Специально для камрада
gyurgy выкладываю поистине вдохновляющий и душевкрячивающий текст Аркадия Гайдара об его родном граде Свердловске ака Йобурге, и об часе-Че его электрификации. Также адресуется камраду
hlegу, да пожалуй и всем вообще моим товарищам сотоварищницы, а такоже товаркам со товарняками...
3000 Вольт.
Как-то раз редактор одной из провинциальных газет призвал меня к себе и начал отчитывать
следующими словами:
- Что это вы, дорогой товарищ, все больше сенсационными разоблачениями занимаетесь, пишете все в отрицательном смысле, совершенно игнорируя светлые стороны текущего момента. Всё это говорит о том, что вы ещё недостаточно прониклись духом пролетарского миросозерцания, а поэтому поезжайте сейчас же на собрание месткома кулечной фабрики и на заседания фабзавкома и РКК. Это вдохнёт в вас бодрость, и вы, как прозревший слепой, увидите светлые стороны, как они есть, в натуральном виде.
Но вышло так, что на кулечной фабрике решили вопрос о необходимости поставить вентилятор и выдать два года обещанную прозодежду, а на фабзавкоме горячо спорили о неправильном снижении расценок и необходимости поднятия производительности труда.
С обоими положениями я был вполне согласен, вставил даже одну реплику во время прений, но ушел подавленным, разочарованным, чувствуя, что напрасно истратил семь гривен на извозчика, ибо ничего особенного на этих собраниях я не увидел.
- Очень печально, - покачав головой, сказал мне редактор. - Тогда поезжайте сейчас же на спичечную фабрику наблюдать поднятие производительности труда, а потом на съезд уполномоченных, чтобы увидеть собственнолично "столбовую дорогу к социализму" - то есть кооперацию.
Там случилось со мной то же самое.
Это было давно, и тогда на почве высказанных мною пессимистических взглядов у меня с редактором вышли серьёзные разногласия.
Вчера в 3 с половиной часа дня техник Силанов подошел к доске генераторного пульта, спокойно повернул рычажок, и 3000 вольт, бесшумно ударив провода, полились непрерывным горячим потоком на заводы Свердловска. Не было сказано по этому поводу ни одной торжественной фразы, ни обширного доклада о международном положении и кознях английских соглашателей, не было ни одного лишнего человека, кроме 8 очередных рабочих, незаметно распылившихся по разным концам огромного, сверкающего огнями здания.
Была деловая напряжённость, простая и чёткая, как ток, проходящий через мраморную доску пульта.
И эта глубокая простота ещё ярче и ещё резче выступает после того, когда узнаёшь, сколько труда было затрачено, для того чтобы на краю болота, среди хмурого леса построить новую электростанцию. Первые кирпичи подвозились на лодках, первые брёвна срубленных деревьев подтаскивались вручную. Первые сроки, к которым должна была быть пущена станция, назначались почти наугад.
Прошлому горсовету рабочими был дан наказ - пустить станцию. Горсовет делал всё, что мог, и, несмотря на целый ряд затруднений, добился всё-таки, что в последний день, в тот день, когда его полномочия истекали и начинались новые перевыборы - новые наказы, с электростанции брызнул в город первый ток.
И всё-таки, несмотря на то что даже лошадь, в последнюю секунду взявшая приз у финиша, всегда вызывает бурю апплодисментов, - здесь апплодисментов не было, и не были они нужны ни инженеру, ни старику механику, впившемуся глазами в измерительные приборы, ни огромной турбине, бешенством 3000 оборотов в минуту посылающей ток в провода.
Люди (их всего-то восемь человек) растаяли. Люди уступили первенство машинам, и ещё ярче и ещё подчёркнутей становится видной эта простая, почти суровая скромность тех, которые влили сегодня в проволочные жилы города живительную электрическую кровь.
Уходил я с электростанции с неохотой, хотелось остаться дольше, но не было времени.
И я подумал, кто прав, кто виноват - дело тёмное, но только здесь гул машин, запертых рукой человека в полупустом замке, молчаливый поворот рычага рбочей рукой заставил меня почувствовать дух эпохи гораздо сильнее нежели на торжественных собраниях, в которых я не мог уловить того, чего от меня требовали.
Газета "Уральский рабочий" (Свердловск)
11 февраля 1927 года
PS.
За дальние леса, за горы дальние -
Торопятся по небу провода!
У нас с тобой есть главное задание -
Мы солнцем наполняем
города!
Порой из-за работы нашей хлопотной,
Не видим мы ни лета, ни зимы,
Но каждой деревушке, самой крохотной -
Протягиваем лучик мы!
Протягиваем! Лучик! Мы!
Забот нам немало досталось,
Но мы - забываем усталость!
Но Мы забываем усталость -
Лишь пот вытираем со лба!
Забот нам досталось без счёта!
Энергия - наша работа!
Энергия - наша работа!
Энергия - наша судьба!
у нас с тобой профессия обычная -
Мы просто, созидатели чудес!
А значит, собирается отличная
Команда для свердловской ТеплоЭС..
И тянется в просторы лебединые
Серебряная музыка струны!
Судьба у энергетиков - единая!
Единая с судьбой страны!
Единая! С судьбой! Страны!
Забот нам немало досталось,
Но мы забываем усталость!
Но Мы презираем усталость -
Лишь пот вытираем со лба!
Забот нам досталось без счёта!
Энергия - наша работа!
Энергия - наша работа!
Энергия - наша судьба!
Энергия - наша работа!
Энергия - наша судьба!