На немецком языке вышел новый роман самого молодого и гениального автора Англии (если верить СМИ) - Эдама Тирвела (Adam Thirlwell) - под названием "
Der multiple Roman" (оригинальное название "
Miss Herbert"). На более чем 500 страницах автор рассуждает о том, что сделало роман (его структуру) успешным, какие есть взаимосвязи, общие знаменатели. Там якобы есть примеры, как писатели таскали друг у друга идеи и при этом лихо уворачивались от обвинений в плагиате - эксплуатировали чужие образы, но создавали на их основе свои. Тирвел показывает на примерах, насколько похожи друг на друга произведения одного и того же автора, как часто используется одна и та же повествовательная петля. Причём разбирает по косточкам таких авторов как Набоков, Кафка и пр. Проходится по всем классикам, критикует, восхищается, насмехается, анализирует, цитирует, делает выводы. Настольная книга для писателей романов, можно сказать.
Я "Роман" ещё не читала - он, можно сказать, только-только из типографии в немецком переводе. Но всё равно было любопытно послушать и почитать, что о нём говорят. Один литературный критик меня просто поразил. Он сначала хвалил-хвалил молодого автора, а потом его вдруг понесло. Я такого ещё ни разу не слышала на немецком "Канале Культуры", чтобы интеллектуалы вдруг теряли всякий контроль над своими эмоциями и начинали нервно кричать(!), цитата :"Слышь ты, мальчик, напиши сначала сам что-то стоящее, а потом поговорим". Тётенька в студии ему поддакивала, мол, да, как можно быть таким желторотиком и утверждать, что он всё это вообще перечитал, чтобы делать выводы...
А между тем вообще-то автор не мальчик - ему 35. И да, если он всю жизнь не занимался ничем другим кроме чтения и писательства, до 35 лет ему было реально перечитать океан литературы и научиться делать выводы. Но я как-то всё равно неожиданно задумалась про "Слышь ты, мальчик...". По идее дегустатору не обязательно быть поваром, чтобы оценить качество того, что он пробует. Для этого достаточно иметь богатый вкусовой опыт и разбираться в составляющих еды. По этому определению Тирвелу не занимать опыта - он профессиональный дегустатор (по идее).
С другой стороны, может прав немецкий критик, когда спрашивает не самым красивым образом:"А судьи кто?" По идее Эдам Тирвел здесь не просто "дегустатор". Он сам автор книг, который пока не вышел по признанности на ступень того же Кафки, к примеру. А значит для него не работают правила обычного потребителя, который не обязан ни перед кем отчитываться за свои "нравится-не-нравится". Тирвел обязан, потому что если критикует других коллег, выглядит глупо и голословно, если ему нечего предьявить в противовес. Или как?