#Tags: РФ, символика, манипуляция сознанием
http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?3607 Московские и федеральные власти аж до самого президента, а за ними СМИ (средства массовой идиотизации) долго смаковали обнаружение на стенах Спасской и Никольской башен Кремля заложенных щитками штукатурки живописных икон Спаса и Николы-угодника.
В тот момент, когда разрушаются фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира и фрески XV в. в Успенском соборе Москвы, когда от неумелого хранения могут погибнуть уникальные иконы из Музея-заповедника "Коломенское", находка оказалась удивительно кстати.
Устраивается шоу "великое открытие", привлекаются президент и патриарх, публикуются фантастические даты возникновения икон, и, разумеется, сыплются проклятия по адресу "злых большевиков".
Но стоит рассмотреть дело внимательнее. Начнём со Спасской башни. Её нижние ярусы были выстроены в 1491 г. Башня тогда называлась не Спасской, а Фроловской, так что изображение Спаса тогда не было нужно. В таком виде она простояла весь XVI век. В 1625 г. башня получила живописный многоярусный верх - шатёр. В 1654 г. верх Спасской башни сильно обгорел во время страшных московских пожаров, так что более древние изображения не могли сохраниться. От XVIII в. и начала XIX в. сохранилось несколько достоверных изображений Спасской башни. На них нигде не видно никаких воспроизведений икон.
Так когда же икона появилась на Спасской башне? Самое вероятное предположение - это связано с ремонтом Кремля после пожара 1812 года. Уходя из Кремля, Наполеон приказал взорвать Арсенальную, Никольскую, Водовзводную и Спасскую башни, часть ансамбля колокольни Ивана Великого и здание Сената. Угловая Арсенальная и Никольская башни пострадали очень серьёзно, Спасская - меньше.
Ремонт, продолжавшийся с 1816 г. по 1826 г., а затем первые попытки реставрации Кремля были на редкость наивными. Авторы проекта явно стремились придать Кремлю облик древней Руси, как они её понимали.
Но если архитектор О.И. Бове фактически отстраивал вновь уничтоженную взрывом Водовзводную башню Кремля, удачно стилизовал её под первоначальный облик, то живописные иконы удачными стилизациями не назвать.
То, что это именно XIX в., подтверждается как художественными особенностями иконы, далёкими от подлинной манеры древнерусской иконописи, так и техникой живописи - по сухой штукатурке, характерной для XIX в.
Необычный тип иконы на Спасской башне возможно связан с обороной Соловецкого монастыря в Крымской войне 1854-1856 гг. На этой иконе "Спас со святыми Зосимой и Савватием", а эти реально жившие монахи - святые покровители и символы Соловецкого монастыря. Впервые икона Спасской башни видна на фото конца XIX в. Зафиксирована икона на Спасской башне и на фото 1920-ых годов.
Можно предположить, что закрыли её щитом из штукатурки в процессе реставрационных работ 1931-1936 гг. При этом никакого повреждения иконе не было нанесено.
История Никольской башни более сложная. Сразу можно сказать, что изображение на ней ни в коем случае не может относиться к XIV в., т.е. к Кремлю Дмитрия Донского. Она, по летописи, была также построена в 1491 г., причём по выражению летописца "не по старой основе". Кремль Донского находился внутри современного Кремля. В отличие от других башен, она не получила в XVII веке шатровых завершений.
В 30-х гг. XVIII века Никольская башня получила пышное оформление в стиле русского барокко XVIII века, как и примыкавший к ней Арсенал. На гравюре 1730-ых гг. видно, что украшена она с внутренней стороны Кремля. Была ли она декорирована извне - не ясно. Возможно, что и нет. Для людей XVIII в. город - это Кремль, а вне Кремля - пригород, не нуждающийся в украшении.
В 1812 г. Наполеон взорвал Никольскую башню и соседний Арсенал. При восстановлении над башней возвели шатёр из железных конструкций и четыре башенки по углам. Всё это было оформлено в стиле европейской готики. Вероятно, тогда над воротами Никольской башни и появилась икона Николая чудотворца. Быть может её появление связано с коронацией Николая I в Москве.
В начале XX в. по сторонам иконы появились изображения ангелов, написанные в манере, близкой к росписям Владимирского собора в Киеве работы Васнецова, но значительно слабее в художественном отношении.
Во время октябрьских боёв 1917 г. башня, как и Спасская, была повреждена обстрелом. Но, как только Советское правительство переехало в Москву, и Спасскую башню с часами, и Никольскую тотчас же отремонтировали.
Мало этого. В 1919 году, в самый разгар Гражданской войны, А.В. Луначарский создал при Наркомпросе Центральные научно-реставрационные мастерские. В них собрались выдающиеся архитекторы-реставраторы, учёные искусствоведы и художники. Возглавлял их И.Э. Грабарь - крупный русский, а потом советский художник, в то же время учёный, первый серьёзный историк русской архитектуры.
Мастерские развернули исследовательскую и реставрационную работу в Кремле. Но, судя по фотографиям 1918-1919 гг., где иконы ещё видны, есть основания предполагать, что их замуровали во время реставрационных работ 1931-1936 гг.
А теперь самое главное. Зачем поднимать шум по поводу частного, незначительного эпизода истории формирования ансамбля Московского Кремля? Зачем устраивать пышный спектакль с приглашением президента и патриарха по такому мелкому поводу? Организаторы своих целей не скрывают. Нужно им убрать кремлёвские звёзды, эти символы власти народа, и насадить вновь на башни уродливых двуглавых орлов. Нужды нет, что звёзды - технический шедевр, что они прекрасно вписались в ансамбль Кремля. А ведь двуглавые орлы вовсе не христианский, а языческий символ власти над землёй и небом. Господа хотят возвеличить свою власть, а народу заткнуть рот, чтоб не смел даже вспоминать о великой попытке создать государство истинно свободного труда.
Но оно живо в сознании трудящихся. Его звёзды никогда не погаснут, а гасителям звёзд придётся пожалеть о своих фантазиях.