Масло или акварель?

Sep 12, 2016 13:03

Upd. Хотелось бы подчеркнуть, что речь не о станковой, а о коммерческой деятельности художника.

В рецензии к книге "Как понять акварель" я уже упоминала один момент, когда автор рассказывает, почему якобы люди переходят от такого воздушного материала как акварель к плотному маслу. Дело якобы в том, что акварель требует предварительного обдумывания и планирования - важно понимать на несколько шагов вперёд, что за чем отображать или обходить цветом, а ошибки уже не спрячешь. В масле всё, якобы, просто - каждый неудачный штрих можно замазать новым. Мол, поэтому тот, кто не может совладать с акварелью, переходит на непрозрачные, кроющие материалы.

Я, к сожалению, не имею возможности проверить, что же там стояло в оригинальом тексте на английском, но вполне вероятно, что переводчик слишком категорично перевёл слова автора. Однако одно то, что тема "Масло или акварель" периодически всплывает в разговорах, говорит о том, что речь здесь о больной для художников теме.

Масло считается королевской дисциплиной у профессиональных художников. Потому что оно, как правило, требует бОльших материальных и временных затрат: художнику лучше иметь отдельную мастерскую из-за запахов и пачкающей краски, дороговизна материалов, длительное время просыхания, продолжительная поэтапная работа, хитрости различных техник письма маслом и так далее. Эти сложности часто способствуют тому, что живописцы пользуются бОльшим уважением коллег и окружения, чем художники, работающие в других изобразительных техниках, не требующих таких жертв. Акварель в плане "танцев с бубнами" весьма беспроблемный материал.

Обращали уже внимание, что именно акварельные блоги пользуются огромной популярностью на том же Инстаграме? Вы можете в реальной жизни ничего не знать о человеке - у него нет публикаций, громких выставок или элементарно блога, но с удивлением обнаружить, что на Инстаграме за его акварельным творчеством следят более 100 тыс. человек, активно "лайкают" (простите за это жутенькое слово) и общаются с человеком. Что же происходит? Акварель любят и уважают, но только ровно до тех пор, пока речь ни заходит о масле?

Я уже много раз рассказывала, что акварель очень сложный и многогранный материал. И что художников-акварелистов совершенно незаслуженно списывают в "просто графики". Одно то, что принято говорить, что акварелью не пишут, а рисуют - заставляет задуматься. Как художника-иллюстратора, увлечённого акварелью, меня достаточно долго мучила несправедливость по отношению к художникам-акварелистам. Чтобы овладеть техникой акварели нужны годы напряжённой работы, но при этом работы стоят в сравнении с работами маслом намного меньше.

В частных галереях часто можно наблюдать картину, что одинаковые по формату и содержанию работы одного и того же автора, выполненные маслом и акварелью отличаются в десятки раз в цене. Акварель воспринимается чуть ли ни эскизом к маслу. Мои собственные работы акварелью были проданы за время моей последней выставки в галерее "Clowns & Pferde" со значительной скидкой. До выставки я честно верила, что продам всё и ровно по той цене, какую запросила, потому что у меня была оригинальная и концептуальная идея, несколько месяцев напряжённой работы, изящная техника. Но в итоге я была вынуждена уступить покупателям, потому как поклонникам моего творчества пришлось дополнительно потратиться на должное обрамление и дорогостоящую защиту работы от воздействия ультрафиолета. Именно тогда я впервые задумалась над тем, чтобы сменить технику работ на продажу и снова вернуться к маслу, как когда мне было 18-20. И это при всей моей горячей любви к акварели.

Последней каплей для меня стал многосерийный документальный фильм о самых известных аукционах мира: Auction Series. Не помню точно, какой именно эпизод, но когда посмотрела фильм, с печалью поняла, что если хочу зарабатывать на жизнь не только иллюстрацией, но и живописью, то любимой акварельной техникой на больших форматах (а мои работы для галереи были размером 90x130см) придётся пожертвовать. В фильме даже одна из редких акварелей Тёрнера, найденная какими-то сложными манипуляциями, ушла на аукционе Christie's - одном из старейших аукционных домов Англии - в разы дешевле его же более потоковой работы маслом.

Так что выбор художника в пользу масла обусловлен не тем, что его, масло, легче контролировать, чем акварель, а большей выносливостью и долговечностью материала. Кстати, именно поэтому даже работы маслом по дереву ценятся в разы больше, чем работы маслом по холсту. Нужно так же понимать, что освоить акварель и масло - одинаково энергозатратно. И расходы на материалы у акварелистов часто даже выше. При этом отдача от работы маслом в разы больше, а результат долговечнее. Нужно смириться с тем, что состоятельные люди с удовольствием вкладывают деньги в искусство. Но одно из основных требований к нему совсем не оригинальность, как может показаться.

И раз я затронула тему масла. Вы знали, что уже существует огромное множество материалов для холстов - от традиционного льна до шёлка? И что уже давно изобрели масло, которое разбавляется просто водой (например, у компании Winsor&Newton это масло серии Artisian по цене ниже, чем акварель - Winsor & Newton Artisan
). Для него не нужно никаких терпентинов или растворителей. Мечта художника - масло без диких химических запахов! Только лак для возможных корректур и финального закрепления работы всё же нужны. По словам производителя, эти краски имеют такой же блеск, как традиционные. Но на деле я уже от пары художников слышала, что они, краски этой серии, становятся чуть бледнее после высыхания. О холстах, Тинторетто, технике сухой кисти маслом по бумаге и прочих грунтах для рисования в следующий раз.

А ниже - просто "иллюстрация" для привлечения внимания. Промо одной из увлекательных передач о творческих людях канала Sky Arts. Я теперь фэн этого канала, да.

image Click to view



спрошу у вас, social media, materials

Previous post Next post
Up