизни она была брюнеткой. Создатели хотели таким образом подчеркнуть то, что персонаж по большей части вымышленный, хотя такая художница дейтствительно существовала.
Наследие Баухауса
Сейчас, 100 лет спустя, многие из нас окружены мебелью, одеждой, дизайном, типографикой и архитектурой, которые появились на свет благодаря Баухаусу и его влиянию. Радикальные идеи Баухауса перевернули на границе столетий представление о том, как именно искусство может идти рука об руку с индустриализацией и потребительством.
Если вы погрузитесь в историю Баухауса самостоятельно, то будете выходить на улицу с так называемыми всплывающими подсказками вроде "Вот он складной стул в любимом кафе - появился на свет благодаря дизайнеру и мастеру Баухауса -
Альфреду Арндту (нем. Alfred Arndt, 1898-1976).[9]" Вот оно любимое прямое платье до колена с геометрическими узорами, вот он гемометрический шрифт в каждом втором логотипе на улице и так далее.
Слева: портрет Альфреда Арндта, справа: его складной стул 1928г. из
архива Баухауса У меня к Баухаусу только одна претензия - невероятно безликая, угрюмая архитектура спальных районов. Это же просто невыносимо. Сама по себе идея создать нечто простое и функциональное, которое лишь изнутри наполнялось бы индивидуальным - прекрасна. Но в итоге за неё держатся мёртвой хваткой и узурпаторы, и капиталисты всего мира. При этом строят безликое убожество, которое продолжает уродовать облик городов абсолютно во всём мире.
С другой стороны, можно ли в этом обвинять именно Баухаус? Ведь те же фашисты, которые в своё время закрыли Баухаус, обратились к идеям школы, чтобы выстроить супер-функциональные концентрационные лагеря. Мерзко. Или то, к какому запущению в Европе в области художественного образования привела идея объединить ремесло с искусством и поставить их на службу индустрии - как минимум немецкий худ-народ не умеет теперь толком ни ремесленничать, ни рисовать. Столкнулась с проблемой, когда получала второе художественное образование в Германии.
Здесь всё, видимо, как с ядерной физикой. Можно сделать потрясающее открытие, вывести самые невероятные формулы и сформулировать сверхгениальные теории. Но при этом всегда найдётся кто-то, кто придумает, как из этого прекрасного и прогрессивного сделать оружие массового уничтожения.
А это на десерт - один из примеров изящной архитектуры Баухауса:
дом-корабль "Шминке" в Лёбау, который был создан архитектором Хансом Шароуном для немецкого фабриканта Фрица Шминке - производителя макаронных изделий.[10] Речь об одном из знаменитых домов мира, в котором до сих пор можно остановиться на ночлег, снять квартиру или просто навестить.
Иточник Кстати, на юбилейной странице "100 лет Баухаусу" в архиве можно посмотреть
собрание знаковых работ Баухауса в области архитектуры, театра, печатной рекламы, фотографии, настенной росписи и работы со стеклом, керамики, дизайна мебели и текстиля.
--------------------
Источники
[1]
www.bauhaus100.de[2]
Архивный материал о мастерах и преподавателях школы[3]
Wenn Omas Leben zum TV-Event wird[4]
Dorothea Helm: Leben und Wirken[5]
Lis Beyer-Volger [6]
Das Triadische Ballett: фотогалерея[7]
Marcel Breuer[8]
Erich Consemüller[9]
Alfred Arndt[10]
Haus Schmincke[11]
Industrie und Geschmack[12]
Walter Gropius: Биография и работы