Если быть точным, то лежит этот городок не прямо на Северном море, а в паре километров от него. Именно там я жила в мой последний приезд на Север и наведывалась на зарисовки в Хузум - на родину Шторма. Однако река Трене, на которой основался городок, питает своими водами другую крупную реку, которая в свою очередь отдаётся Северному морю. Так что формально город находится на Северном море в земле Шлезвиг-Гольштейн.
За несколько дней жизни в Фридрихштадте я сделала огромное количество фотографий и пару набросков - настолько он живописный. Так что не удивляйтесь, если в ближайшее время я буду часто показывать его. Невероятно очаровательное место.
Только почему-то там никто не разгоняет огромные колонии ворон. Когда ночь опускается на город, чувствуешь себя героем какого-то мистического фильма - мурашки по коже! Люди поспешно покидают улицы, мощные деревья сливаются с темнотой, обступают каналы и прячут свет фонарей в своих махровых лапах. И только когда исчезает последняя искра света, на город надвигается грозное воронье облако. Грохочет и трепещет причудливыми волнами над кронами, а потом обрушивается мелкой рябью в черноту листвы, сливается в одну рыхлую массу, чтобы умолкнуть столь же внезапно. Ещё какое-то время в тонком ночном воздухе висит какая-то угроза, становится сыро и пахнет старыми ведьмиными подушками. На утро все дорожки усыпаны траурным ковром перьев. Как будто всё та же ведьма взбила свои подушки, просушила пол лунным светом и, чертыхаясь на надоедливых горожан, занесла к рассвету в дом и плотно затворила ставни.
А днём всё совсем иначе. Каналы ласково улыбаются, голландские домики приветливо склоняются к воде. Кстати, местечко официально зовётся голландским, потому что там живут потомки переселенцев из Голландии. Поэтому и архитектура, и кухня, и образ жизни на воде - голландские.
Кстати, самым сильным впечатление поездки была моторная лодка, которую мы снимали в один день в Фридрихштадте. В качестве пассажира я никогда не задумывалась, что мир с уровня воды выглядит как-то иначе. А тут вдруг как будто проснулась и взглянула на всё другими глазами. Невероятные впечатления, которые переросли в твёрдое желание:"Хочу лодку! Пусть маленькую, но лодку!" В который раз говорю, что очень прониклась идеей Клода Моне устроить ателье прямо на воде - в лодке. Видимо, всё-таки что-то есть такое магическое в том, что Клод родился в тот же день, что и я. А может ещё потому мне так близки его работы, что года в 4 мама подарила мне большую синюю книгу об истории искусства. Тым были и Клеопатра, искусно вырезанная из слоновой кости в виде изгибающейся лежащей девочки, и работы Рембрандта и Сурикова, но я смотрела только на репродукции лодок Моне, на его жемчужно-янтарную воду с кусками синего, как бархат, неба, на эту невероятную рябь и не могла оторвать глаз. Смотрела и даже представить не могла, что когда-то я буду ходить по тем же местам и даже рисовать их.
Проблема с маленькими лодками только такая, что ты не можешь остановиться прямо посреди реки и начать что-то рисовать - у них нет якоря. Нужно только пришвартовываться к многочисленным мостикам и рисовать как минимум другой берег или то, что видишь от своего снизу вверх. Но, думаю, что-нибудь можно будет придумать. Была бы лодка ;-)
Это всё прекрасная Трене
Каналы и мостики городка