Синжери - жанр изобразительного искусства, который достиг пика популярности в эпоху Рококо (фр. rococo от rocaille «скальный»). Синжери (фр. singerie) означает в переводе обезьяньи выходки, трюки, шалости. Речь, конечно же, о пародийных сюжетах в искусстве.
Фрагмент работы Авраама Тениерса "Синжери, обезьяны арестовывают ночью кота", масло по дереву, 31,1 X 26,2см. Угадайте, на какое литературное произведение пародия? :-)
В этом году я побывала в прекрасном особняке мадам Эпрусси де Ротшильд близ Ниццы, среди экспонатов которого находится небольшая коллекция статуэток из «Обезьяньей капеллы», стоимость которой, однако, можно оценить в круглую сумму с многими нулями.
Эта серия фарфоровых фигурок - один из самых известных предметов искусства в жанре синжери производства немецкого фарфорового завода Майсен (нем. Meißen по одноимённому названию города), который в 18 веке стал первой европейской фарфоровой мануфактурой.[1] К сожалению, внутри виллы у меня остались только телефонные фото обезьянок, поэтому немного страдает качество.
Сначала мастера Майсена повторяли формы и росписи посуды Китая, которые пользовались огромным
спросом у европейской знати.[2] Но во второй половине 18 века, с приходом мастера Иоганна Иоахима Кендлера (нем. Johann Joachim Kändler, 1706-1775), который создавал модели, по которым производились фарфоровые изделия, фабрика стала выпускать помимо изящной посуды прекрасные, увеселительные статуэтки. По словам Алёны Фроловой, заведующей сектором зарубежного искусства Дальневосточного художественного музея, в котором хранится одна из статуэток 18 века, с периодом творчества Кендлера на майсенской мануфактуре связан расцвет малой скульптуры. «Именно Кендлером заложены основы майсенского пластического стиля, для которого характерны грациозность и жизнерадостность.»[3]
Как вы уже поняли, героями всех произведений жанра синжери являются обезьяны, которые ведут себя, как люди и имитируют их поведение. Работы в этом жанре были весьма популярны среди знати, особенно во Франции. В некоторых имениях, например как в замке-резиденции Шантийи (фр. Château de Chantilly), обезьянками оформляли целые комнаты, обтягивая стены и мебель тканями с мотивами синжери. Полы устилались коврами с обезьянами, а стены украшали многочисленные статуэтки, рисунки и картины. Кстати, как правило графика известного французского синжери-художника Кристофа Хюта (фр. Christophe Huet, 1694-1759) служила образцом для майсенского ансамбля сложных, расписных статуэток с обезьянками.
Реставрационные работы в замке-резиденции Шантий. Больше фотографий
здесь. [5]
После обжига фигурки-обезьяны направлялись прямиком в Париж. Так, например, одна из самых первых статуэток оказалась во владении Мадам де Помпадур, любовницы короля Людовика XV.[4] Приведённая ниже фигурка, размером всего 13 см и называется "Пианист". Вся коллекция состоит из более
30 музыкантов-обезьян.
Фото
отсюда.
Кендлер создал свой причудливый оркестр впервые в 1753 году, после чего образцы многократно повторялись и вариировались в производстве вплоть до наших дней. В соответствии с модой того времени, Кендлер иронично и с юмором, но вполне вежливо, подносит к носу тогдашнего общества своеобразное зеркало, в котором отражаются привычки и традиции времени.
Фото
отсюда Cейчас различные версии оркестра, как впрочем и его подделки, можно увидеть по всему миру. Однако только оригинал содержит характерный синий логотип Майсена с пересакающимися мечами. «Обезьянья капелла» была и остаётся прекрасным напоминанием сатирического жанра в искусстве под названием синжери.
---------------
Источники
[1]
Майсен: официальный сайт мануфактуры[2]
Делфтский фарфор, Тюльпаномания и другие страсти по синему[3]
Статуэтка из «Обезьяньей капеллы» в собрании Дальневосточного художественного музея[4]
Affenkapelle [5]
La Grande Singerie