Close-up: Делфтский фарфор, Тюльпаномания и другие страсти по синему

May 21, 2018 06:34

В моё последнее посещение Рейксмюсеум (нидерл. Rijksmuseum) - художественного музея в Амстердаме, который по праву считается одним из самых посещаемых художественных музеев мира, я обратила внимание на странные вазы в витринах. На первый взгляд они выглядели как экзотическая керамика из Азии, которую можно так часто увидеть на картинах старых мастеров нидерландской живописи 17 века. Ведь, как я уже говорила в статье о лесном (голландском) стекле, нидерландцы Золотого века были непревзойдёнными мастерами торговли и добычи ресурсов.

Только выглядели эти вазы на первый взгляд несколько странно: было не совсем понятно, для чего нужна ваза, в которую нельзя поставить весь букет целиком. Учитывая то, что в Нидерландах такую вазу можно встретить чуть ли ни в каждом сувенирном магазине, первая мысль у меня была не самая добрая. Как будто это одна из тех вещей, которые в современном хозяйстве можно смело назвать обесценивающим "пылесборник". Но вы наверняка уже догадываетесь, что не всё так просто с этими вазами.





Тюльпанная лихорадка
Я уже многократно упоминала в своих рассказах такое понятие как «Тюльпанная лихорадка», вернее «Тюльпаномания»[4]. Речь о первом серьёзном провале в истории биржи в 17 веке в Нидерландах, когда лопнул мыльный пузырь торгов редких сортов тюльпанных луковиц. За необычные тюльпаны, купленные по 20-кратной цене до обвала, на следующий день не дали ни гроша. Виновником этого события считают лабильную человеческую психику. Исторические торги проходили в голландском Алкмаре (нидерл. Alkmaar) - на родине нашего современника художника Германа де Фриса (Herman de Vries, 1931). Тюльпоманию ещё иногда называют чёрной пятницей Алкмара.[3] (Подробнее об этом в посте о Тюльпаномании часть I & часть II).



Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год

Нидерланды в 17 веке переживали "Золотой век" и были магнитом для охотников за богатством, торговцев, учёных, художников и вольнодумцев со всей Европы. Правительство молодого государства предоставляло большие религиозные свободы своим гражданам, потрясающие возможности для образования и огромное поле для заработка хороших денег.[5] Как следствие, у молодой нидерландской республики выросла не только численность населения, но и благосостояние. Даже рядовые граждане Нидерландов могли позволить себе люксус: богатые украшения, дорогую одежду, ткани и бумагу, редкие пигменты, фарфоровую утварь, а так же экзотические цветы - тюльпаны. Ведь до обвала тюльпанной биржи в феврале 1637 года в Алкмаре они были символом неслыханного богатства и продавались исключительно поштучно. Причём стоили они так много, что нидерландские богачки украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей.[3] Тюльпанной лихорадкой были охвачены почти все граждане Нидерландов. Для сравнения, предполагаемому учителю Рембрандта - Якобу ван Сваненбургу (нидерл. Jacob van Swanenburgh, 1571-1638) для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана. [10] На бирже в Алкмаре некоторые луковицы продавались по цене до 6000 гульденов, что действительно превосходило по своей стоимости и золото, и бриллианты. Тюльпаны выращивали, чтобы продавать и торговать на бирже. Они пользовались спросом у многочисленных художников и их хотели видеть в своих домах богатые горожане.



Jacob Marrel, AN OVERTURNED VASE OF FLOWERS RESTING ON A LEDGE, 1669, oil on canvas, 35.5x43.3cm Репродукция отсюда.

Кстати, помните, что я уже рассказывала, что особенной популярностью пользовались пламенные тюльпаны? И что многие поколения селекционеров сломали себе голову над проблемой их размножения. Никто не мог понять, почему иногда из одной и той же луковицы на будущий год вырастал совсем другой цветок. В ход пускались всевозможные ухищрения от связывания двух половинок различных луковиц до подкрашиваний и алхимии.[3] Секрет непредсказуемости разгадали только в 20 веке. Причиной прекрасной пламенной окраски была и есть болезнь растений, которую вызывает Мозаичный вирус.



Фото отсюда

Достойная оправа для экзотических цветов - специальная ваза
В 17 веке никто ещё не знал о существовании мозаичного вируса, а для прекрасных, дорогих и экзотических цветов, тем более если их лепестки украшали языки пламени, нужна была достойная оправа. Ею и стали специальные вазы для тюльпанов, придуманные нидерландскими мастерами. Я выше говорю как раз, что цветы были такими дорогими и редкими, что их продавали исключительно поштучно. Новомодные вазы позволяли богатым горожанам выгодно демонстрировать свой достаток в виде экзотических тюльпанов.



Делфтская ваза для тюльпанов. Вторая половина 17 века. Источник.



The iconic tulip vase (Photo credit: LM Flower Fashion) via

Тюльпаны в специальных вазах в работе нашего современника - испанского художника Хосе Эскофета (исп. Jose Escofet, 1930)


Хосе Эскофет, 1988-1991г. Источник.

Эти специальные вазы для тюльпанов имели самые необычные формы. Но их основной отличительной чертой была отдельная выемка для каждого стебля. Причём если в этих вазах не было цветов, они сами по себе служили прекрасным украшением интерьера. У знати большим спросом пользовались весьма дорогостоящие вазы-пирамиды. По фото плохо понятно, но все полочки вазы-пирамиды разбираются и собираются, как детская игрушечная пирамидка. Каждый "слой" представляет из себя самостоятельную вазу.

Здесь это огромная напольная пирамида. Её размер как раз хорошо считывается по стоящему рядом мужчине.



И вот такие небольшие пирамиды, которые служили украшением интерьеров.



Если вам интересно, как подобная ваза выглядит в разобранном виде, в прекрасном блоге Марты Стюарт есть целый репортаж о том, как правильно составлять композиции из тюльпанов с помощью таких пирамид: Arranging Tulips on Facebook [10]. Там очень много фото, загляните, не пожалеете.

Вот здесь вазу как раз разбирают по слоям и показывают детям, как это работает.


Источник

А здесь авторы и готовая композиция с цветами.


Источник

Как я уже упомянула выше, первые подобные вазы для тюльпанов придумали голландцы, но по ряду причин были сначала вынуждены производить товары в Китае. Однако такая ситуация продлилась недолго, потому что за дело взялись голландские мастера керамики из города Делфт - родины Яна Вермеера (Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675).

Делфтский синий
Сине-белая изящная китайская керамика пользовалась огромной популярностью у знати. Однако из-за сложностей производства и трудностей перевоздки цены на неё были просто заоблачными.



Деталь работы Виллема Кальфа (Willem Kalf), Натюрморт с серебряным чайником, 1656, находится в Рейксмюсеум в Амстердаме. Источник.

Нежнейший китайский фарфор был намного тоньше и изящнее тех керамических вещей, которые производились в самой Голландии или по соседству.


Still life with Ewer and Basin, fruit, Nautilus Cup and other object, Willem Kalf, c. 1600. Museum Thyssen, Madrid. Источник.

По свидетельству музея искусства и ремесла в Гамбурге [11] у китайцев был достаточно хитрый процесс производства, выработанный веками. Ещё до обжига изделия из глины расписывали оксидом кобальта - как раз тем самым прекрасным синим. Поверх филигранного рисунка наносили прозрачную свинцовую глазурь и только потом отправляли предметы на обжиг так, чтобы узоры сплавлялись под высокой температурой одновременно с поверхностью глины и с самой глазурью. Свинцовая глазурь так же делала цвета на посуде особенно сочной и яркой.[15]



Пример изделия из фарфора с синей росписью. Источник.

Для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на сине-белую посуду, делфтские мастера керамики стояли перед довольно тяжёлой задачей. Им нужно было попытаться повторить процесс производства китайского фарфора, хотя он содержал слишком много неизвестных: каким был точный химический состав, какова была температура обжига и пр. Решению производить более дешёвую сине-белую керамику на Родине последовала череда экспериментов. В процессе выяснилось, что популярную китайскую посуду производили из каолина - специальной белой глины, которая водилась в то время только в отдалённых горных регионах Китая. Слово 'каолин' происходит от китайского gāo lĭng = высокие горы. Речь о глине из местечка Гаолинг в юго-восточной провинции Китая Цзянси, где впервые и был обнаружен каолин, известный так же как "фарфоровая глина".[13]



Залежи белой фарфоровой глины в Китае. Old limestone and kaolin quarry to produce china clay and porcelain. Источник.

Голландским мастерам пришлось поднапрячься, чтобы придумать достойную альтернативу. Так на свет появилась сине-белая голландская керамика, которая очень походила на китайскую, но отличалась по своему составу. Голландцы придумали покрывать обычную глину белой цинковой глазурью, а синюю роспись просто имитировали по белой глазури. Да, делфтская керамика была намного толще китайской, но была не менее прочной и к тому же красивой. Позже голландские мастера сочетали ориентальные мотивы росписи с типично голландскими - мельницами, кораблями и прочим.

По фото ниже как раз видно, что обычную керамику просто подкрашивали. В ней нет сквозного белого, если можно так выразиться, как в китайском фарфоре из каолина.



Источник.

Делфтскую керамику стали звать Делфтской синей (нидерл. Delfts blauw). Расхожее название на русском - Делфтский фарфор [16]. На мой взгляд этот перевод сильно вводит в заблуждение, потому что речь здесь идёт всего лишь об имитации фарфора - о фаянсе, который расписывали белой и синей глазурью и лишь имитировали внешний вид китайского фарфора. И только когда каолин - фарфоровую глину нашли в 18 веке и на территории Европы, Делфтским синим стали называть любую посуду с сине-белой росписью: и фаянсовую, и фарфоровую, причём даже если её больше не производили в Делфте. На мой взгляд просто стоит запомнить, что расхожее название на языке производителя - Делфтская синяя или Делфтский синий (Delfts blauw или Delfts blue) или в крайнем случае называть это добро Делфтской керамикой, но никак не фарфором!

Кстати, обратите ещё раз внимание на первую фотографию в этом посте. Тюльпанные вазы на ней расписаны синим и красным. Цветная роспись была так же весьма характерна для делфтских мастеров, потому что им не нужно было придерживаться многовековой традиции китайского фарфора и можно было экспериментировать с самыми разнообразными цветами глазурей, потому что они использовали метод многоразового обжига при низких температурах. Сначала обжигались глиняные сосуды сами по себе, потом покрывались белой глазурью в качестве грунтовки и расписывались синей глазурью поверх белого. Всё это добро обжигалось. Для позолоты была уже дополнительная ступень обжига. Возможным это было как раз потому, что фаянсовая посуда более толстая, чем фарфоровая - можно было экспериментировать.




Популярность делфтской керамики
После женитьбы Вильгельма III, принца Оранского (нидерл. Willem Hendrik, Prins van Oranje; 1650 - 1702) на королеве Марии II, Стюарт (англ. Mary II; 1662 - 1694) молодожёны отправились в Гаагу. Там Мария просто влюбилась в голландский ориентальный "фарфор" и заказала у делфтских мастеров целую серию ваз и всевозможных керамических изделий для своих дворцов как в Нидерландах, так и в Англии. Именно королева Мария II была огромной поклонницей цветов в интерьере и насчитывала в своей коллекции керамики самое большое количество экзотических ваз, про которые мы уже знаем, что они тюльпанные. И хотя брак был неудачным и бездетным, голландцы полюбили Марию. А она словно в благодарность позаботилась о том, чтобы Делфтский синий был модным во всех уважающих себя дворянских и знатных домах. [5]

Вот здесь я как раз сфотографировала керамические бюсты Вильгельма и Марии, выполненные в стиле Делфтской синей керамики.




Не в последнюю очередь благодаря Марии на свет стали появляться самые причудливые объекты - от шкатулок и декора до известных нам со времён Петра I голландских плиток для камина и кухни.







Даже скрипка из керамики



Здесь как раз на заднем плане видно, что плитки были не всегда маленькими, как мавританские из Испании, но и массивными, как картины.




Фарфоровая лихорадка
Особенная любовь знати к сине-белой делфтской керамике привела к тому, что её стали производить не только в Делфте, но и по всей Европе, в том числе в Англии и во Франции. В 18 веке некоторые мастерские уже даже подделывали логотип делфтских мастеров, а изделия было действительно довольно сложно отличить - где оригинал, а где высококачественная подделка. К слову, в самом Делфте было сразу несколько керамических мастерских. Сейчас осталась только одна Royal Delft, которая производит тюльпанные вазы с разбросом цен от 25 до 5000 евро [18]. Зато Делфтский "фарфор" по праву считается национальным достоянием Нидерландов и неотделимой частью истории развития этой прекрасной страны.



Источник.



Источник.

Так что вот такие они непростые эти вазы, в которые не поставишь целый букет, но обнаружишь целый пласт истории развития Европы.

--------------------
Источники

[1] Rijksmuseum Amsterdam на Википедии
[2] Rijksmuseum Amsterdam, сайт музея
[3] Документальный фильм немецкого телеканала Phoenix «Тюльпанная лихорадка»
[4] Тюльпомания
[5] Holländische Malerei
[6] Триллер «Тюльпанная лихорадка», вдохновленный аукционом старых мастеров
[7] Tulpenmosaikvirus
[8] JOSE ESCOFET
[9] Kunsthandwerk
[10] Arranging Tulips on Facebook
[11] Мuseum für Kunst und Gewerbe Hamburg
[12] Delfter Blau
[13] Каолин в русскоязычной Википедии, Kaolin в немецкой Википедии
[14] 5 Dinge, die Sie über Delfter Blau noch nicht wussten
[15] Bleiglasur
[16] Делфтский фарфор
[17] Вильгельм III Оранский
[18] Royal Delft

exhibition, design, мои статьи, close-up, истории, разные культуры, удивительное рядом, amsterdam, керамика, Нидерланды, insta, художнику на заметку

Previous post Next post
Up