Close-up: Головной убор дожа или Причудливые атрибуты власти

Sep 10, 2019 08:33

Думаю, что каждый из тех, кто хотя бы единожды побывал в Венеции или сталкивался с фильмами и литературой о венецианцах, отмечал про себя причудливую форму шапочки дожа. Может быть даже задавался вопросом, почему она имеет ту форму, которую имеет. Однако с возвращением к реальности забывал и о прекрасном городе на воде, и о его правителях в необычных головных уборах. А между тем у этой шапочки довольно древняя история.



Детали портрета дода Леонардо Лоредана - 75го дожа Венеции - кисти Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, 1430 -1516), масло по осиновому дереву, около 1501г

Корона или шапка?
Хотя на первый взгляд кажется, что речь идёт о шапке, под её необычным внешним видом скрывается своего рода корона дожа - человека, наделённого верхновной властью. Дож (итал. dux - предводитель, князь) на протяжении почти 1000 лет выбирался весьма сложным, но демократичным способом на должность главы Венецианской республики. Многоступенчатый метод голосования был призван учесть интересы всех сторон и не допустить на высшую ступень власти в государстве ставленника отдельно взятых лобиистов, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления. Когда дож был выбран, он представал перед народом, принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства, и символически венчался с Венецией, выходя в воды лагуны на корабле Бучинторо (итал. Bucintoro). На изображении ниже крупная галера справа с красной крышей и золотой отделкой. [2][3]



"Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем" кисти итальянского художника Каналетто (итал. Canaletto, 1697-1768)

Головной убор дожа принято называть Corno Ducale. Он действительно состоит из жёсткого обруча, представляющего собой корону, и небольшой жёсткой шапки в форме древне-фригийского колпака. Античный фригийский колпак делали из выдубленного куска кожи быка, а именно из мошонки. Причём сохраняли нетронутой окружающую меховую часть. По мнению древних народов подобный головной убор должен был придать его новому владельцу силу и упорство, присущие быку. Итак, со времён Античности фригийская шапка слыла символом мужской силы, потенции, жизненной силы, воинственности, свободы и даже божественности, поэтому пришлась весьма ко двору для украшения головного убора дожей [7].



Мозаика «Поклонение волхвов»; конец VI в., базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна

Под корно дукале голова дожа покрывалась мягкой льняной шапочкой - камауро (итал. camauro). Дожу не дозволялось появляться в народе без своего головного убора - узнаваемого издалека символа власти. Исключение составляли только торжества - коронование и пасхальное шествие, когда обычный головной убор дожа заменялся на такой же, только более богато украшенный - например, драгоценными камнями и золотой парчой - и именовался Zogia.[5]



Детали портрета дожа Андреа Гритти кисти Тициана, National Gallery of Art, Washington D.C.

Корно дукале, сохранившиеся до наших дней
В мой последний приезд в Венецию этим летом я заглянула в музей Коррер на площади Сан-Марко и сделала несколько фотографий бюста, живописного портрета и сохранившегося корно дукале известного дожа Венеции Франческо Моросини (итал. Francesco Morosini, 1619-1694). Помимо своих заслуг в разрешении конфликта между Турцией и Венецией в Великой турецкой войне 17го века, дож прославился любовью к своей кошке, без которой он не выходил ни только на важные мероприятия, но даже в бой. Мумия кошки дожа так же выставлена в музее Коррер. К сожалению я так увлеклась предметами искусства, что кошку сфотографировала только издалека и в сильном искажении, но её немного видно на фотографии ниже рядом с бюстом дожа. Кстати, в книжных магазинах Венеции можно встретить много образцов прекрасно проиллюстрированных книг о доже и его любимице.

Франческо Моросини любил одеваться с головы до ног в красное.


Портрет дожа Моросини кисти Доменико Уберти, музей Коррер.

Ниже на фото сохранившийся корно дукале дожа Франческо Моросини из музея Коррер в Венеции.


А полюбуйтесь ниже на бюст Моросини руки итальянского скульптора времён самого Моросини - Джованни Комина (итал. Giovanni Comin, 1673-1695).


Меня поразило, с какой любовью к человеку он выполнен. Можете на секуду представить, чтобы портрет какого-нибудь современного политика изобразили, скажем, с завернувшимся от ветра галстуком? Художника в лучшем случае уволили бы. А здесь такая необычная деталь, как завернувшийся кружевной воротник, придаёт всему облику великого дожа некую простоту и человечность, которые сразу располагают к себе. Кстати, слева на правом снимке как раз немного видно мумию любимого животного дожа.



Ниже версия карнавальной корно дукале, которую можно приобрести в магазинах Венеции шикарным дополнением к изысканному карнавальному костюму дожа.


Так что традиция живёт и дальше не только на картинах, фресках и в скульптурах, но и в праздничных костюмах. И теперь если когда-то вы встретитесь с изображением шапочки дожа, то будете точно знать, что этот головной убор зовётся корно дукале, а его история берёт своё начало в далёкой Античности.

------------------------
Источники
[1] Джованни Беллини
[2] Doge von Venedig
[3] Венецианский дож
[4] Bucintoro
[5] Головной убор дожа Венеции, Corno Ducale
[6] Phryger
[7] Phrygische Mütze

italy, art & artists, мои статьи, close-up, удивительное рядом, разные культуры, художнику на заметку, insta

Previous post Next post
Up