(no subject)

Apr 10, 2006 19:59

Как-то пару недель два-три месяца назад, в бытность мою в гостях у предков в славном стольном граде Володимире, у меня с маманей состоялся длинный и интересный спор на тему среднего класса в США, и того, куда и почему он исчезает и исчезнет.

Изначальные посылы сторон таковы:
Я: Средний класс в США и иных странах Первого Мира резко тает с годами, вытесняясь корпоративыными бизнесами.
М: Корпоративный бизнес в силу объективной специфики сферы услуг не может и не сможет её освоить.

=============

Фактическая сторона вопроса:
Номер 1: http://www.msnbc.msn.com/id/10697850/
Номер 2: http://news.com.com/5208-1014-0.html?forumID=1&threadID=12849&messageID=100162&start=-1
Номер 3: http://lider.marketcenter.ru/content/doc-2-4742.html
Ежегодно в США образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются на плаву и выживают, имея шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Только половине предпринимателей удается продержаться хотя бы полтора года и одному из пяти не разориться на протяжении десяти лет. У нас в России в связи с известными процессами, протекающими в Законотворчестве, ещё сложнее быть предпринимателем. Известно, что из каждых 10 зарегистрированных предпринимателей, начинают работать только 4, через год остаются в работе 3 предпринимателя. Но эта печальная статистика не останавливает новых предпринимателей.

=============

А теперь пойдут большие цитаты по памяти из той полемики... кому неинтересно - могут не читать...

Я: Один товарищ из Германии, походу, такую вещь рассказывал, мол, одно время понапоявлялось там у них куча мелкочастных копи-шопов, типа пришёл-отксерил-заплатил-ушёл, пришёл-отсканил-заплатил-ушёл, итд. И где все они сейчас? А нету их сейчас. А вместо их отделы копировальных услуг открылись в супермаркетах и прочих корпоративных шарагах. Там и издержки на аренду резко меньше, и электричество давно проведено, и много прочих конкурентных плюнусов. Мелкочастники в трубы-то и повылетали, за одну всего пятилетку! А ты говоришь - мелкий бизнес...

М: Так то ж копирование - там ума много не надо: поставил ксерокс и стой-копируй. Ты вот химчистку попробуй организуй! Ты помнишь хоть, видел хоть, что такое вообще химчистка? Бывал там хоть раз?

Я: Бывал-бывал, давно правда, в советское время ещё мы с тобой вместе в заведения эти ходили. Я до сих пор помню, как такие хреновинки на бельё пришивали, с числами о шести разрядах, чтоб не спутать ничьё бельё с ничьим чужим. Да они у нас до сих пор на отдельных простынях-наволочках пришиты, не всё ещё бельё с той славной поры мы на свалки-помойки повыкинули...

М: Да-да, так вот, представляешь себе такую химчистку? И представь, что значит всё это дело организовать. Это значит, нужно закупить кучу специфических химикатов и специфического оборудования. Это значит, надо наладить учёт, сбор и выдачу одежды. А значит, надо иметь опыт и быть в курсе вопроса - какие химикаты и агрегаты считаются сейчас лучшими, где их лучше достать, как конкретно их надлежит применять для наилучшего полезного эффекта, итд, итп. И вот подумай, откуда у каких-то-там корпораций вообще возьмутся кадры, адекватные этой задаче? А не имея кадров, полезут ли они в незнакомую отрасль рынка?

Я: Во-первых, про лезть в незнакомую отрасль рынка разъясню. Есть такая штуковина, называется финансовый капитал, штуковине этой уже больше века отроду. И эта штуковина обладает тем свойством, что этот капитал растёт аки дрожжи, и требует себя немедленно ещё куда-то вложить, иначе - перед им замаячит песец разорения. В банки вкладывать невыгодно - процент невысок, в промышленности он резко выше. В биржевую игру всё кинуть рисковано - там не только ты других нагрёбываешь, а и тебя иногда тоже, и регулярно притом. поэтому самым желанным сектором для вложений были и остаются сферы производства и услуг, хотя нормы прибыли перманентно падают также и там. Но это последнее - вообще объективный закон, тут ничего и не попишешь, супротив него переть всё одно, что супротив уравнений Максвелла.

Итак, представь. Сидит менеджер в корпорации, в Дэу или в Форде, или в Микрософте -это неважно ни разу. И смотрит этот менеджер бумаги, и видит, что капиталу прибыло резко больше, чем осталось мест для его вложения в уже освоенных отраслях. Этих последних - так вообще убывает и убывает с каждым годом, т.к. рынок капиталов ограничен рамками планеты, а один раз вложенное не исчезает никуда, а продолжает занимать на ём место, и приносить прибыль, а значит - требовать ещё и ещё места. Прямой аналог: тесто в кастрюльке подымается, а кастрюлька - в комнатке замкнутой стоит. И куда излишек теста не переложишь, он там тоже начинает подыматься. Так вот, пекари капитала и начинают искать лазейки из этой комнатушки, имя которой Земля, и если найдут особо тёплую и большую полость, то туда сразу же инвестировать кидаются, пока кто из конкурентов её не занял.

И вот, менеджер этот сидит и думает. Куда вложить баппки? И его многомудрую репу посещает идея: открыть при сети магазинов одежды ещё и сеть химчисток. Чтобы продавая одежду, толкать на пару к ней ещё и право бесплатной химчистки на ближайший месяц и ещё три дня, и льготной химчистки, с 50% скидкой на ближайший год и ещё две недели. Или, если клиент делает покупку на более чем девяносто девять тыщ девятсот баксов, то срок бесплатной химчистки продлится до полугода и ещё одной недели, а срок льготной - продлится до трёх лет и двух месяцев. При этом разъяснив, что облившие пиджак серной кислотой, едким натром и бриллиантовым зелёным, как и приравненых к ним по ряду свойств химикатами, права отчистки этого дела автоматически лишаются. Потому что респектабельные люди в пиджаках едкий натр не разгружают и не разливают, а нереспектабельным людям в нашей сети магазинов делать нечего.

НО - менеджер понимает, что для этого нужны кадры, которые - и тут он в который раз соглашается с товарищем сталиным - и впрямь-таки решают всё. А с кадрами такого профиля у них в корпорации и впрямь - очень и очень жёсткий напряг. И чо тут делать?

Но - менеджер не зря сидит в своём кресле, а не моет пол в супермаркете. Бошка у него существует чтобы думать и решать любые перед ним вставшие задачи, а не только легкоразрешимые. и что же он делает?

А вот что! он опрашивает знакомых, подчинённых, коллег, родственников, итд., не знают ли они в окрестностях своих домов-гаражей какой мелкой частной химчистки, какая показала бы себя бы как неплохая, но - была бы на грани разорения, или - что даже лучше - уже за этой гранью.

А тут я ещё аспект один тебе разъясню. Официальная статистика США гласит, что ежегодно на ветер вылетают около мильёна частных предпринимателей. И ежегодно примерно столько же их вновь залезают на эту же беговую тропу для желающих взбеситься двуногих тараканов. Успокойся, это у меня такая Ырония, шутю я так. В общем, из этого мульёна ежегодно вылетающих в финансоводинамические трубы рынка примерно сотня-другая тыщ приходится на химчистильщиков. Ну, есть ещё полотёры всякие, парикнахеры, и прочие подобные лица не вполне свободных от себя профессий, всего 5-10 штук профессий, откуда на одну из них мы и получаем сотню-другую тыщ внезапно сирых и в одночасье убогих лузеров и прочих неудачников от химически чистящей индустрии - кажный календарный год. А это значит, другими словами, по десятку-другому тыщ ежемесячно. А теперь вспоминаем, что средний класс сконцентрирован в городах, по преимуществу в крупных, и вспоминаем также, что каждый десятый крупногородской житель США обитает в славном городе Нью-Йорке. Самое имя которого - и то уже звучит гордо, и если к Гарлему ближе чем на километр не подходить, то иллюзия гордости может сохраняться веками и передаваться в поколениях. Что, к слову, и происходит - но дело не в этом. А дело в том, что коль скоро кажный десятый крупногорожанин Соединённоштании одновременно ещё и Нью-Йоркец, то в том же Нью-Йорке ежемесячно вылетает в трубу тыща-другая химчистильщиков. Ибо каждый десятый авиатор финансовых труб - тоже житель Нью-Йорка.

И как думаешь, если кажный месяц по тыще реднеков от химчистки летят заниматься кредитно-долговой авиацией, то есколько авиаторов бизнеса найдут знакомые, родственники, коллеги и подчинённые по просьбе или указанию корпоративного менеджера, и как долго менеджеру придётся ждать заполнения первой сотни списка потенциальных будущих своих сотрудников?

И что мы получаем? А получаем мы такую картину маслом: в течение пары недель менеджеру на стол ложится список из пары сотен вусмерть загнанных конкуренцией авиаторов бизнеса, ну минимум полсотни - точно. После чего менеджер приглашает их к себе по очереди, беседует с ними, и некоторым из них делает, как говорят иногда, "такое предложение, от которого никто не смог ещё отказаться". в чём же оно состоит?

А вот в чём. Мы, то есть финансовая корпорация "Шнеерзон и Пеццер милитари фудс инк." выкупаем у владельца помещение, которое Вы снимали под химчистку. Мы выкупаем у Вас оборудование. И обещаем платить Вам штатную зарплату - которая будет равной полутора Вашим среднемесячным доходам за последние пару лет. И если будете работать хорошо, то мы этот оклад ещё и повысим. Ваша задача - организовать процесс химчистки в нашем помещении и на нашем оборудовании. Ваша задача - указывать список нужных химикатов и агрегатов коллеге из отдела снабжения. Снабжать Вас химикатами, агрегатами и запчастями к ним - это будет уже наша задача. Оплата счетов за электричество, а также налогов и прочих взяток - тоже наша задача. Вам нужно будет только организовать сам производственный процесс, и при необходимости - обучать новый персонал к выполнению всяческих подсобных задач. Вы ведь опыт такого рода имеете? Ну вот и славненько. А теперь выбирайте: стабильный штатный оклад, из которого четверть получаете задатком сразу по подписании вот этого вот контракта. или - летите дальше в свою любимую рыночно-конкурентную трубу, а мы рассмотрим другую кандидатуру на Ваше место.

И как думаешь, сколько химчистильщиков из сотни приглашённых ответят на такое дело отказом? А в свете этого факта, за сколько месяцев в Нью-Йорке возникнет сеть химчисток "Шнеерзон и Пеццер клир ацид нетворк"? И - насколько конкурентноспособными окажутся оставшиеся неохваченными мелкие частные реднеки от химчистки, в сравнении с такой сетью?

А теперь подумай, что мешает мебельным и жилищно-строительным концернам произвести то же самое мероприятие на мелкочастном рынке полотёрских и прочих мебелеремонтных услуг? А другим кропорациям - аналогичными путями подмять под себя другие сферы мелкочастного предпринимательства?

М: Ну... ну да... И что в этом такого плохого?

Я: О дас Капитал, Мам, да причём тут хорошо или плохо? В моральных категориях мы вообще это дело сейчас не рассматриваем, они идут далеко и вообще лесом. Мы же с тобой говорим об объективно действующих механизмах исчезновения среднего класса, в конкретном частном случае Соединённых Штатов Америки. И причём тут хорошо или плохо? Это не хорошо и не плохо, это просто происходит, это просто ЕСТЬ. Вне зависимости от того, хочешь ты этого или нет, признаешь ли ты это как факт, или будешь его упрямо отрицать. Поэтому ещё раз повторяю и объясняю: в США сейчас происходит, и подходит к своему логическому концу тот самый процесс, который у нас в России завершился к началу миллениума - а именно, исчезновение свободного рынка и поглощение его лапами и силами корпораций. И помни, мам - если тебе кто скажет, что в США, или в там Японии, ну или в Европейском Юнионе налицо Свободный Рынок и Сильный Средний Класс - помни, это всё лож, звиздёж и прочие формы политической пропаганды от либерализма. И потому - перед тем, как поверить, подумай, крепко подумай, не пытаются ли тебе в очередной раз оттопырить уши и навесить на них немножечко роллтона? И стряхивай с ушей всё, что хоть немного пахнет дошираком, мюслями и прочим полит-агит-гуаном!

Да, кстати, ты ни разу не задумывалась, с какого перекуру корпорация Дэу, выпускавшая одно время по преимуществу автомобили, сейчас развернула бурный выпуск стиральных машин и мониторов с телевизорами? А причина - та же: перманентно растущий капитал нужно не менее перманентно куда-то вкладывать. И тот факт, что менеджерам автомобильной корпорации процесс производства мониторов и стиральных машинок напрочь незнаком, - они его освоили, и сделали это весьма и весьма неплохо, судя по видимым на витринах результатам, данных нам, как известно, в наших ощущениях. Да знаю я, что я зануда редкостный, но что, уже и пошутить немного нельзя через заворачивание фразы в эдакую-вот-загогулину-паимаишь?

===========

Более поздняя поправка к тексту: Сказанное не касается стран Скандинавии, где усилия корпораций ограничены посредством прогрессируюшщих налогов (прогрессирующих хуже иного артрита, т.к. быстрее его).

конкуренция, корпорации, США, концентрация капитала, мелкий бизнес, средний класс, мелкая буржуазия

Previous post Next post
Up