Как-то пару недель два-три месяца назад, в бытность мою в гостях у предков в славном стольном граде Володимире, у меня с маманей состоялся длинный и интересный спор на тему среднего класса в США, и того, куда и почему он исчезает и исчезнет.
Изначальные посылы сторон таковы:
Я: Средний класс в США и иных странах Первого Мира резко тает с годами, вытесняясь корпоративыными бизнесами.
М: Корпоративный бизнес в силу объективной специфики сферы услуг не может и не сможет её освоить.
=============
Фактическая сторона вопроса:
Номер 1:
http://www.msnbc.msn.com/id/10697850/Номер 2:
http://news.com.com/5208-1014-0.html?forumID=1&threadID=12849&messageID=100162&start=-1Номер 3:
http://lider.marketcenter.ru/content/doc-2-4742.htmlЕжегодно в США образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются на плаву и выживают, имея шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Только половине предпринимателей удается продержаться хотя бы полтора года и одному из пяти не разориться на протяжении десяти лет. У нас в России в связи с известными процессами, протекающими в Законотворчестве, ещё сложнее быть предпринимателем. Известно, что из каждых 10 зарегистрированных предпринимателей, начинают работать только 4, через год остаются в работе 3 предпринимателя. Но эта печальная статистика не останавливает новых предпринимателей.
=============
А теперь пойдут большие цитаты по памяти из той полемики... кому неинтересно - могут не читать...
Я: Один товарищ из Германии, походу, такую вещь рассказывал, мол, одно время понапоявлялось там у них куча мелкочастных копи-шопов, типа пришёл-отксерил-заплатил-ушёл, пришёл-отсканил-заплатил-ушёл, итд. И где все они сейчас? А нету их сейчас. А вместо их отделы копировальных услуг открылись в супермаркетах и прочих корпоративных шарагах. Там и издержки на аренду резко меньше, и электричество давно проведено, и много прочих конкурентных плюнусов. Мелкочастники в трубы-то и повылетали, за одну всего пятилетку! А ты говоришь - мелкий бизнес...
М: Так то ж копирование - там ума много не надо: поставил ксерокс и стой-копируй. Ты вот химчистку попробуй организуй! Ты помнишь хоть, видел хоть, что такое вообще химчистка? Бывал там хоть раз?
Я: Бывал-бывал, давно правда, в советское время ещё мы с тобой вместе в заведения эти ходили. Я до сих пор помню, как такие хреновинки на бельё пришивали, с числами о шести разрядах, чтоб не спутать ничьё бельё с ничьим чужим. Да они у нас до сих пор на отдельных простынях-наволочках пришиты, не всё ещё бельё с той славной поры мы на свалки-помойки повыкинули...
М: Да-да, так вот, представляешь себе такую химчистку? И представь, что значит всё это дело организовать. Это значит, нужно закупить кучу специфических химикатов и специфического оборудования. Это значит, надо наладить учёт, сбор и выдачу одежды. А значит, надо иметь опыт и быть в курсе вопроса - какие химикаты и агрегаты считаются сейчас лучшими, где их лучше достать, как конкретно их надлежит применять для наилучшего полезного эффекта, итд, итп. И вот подумай, откуда у каких-то-там корпораций вообще возьмутся кадры, адекватные этой задаче? А не имея кадров, полезут ли они в незнакомую отрасль рынка?
Я: Во-первых, про лезть в незнакомую отрасль рынка разъясню. Есть такая штуковина, называется финансовый капитал, штуковине этой уже больше века отроду. И эта штуковина обладает тем свойством, что этот капитал растёт аки дрожжи, и требует себя немедленно ещё куда-то вложить, иначе - перед им замаячит песец разорения. В банки вкладывать невыгодно - процент невысок, в промышленности он резко выше. В биржевую игру всё кинуть рисковано - там не только ты других нагрёбываешь, а и тебя иногда тоже, и регулярно притом. поэтому самым желанным сектором для вложений были и остаются сферы производства и услуг, хотя нормы прибыли перманентно падают также и там. Но это последнее - вообще объективный закон, тут ничего и не попишешь, супротив него переть всё одно, что супротив уравнений Максвелла.
Итак, представь. Сидит менеджер в корпорации, в Дэу или в Форде, или в Микрософте -это неважно ни разу. И смотрит этот менеджер бумаги, и видит, что капиталу прибыло резко больше, чем осталось мест для его вложения в уже освоенных отраслях. Этих последних - так вообще убывает и убывает с каждым годом, т.к. рынок капиталов ограничен рамками планеты, а один раз вложенное не исчезает никуда, а продолжает занимать на ём место, и приносить прибыль, а значит - требовать ещё и ещё места. Прямой аналог: тесто в кастрюльке подымается, а кастрюлька - в комнатке замкнутой стоит. И куда излишек теста не переложишь, он там тоже начинает подыматься. Так вот, пекари капитала и начинают искать лазейки из этой комнатушки, имя которой Земля, и если найдут особо тёплую и большую полость, то туда сразу же инвестировать кидаются, пока кто из конкурентов её не занял.
И вот, менеджер этот сидит и думает. Куда вложить баппки? И его многомудрую репу посещает идея: открыть при сети магазинов одежды ещё и сеть химчисток. Чтобы продавая одежду, толкать на пару к ней ещё и право бесплатной химчистки на ближайший месяц и ещё три дня, и льготной химчистки, с 50% скидкой на ближайший год и ещё две недели. Или, если клиент делает покупку на более чем девяносто девять тыщ девятсот баксов, то срок бесплатной химчистки продлится до полугода и ещё одной недели, а срок льготной - продлится до трёх лет и двух месяцев. При этом разъяснив, что облившие пиджак серной кислотой, едким натром и бриллиантовым зелёным, как и приравненых к ним по ряду свойств химикатами, права отчистки этого дела автоматически лишаются. Потому что респектабельные люди в пиджаках едкий натр не разгружают и не разливают, а нереспектабельным людям в нашей сети магазинов делать нечего.
НО - менеджер понимает, что для этого нужны кадры, которые - и тут он в который раз соглашается с товарищем сталиным - и впрямь-таки решают всё. А с кадрами такого профиля у них в корпорации и впрямь - очень и очень жёсткий напряг. И чо тут делать?
Но - менеджер не зря сидит в своём кресле, а не моет пол в супермаркете. Бошка у него существует чтобы думать и решать любые перед ним вставшие задачи, а не только легкоразрешимые. и что же он делает?
А вот что! он опрашивает знакомых, подчинённых, коллег, родственников, итд., не знают ли они в окрестностях своих домов-гаражей какой мелкой частной химчистки, какая показала бы себя бы как неплохая, но - была бы на грани разорения, или - что даже лучше - уже за этой гранью.
А тут я ещё аспект один тебе разъясню. Официальная статистика США гласит, что ежегодно на ветер вылетают около мильёна частных предпринимателей. И ежегодно примерно столько же их вновь залезают на эту же беговую тропу для желающих взбеситься двуногих тараканов. Успокойся, это у меня такая Ырония, шутю я так. В общем, из этого мульёна ежегодно вылетающих в финансоводинамические трубы рынка примерно сотня-другая тыщ приходится на химчистильщиков. Ну, есть ещё полотёры всякие, парикнахеры, и прочие подобные лица не вполне свободных от себя профессий, всего 5-10 штук профессий, откуда на одну из них мы и получаем сотню-другую тыщ внезапно сирых и в одночасье убогих лузеров и прочих неудачников от химически чистящей индустрии - кажный календарный год. А это значит, другими словами, по десятку-другому тыщ ежемесячно. А теперь вспоминаем, что средний класс сконцентрирован в городах, по преимуществу в крупных, и вспоминаем также, что каждый десятый крупногородской житель США обитает в славном городе Нью-Йорке. Самое имя которого - и то уже звучит гордо, и если к Гарлему ближе чем на километр не подходить, то иллюзия гордости может сохраняться веками и передаваться в поколениях. Что, к слову, и происходит - но дело не в этом. А дело в том, что коль скоро кажный десятый крупногорожанин Соединённоштании одновременно ещё и Нью-Йоркец, то в том же Нью-Йорке ежемесячно вылетает в трубу тыща-другая химчистильщиков. Ибо каждый десятый авиатор финансовых труб - тоже житель Нью-Йорка.
И как думаешь, если кажный месяц по тыще реднеков от химчистки летят заниматься кредитно-долговой авиацией, то есколько авиаторов бизнеса найдут знакомые, родственники, коллеги и подчинённые по просьбе или указанию корпоративного менеджера, и как долго менеджеру придётся ждать заполнения первой сотни списка потенциальных будущих своих сотрудников?
И что мы получаем? А получаем мы такую картину маслом: в течение пары недель менеджеру на стол ложится список из пары сотен вусмерть загнанных конкуренцией авиаторов бизнеса, ну минимум полсотни - точно. После чего менеджер приглашает их к себе по очереди, беседует с ними, и некоторым из них делает, как говорят иногда, "такое предложение, от которого никто не смог ещё отказаться". в чём же оно состоит?
А вот в чём. Мы, то есть финансовая корпорация "Шнеерзон и Пеццер милитари фудс инк." выкупаем у владельца помещение, которое Вы снимали под химчистку. Мы выкупаем у Вас оборудование. И обещаем платить Вам штатную зарплату - которая будет равной полутора Вашим среднемесячным доходам за последние пару лет. И если будете работать хорошо, то мы этот оклад ещё и повысим. Ваша задача - организовать процесс химчистки в нашем помещении и на нашем оборудовании. Ваша задача - указывать список нужных химикатов и агрегатов коллеге из отдела снабжения. Снабжать Вас химикатами, агрегатами и запчастями к ним - это будет уже наша задача. Оплата счетов за электричество, а также налогов и прочих взяток - тоже наша задача. Вам нужно будет только организовать сам производственный процесс, и при необходимости - обучать новый персонал к выполнению всяческих подсобных задач. Вы ведь опыт такого рода имеете? Ну вот и славненько. А теперь выбирайте: стабильный штатный оклад, из которого четверть получаете задатком сразу по подписании вот этого вот контракта. или - летите дальше в свою любимую рыночно-конкурентную трубу, а мы рассмотрим другую кандидатуру на Ваше место.
И как думаешь, сколько химчистильщиков из сотни приглашённых ответят на такое дело отказом? А в свете этого факта, за сколько месяцев в Нью-Йорке возникнет сеть химчисток "Шнеерзон и Пеццер клир ацид нетворк"? И - насколько конкурентноспособными окажутся оставшиеся неохваченными мелкие частные реднеки от химчистки, в сравнении с такой сетью?
А теперь подумай, что мешает мебельным и жилищно-строительным концернам произвести то же самое мероприятие на мелкочастном рынке полотёрских и прочих мебелеремонтных услуг? А другим кропорациям - аналогичными путями подмять под себя другие сферы мелкочастного предпринимательства?
М: Ну... ну да... И что в этом такого плохого?
Я: О дас Капитал, Мам, да причём тут хорошо или плохо? В моральных категориях мы вообще это дело сейчас не рассматриваем, они идут далеко и вообще лесом. Мы же с тобой говорим об объективно действующих механизмах исчезновения среднего класса, в конкретном частном случае Соединённых Штатов Америки. И причём тут хорошо или плохо? Это не хорошо и не плохо, это просто происходит, это просто ЕСТЬ. Вне зависимости от того, хочешь ты этого или нет, признаешь ли ты это как факт, или будешь его упрямо отрицать. Поэтому ещё раз повторяю и объясняю: в США сейчас происходит, и подходит к своему логическому концу тот самый процесс, который у нас в России завершился к началу миллениума - а именно, исчезновение свободного рынка и поглощение его лапами и силами корпораций. И помни, мам - если тебе кто скажет, что в США, или в там Японии, ну или в Европейском Юнионе налицо Свободный Рынок и Сильный Средний Класс - помни, это всё лож, звиздёж и прочие формы политической пропаганды от либерализма. И потому - перед тем, как поверить, подумай, крепко подумай, не пытаются ли тебе в очередной раз оттопырить уши и навесить на них немножечко роллтона? И стряхивай с ушей всё, что хоть немного пахнет дошираком, мюслями и прочим полит-агит-гуаном!
Да, кстати, ты ни разу не задумывалась, с какого перекуру корпорация Дэу, выпускавшая одно время по преимуществу автомобили, сейчас развернула бурный выпуск стиральных машин и мониторов с телевизорами? А причина - та же: перманентно растущий капитал нужно не менее перманентно куда-то вкладывать. И тот факт, что менеджерам автомобильной корпорации процесс производства мониторов и стиральных машинок напрочь незнаком, - они его освоили, и сделали это весьма и весьма неплохо, судя по видимым на витринах результатам, данных нам, как известно, в наших ощущениях. Да знаю я, что я зануда редкостный, но что, уже и пошутить немного нельзя через заворачивание фразы в эдакую-вот-загогулину-паимаишь?
===========
Более поздняя поправка к тексту: Сказанное не касается стран Скандинавии, где усилия корпораций ограничены посредством прогрессируюшщих налогов (прогрессирующих хуже иного артрита, т.к. быстрее его).