Close-up: Было ли голландское стекло - голландским?

May 12, 2018 08:00

В продолжение темы Тюльпаномании ( часть I & часть II) и восточных ковров на столах ( часть I & часть II) в работах нидерландских художников 17 века хотела бы поговорить о кубках и бокалах из зелёного стекла, которые так часто встречаются в натюрмортах мастеров Золотого века и зовутся "Голландским стеклом". Но правильно ли это? Было ли это стекло действительно голландским? И если нет, почему его так до сих пор иногда называют? Откуда оно вообще взялось и почему было так любимо в изображениях?



Питер Клас [1], Натюрморт с крабом, 1644г. Musée des Beaux-Arts в Штрасбурге

Долгое время я совершенно не задумывалась над тем, что Золотой век в Нидерландах был практически ещё вчера, и какие-нибудь 300 лет для хорошего, добротного стекла - не возраст. Если, конечно, правильно хранить и не ронять. Для меня в своё время стало настоящим открытием, что эти бокалы не только реально существовали, но и до сих пор хранятся в многочисленных музеях, продаются на всевозможных художественных аукционах, а их копии всё ещё производятся практически по той же технологии, что и несколько сотен лет назад.



"Голландское стекло" 16 века на аукционе Christie's. Информация отсюда.


Когда смотришь на реальные сохранившиеся предметы, то натюрморты того времени вдруг преобретают совершенно иное значение. Жизнь тех веков становится как будто ближе, понятнее, доступнее. Не знаю, как ощущаете вы, но у меня такое чувство, что художники уже давно изобрели машину времени. Только инструкция к использованию часто оказывается утерянной. Моя инструкция для перемещения во времени - задавать вопросы, откуда у чего ноги растут.



Pieter Claesz A Vanitas Still Life with Skull, Books, Römer, Oil Lamp and Pen Oil on wood, 15.5 x 23.5 inch

Кубки из зелёного стекла
Как я уже сказала выше, потрясающие бокалы и кубки нежного зелёного цвета украшают огромное количество полотен мастеров масляной живописи 17-18 в Нидерландах. Только вот знаете ли вы, что хотя они и были, наряду с персидскими и турецкими коврами, китайским фарфором и экзотическим тюльпанами из Азии, символом достатка и благополучия, своим голландским происхождением эти прекрасные предметы тоже похвастать не могли? Похоже, что нидерландцы Золотого века были непревзойдёнными мастерами добычи ресурсов. Может именно поэтому тогдашнее общество в объединённых Нидерландах могло спокойно развиваться в интеллектуальном направлении без того, чтобы тратить все свои силы на развитие технологий. Проще было купить, перепродать и использовать, чем налаживать собственное производство.



В зале художественного национального музея в Амстердаме Рейксмюзеум (нидерл. Rijksmuseum) [5]. Справа работа голландского мастера Виллема Класа Хеда (нид. Willem Claeszoon Heda, 1593/1594-1680/1682) [4], фрагмент которой можно рассмотреть ниже.



Фрагмент работы голландского мастера Виллема Класа Хеда "Натюрморт с позолоченным бокалом", Рейксмюзеум, Амстердам.

Посмотрите, на групповой портрет кисти Бартоломеуса ван дер Гельста (нидерл. Bartholomeus van der Helst, 1613-1670) [2] ниже на фото. Работа находится в Рейксмюзеум в Амстердаме. Если вы присмотритесь повнимательнее, то быстро заметите, что богатые горожане, из которых состояла милиция, держат в руках всё те же дорогостоящие кубки из прекрасного зелёного стекла. Я фотографировала полотно в несколько подходов, потому что дело было как раз на рождественские праздники, и музей был просто переполнен посетителями. По ссылке [2] можно посмотреть всю картину целиком по фото профессионального стокового фотографа.



В зале Рейксмюзеум в Амстердаме. Вид на групповой портрет Бартоломеуса ван дер Гельста "Милицейский патруль 8го дистрикта под командованием капитана Рёлоф Бикер", масло на холсте, длина 7,5м, 1643г.

Вот фрагменты работы поближе.


Кубок выпит до дна


Ниже по фрагменту заметно, что у кубка даже специальная позолоченная подставка имелась - прямо как держатель для исписанных карандашей. Для людей с большими руками?





Этот товарищ тоже уже принял на душу и готов идти патрулировать город.



Казалось, что все эти бокалы такие же сказочные и канувшие в Лету, как и костюмы на картинах того времени. Но как минимум на один вопрос я могла ответить сразу, по какой причине стекло на картинах старых мастеров, даже венецианское, стали звать голландским. Потому что именно нидерладские мастера живописи Золотого века прославили стеклянную утварь в своих картинах и достигли высокого уровня совершенства в изображении стекла.

В своё время я сильно удивилась, что эти прекрасные зелёные бокалы действительно существуют. Моё удивление было ещё большим, когда я узнала, что основную массу зелёного стекла производили в северной части Германии. Причём, по данным некоторых источников, ещё со времён Римской империи.[11] А зовётся это стекло никак не голландским, а лесным стеклом (нем. Waldglas).

По данным некоторых источников зелёное стекло бойко производили и в самих Нидерландах, но если и да, то в маленькой и плоской Голландии это стоило огромных денег и не имело большого смысла, когда можно было зайти к обедневшему и истощённому войнами соседу в Германию и купить любую утварь в несколько раз дешевле. (Кстати о птичках, в Германии до сих пор все товары в разы дешевле, чем в Нидерландах.)

Лесное стекло
Многие немецкие источники, которые описывают лесное стекло, как-то лишь вскользь упоминают Римскую империю. И это неспроста, конечно. Ведь когда-то римляне насильно захватили территории, которые сейчас принадлежат Германии. Если вы когда-то были в немецком городке Кёнигсвинтер в Северном Рейн-Вестфалии, то так или иначе знакомы с его историей. Там над могучим Рейном возвышается сравнительно молодой замок Дракона (Drachenburg, 19 век) и находится легендарная скала Дракона из преданий с руинами средневековой крепости, которую в своих работах изображал ещё Тёрнер. Если вы там были, то наверняка гуляли по тропинке в лесу, соединяющей скалу с замком. Там до сих пор видны следы добычи камня со времён Римской империи - округлые выбоины в скале или лежащих камнях, которые выбивали в породе, чтобы откалывать глыбы. Львиная доля домов в столице империи была выстроена именно из немецкого светло-розового с золотым отливом камня из региона Зибенгебирге, к которому относится и Кёнигсвинтер. Глыбы этого красивого и прочного камня переплавляли, как и различные породы дерева, вниз по реке и использовали для строительства Рима. Если вам интересно узнать больше об этом замке, я писала о нём здесь: часть I, часть II.

Лесное стекло, известное ещё римлянам, пользовалось огромной популярностью как раз из-за своей диковинности и, как это не удивительно, прочности. Для его изготовления нужны были особенный кварцевый песок с небольшим содержанием ила, который водился только у лесных озёр, рек и ручьёв, а так же породы дерева, которые часто произрастали именно в дождливой и холодной части Европы.



Останки печей на месте кустарных стекольных мастерских в лесу. Источник.

Характерный зелёный цвет получался благодаря природному содержанию оксида железа в древесном пепле, который при плавлении песка добавляли в смесь. Представьте только, что для того, чтобы получить 1кг специального белого пепла (дерево жгли, а древесный пепел промывали с помощью проточной воды, чтобы получить именно Pottasche - карбонат калия), нужно было сжечь 750кг древесины.[21] Таким образом всего лишь одна стеклодувная изба в лесу расходовала на отопление, изготовление пепла и стекла от 20 до 30 гектаров леса в год! По свидетельству источника [3] уже в 14 веке велись первые судебные процессы по обвинению стеклодувных мастерских в бездумном прожигании леса. Некоторые коммуны постановили даже, что в их регионе не должны работать одновременно более 10 стекольных хижин, хотя бизнес этот был более чем прибыльный (ведь из лесного стекла производили и круглое стекло для оконных мозаик, не только посуду), а леса в Германии уже тогда принадлежали частным владельцам. Разве стоит удивляться, что у богатых нидерландских бюргеров наличие лесного стекла дома было признаком богатства?



Бутылка из зелёного стекла для масла времён Римской империи. 1-2 век н.э. Из собрания Бостонского музея искусства. Источник. [12]

Cтеклодувы того времени были своего рода кочевниками и проживали рядом с сырьём не дольше нескольких месяцев [11]. Наряду с жильём для рабочих, отдельно отстраивались избы для приготовления пепла, так называемые Aschenhaus (Asche - пепел, Haus - дом) или Aschenhütte (Asche - пепел, Hütte - хижина, изба) [21], а отдельно хижины с очагом для плавления и выдувания стекла. Стекольных дел мастера испокон веков были независимыми частными предпринимателями. По некоторым данным они заключали договор напрямую с владельцем леса и платили ему за вырубку леса, проживание и содержание домашних животных[3]. Когда вокруг импровизированной стекольной мастерской вырубался лес, кустарное производство перемещалось на новое место. Частичная реконструкция одной из таких мастерских Лакенборн у озера Лакен в горах Золлинг в Нижней Саксонии (Север Германии) демонстрирует, что у мастеров стекла там было 5 печей, которые работали круглые сутки. Уже тогда рабочие трудились по сменам. Огонь в печи не должен был затухать. Постройку с печами окружали хижины рабочих и хижины для изготовления пепла. [22]



Частичная реконструкция печей стеклодувной мастерской у озера Лакен. Источник.



Озеро Лакен в горах Золлинг в Нижней Саксонии. Источник.

На территории Германии до сих пор есть целый ряд городов и деревень, отдельные части которых называются Aschenhütte - пепельная изба. Вот, к примеру, снимок немецкой коммуны Майнхардт (нем. Mainhardt) в земле Баден-Вюртемберг в административном округе Штутгарта, части которой до сих пор называются Aschenhütte. Обратите внимание, что это были разрозненные поселения среди леса. Кстати, с выросшими ценами на древесину и ужесточениями по охране природы в начале 19 века пришёл и конец производству лесного стекла.



Cнимок с высоты птичьего полёта коммуны Майнхардт. Источник.

Но вернёмся к Римской империи. С её распадом исчез и спрос на дорогостоящее, экзотическое стекло, а техника производства постепенно забылась за ненадобностью. Кстати, если оставаться точным. В истории стекла отсчёт периода развития лесного стекла всё же ведётся именно с конца 16 века. Всё остальное стекло, хотя и сделанное по схожей технологии, называют скорее римским. Потому что оно производилось на территории бывших римских колоний.[3]



Cтеклянный сосуд 1-2 века препдположительно для благовоний в форме голубки из собрания находок Архиологического музея в Торино. Источник.



Цветное стекло с территорий бывшей Римской Империи. Источник.

И только в период правления Меровингов - первой в истории Франции династии франкских королей с конца 5 до середины 8 века на территории современных Франции и Бельгии, экзотическое зелёное стекло стало вновь востребованным. Едва сохранившиеся знания по производству этого вида стекла, которые передавались ремесленниками от поколения к поколению, а также скупые остатки рецептов на латыни помогли возрождению искусства создания лесного стекла. Забытые знания пришлось восстанавливать опытным путём. А, как известно, процессам подобных исследований всегда сопутствуют новые открытия, более изысканные рецепты и утончённая техника производства.



Изящный кубок 6-7 века из лодкообразной могилы Вендельского периода (примерно 5-8 века н.э.) - завершающий период германского железного века [15]. Объект находится в Шведском национальном музее. Источник via.

В Средневековье небольшие мастерские по производству лесного стекла всё ещё располагались в богатых древесиной регионах вдоль рек и озёр, но, по свидетельству некоторых источников [11], часто были уже не самостоятельной единицей, а частью больших монастырей. Ведь по сравнению с началом нашей эры технология доставки ресурсов была уже более налаженной и изощрённой. Так наряду со стеклодувами-кочевниками появились и оседлые ремесленники. Сейчас известна одна из деревень в Альпах - Чернихейм (Tscherniheim), которая была целым поселением по производству лесного стекла - плоских стёкол для окон округлой формы, бутылей и прочей домашней утвари.



Бутыли шарообразной формы из Чернихейма. Источник.

Вот так в Средневековье в Германии выглядели обычные стаканы из лесного стекла. Найдите отличия с современными.


Источник.

Краутштрунк - травяной стебель
С развитием "оседлого" кустарного производства лесного стекла в Европе стали появляться типичные для того или иного региона изделия. Так же если обычные бокалы для напитков имели самую простую форму, более дорогие варианты украшались налепкой в виде капель или листиков. Например, так называемый Krautstrunk обязан своему названию внешним видом из-за цвета и налепов в виде вытянутых листьев. Потому что в переводе с немецкого 'краутштрунк' означает - травяной стебель. Этот бокал использовался в хозяйстве для распития вина или пива в 15 веке и производился на территории сегодняшней Германии.[17]



Краутштрунк. Объект находится в Метропόлитен-музее (англ. The Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке. Источник.

Нам сейчас странно уже, что из такой штуки можно было что-то пить. Как это было вообще в руках держать? Разве что за ножку сосуда. Потому что по форме это скорее напоминает уютную банку для варенья. Клетчатой тряпочки с декоративной завязкой только не хватает.



Источник.

Беркемейер
За Краутштрунком последовала более утончённая форма бокала под названием Беркемейер (нем. Berkemeyer) - бокал для вина с цилиндрическим основанием и конусообразной чашей, распространённый в Германии и Нидерландах XVI-XVII веков [18]. По мнению англоязычной и русскоязычной Википедии это имя происходит от немецкого слова Birke - берёза, потому что изначально бокалы такой формы изготавливали из неё.

Например, ниже в работе Флориса ван Дайка "Натюрморт с фруктами, хлебом и сыром" изображён типичный средневековый Беркемейер с налепами в виде капель, вытянутых как листики у Краутштрунка на ножке. Налепы эти имели как декоративную функцию, так и практическую, чтобы бокал не выскальзывал из жирных от еды пальцев (если помните, есть столовыми приборами - вилкой и ножом - в Италии начали около 17 века, а в остальной Европе только в 19 веке [27])



Флорис ван Дайк (Floris van Dyck), "Натюрморт с фруктами, хлебом и сыром", 1613. Масло по дереву, Frans-Hals-Museum в Хаарлеме. [20]

Здесь фрагмент картины с бокалом поближе.


Фрагмент работы Флориса ван Дайка с бокалом Беркемейер

Cо временем появилась целая наука нарезки стекла - оформления стеклянных изделий декоративными элементами, когда стеклянная утварь уже не просто выдувалась по форме, но и украшалась при помощи специально разработанных технологий налепкой. Кстати, по свидетельству источника [3], налепка круглой или вытянутой формы пришла в Европу через Венецию с Ближнего Востока. Так же вошли в моду украшения бокалов, когда стеклянная нить огибала ножку бокала или вытягивалась и обрезалась самым причудливым образом. Всевозможные гравировки и позолоты тоже имели место быть. Их я показываю ниже.



Бокал Беркемейер на аукционе Cristie's. Можете посмотреть по ссылке на источник, по какой баснословной цене этот бокал ушёл с молотка.

Римлянин - Рёмер
На смену Беркемейеру пришёл так называемый Рёмер (нем. Römer - в переводе с немецкого означает 'римлянин') - бокал для вина на ножке из лесного стекла. Ниже типичный Рёмер из лесного стекла изображён на картине Питера Класа. И именно Рёмер красуется на самом первом изображении в этом посте.

Обратите внимание, что первоначально разница между Беркемейром и Рёмером была незначительной. Мы бы сказали, что Рёмер - это больше винный бокал, а Беркемейер - для мартини с оливкой. Кстати, пройдитесь по ссылке к источнику под изображением ниже, чтобы увидеть, по какой огромной цене эти бокалы ушли с аукциона Christie's.


Источник.

Вот ещё пример Рёмера в натюрморте мастера Золотого века.


Pieter Claesz. (Dutch, about 1597-1660), Still Life with Wine Goblet and Oysters, 1639. Oil on panel, 50.2 x 70.1 cm (19 3/4 x 27 5/8 in.), Gift of Mrs. H. P. Ahrnke in memory of her great-aunt Mrs. Francis B. Greene, 56.883 © 2018 Museum of Fine Arts, Boston.

Кстати, по свидетельствам Википедии [23], этот бокал назвали так потому, что немецкие стеклодувы переплавляли остатки римского стекла, чтобы делать свои изделия. Но если вы внимательно прочли текст до этого места, то понимаете, что в таком утверждении мало логики. Потому что ещё для римлян это стекло делали немцы. И если бы они переплавляли для этого бокала остатки римского стекла, то почему не делали этого для предшественников вроде Краутштрунка или Беркемейера и не называли их так же Рёмерами?

Думаю, что своим названием Рёмер обязан форме кубков, которые использовали богатые римляне для вина. Вот и всё. Такая своебразная дань Античности.



Роберто Бомпиани (Roberto Bompiani, 1821-1908), "Римский праздник", 1875г. Источник.



Фрагмент работы Бомпиани с римскими кубками для вина.

Ниже на фото Рёмер с гравировкой алмазом по стеклу известной нидерландской гравёра и поэтессы Анны Румерс Виссхер (нидерл. Anna Roemers Visscher; 1583-1651). Речь идёт о выгравированном поэтическом послании женщины знаменитому поэту, учёному и композитору Золотого века Константейну Хёйгенсу (нидерл. Constantijn Huygens, 1596-1687), в подарок которому и предназначался этот бокал. Стихи содержат как стенание, так и просьбу: перо её иссохло, а разум заржавел. Она просит Хёйгенса принести ей немного воды из Геликона - дома Муз - чтобы её чернила снова ожили, а она смогла снова писать стихи. Был ли у них роман? Я не нашла такой информации. Но говорят, что Анна была весьма разборчива и вышла замуж только в 40 лет (что было очень НЕтипично для женщин того времени). А вместе со своей сестрой Марией, они были двумя единственными женщинами в кружке интеллектуалов Мёйдена, в котором состоял и Хёйгенс.[25]



Бокал Рёмер с гравировкой Анны Румерс Виссхер (нидерл. Anna Roemers Visscher; 1583-1651). Находится в Рийксмюзеум в Амстердаме. Источник.

Излюбленными мотивами Анны были насекомые, цветы и изящные надписи с вензелями. По описанию на сайте Рийксмюзеум, где хранится этот бокал, в загадочной надписи на итальянском цветы обращаются к некой Доре или Доротее, которой они благодарны за то, что она принесла им славу.


Бокал Рёмер из собрания национальногог музея искусства в Амстердаме - Рийксмюзеум. Источник.

Итак, что мы теперь знаем о зелёных бокалах?
Присмотритесь ещё раз к фрагментам работы Бартоломеуса ван дер Гельста "Милицейский патруль 8го дистрикта под командованием капитана Рёлоф Бикер", которые я показывала в начале этого поста.

Здесь у изображённого в руках бокал Беркемейер c более современными для того времени налепами в виде малинок, которые пришли на смену капель или листообразных налепов, как у Краутштрунка и раннего Беркемейера.


Здесь в позолоченной подставке красуется Рёмер, как и на последующем фрагменте. И тоже с налепами в виде ягод.




Кстати, вот так выглядят налепки в форме малинок в оригинале.


Источник

Или вот обратите внимание на ещё одно монументальное полотно кисти Бартоломеуса ван дер Гельста 1648 года "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора", знаменующего перемирие между Нидерландами и Испанией.



Деталь работы Бартоломеуса ван дер Гельста 1648 года "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора". Источник.

Обратите внимание на бокалы, которые держит гильдия. Здесь снова Рёмеры и торжественные "ухватки" из золота.


Бокалы в работе Бартоломеуса ван дер Гельста 1648 года "Торжество по поводу подписания Мюнстерского договора". Источник.

И теперь мы знаем, что здесь на картине Питера Класа изображён Беркемейер в первозданном виде - с вытянутыми листообразными каплями-налепами.


Питер Клас, "Натюрморт с лобстером, серебряным кувшином, большим Беркемейером, фруктовой чашей, скрипкой и книгами", 1641, частная коллекция. Источник.



Фрагмент работы выше с бокалом Биркемейер покрупнее.

Лесное стекло сейчас
Если вы думаете, что лесное стекло существует в наши дни только в виде музейных экспонатов, то ошибаетесь. Его влияние всё ещё велико. Целые линейки современной посуды из стекла походят по своей форме и виду на лесное стекло.

Вот, например, стаканы фирмы Leonardo из серии "Ciao optic", которые есть у них всех расцветок, включая зелёный.


Источник.

Или вот дизайн из 50х годов 20 века фирмы ITALY Empoli Verde


Источник.

Ниже вы можете видеть уже современную версию Рёмера - белый верх, зелёный низ. Здесь у меня на рисунке правда рюмка, а не бокал. Судя по отзывам многих источников современные Рёмеры, как на моём рисунке, не имеют ничего общего с настоящим лесным стеклом, потому что ножка всего лишь подкрашена. О былой славе Рёмера напоминает только форма.



А это то, как развивалась форма Рёмера - бокала для вина. Как раз самое последнее фото - современный вариант бокала для вина на зелёной подкрашенной ножке.


Источник.

Эти бокалы, как и натюрморты мастеров живописи Золотого века вдохновили известного австралийского фотографа Кевина Беста (Kevin Best) на целую серию фото-натюрмортов в стиле голландской живописи [10] и прославили его на весь мир. В фотографиях он использовал репликаты средневековых бокалов, которые сейчас можно купить при стеклодувных музеях или на ярмарках средневековой тематики. Только полюбуйтесь на эту красоту.

Рёмер с налепками в виде малинок.


Фото Кевина Беста. Источник.



Фото Кевина Беста. Источник.

Рёмер и два Беркемайера с налепками в виде малинок.


Фото Кевина Беста. Источник.

В Чехии до сих пор продают копии лесного стекла самых разнообразных форм - богемское / бёмское стекло. Кстати, там по ссылке производитель сильно путается в названиях, так что не удивляйтесь, что типичные Рёмеры там называются Беркемейеры, например. Зато красиво, чего уж там.



Копии бокалов из лесного стекла, выполненные по схожей технологии, как в 17-19 веках. Источник.

Надеюсь, что теперь если вы отправитесь в галерею старых мастеров, то бокалы из лесного стекла будут вам как минимум ближе и понятнее. Удачной охоты и перемещения во времени благодаря картинам старых мастеров!

-------------------------
Источники
[1] Питер Клас
[2] Bartholomeus van der Helst
[3] Waldglas
[4] Хеда, Виллем Клас
[5] Rijksmuseum Amsterdam на Википедии
[6] Römer (Glas)
[7] Голландское стекло/Лесное стекло
[8] Christie's: Four waldglas beakers
[9] Waldglas on Pinterest
[10] Cовременная живопись и фотографии Kevin Best
[11] Museum für Glaskunst Lauscha
[12] Museum of fine arts Boston
[13] Roman glass
[14] Меровинги
[15] Bootsgräber der Vendelzeit
[16] Vendelzeit
[17] Krautstrunk
[18] Berkemeyer
[19] Беркемайер
[20] Floris van Dyck
[21] Aschenhaus
[22] Waldglashütte am Lakenborn
[23] Römer Glas
[24] Rijksmuseum Amsterdam, сайт музея
[25] Roemer with a poem to Constantijn Huygens
[26] Лесное стекло на страницах музея Рийксмюзеум
[27] Essbesteck

Германия, design, art & artists, мои статьи, close-up, drawings, Нидерланды, художнику на заметку, insta

Previous post Next post
Up