Не столь давно на хате у одного товарища [не буду тыкать пальцАми] разгорелась умеренно-бурная дискуссия относительно классовой теории, и в частности - встал вопрос о классовой природе крестьянства.
Изначально вопрос был поставлен таким образом: является ли крестьянство отдельным общественным классом, или же нет.
Вопрос был предъявлен мне, как якобы-знатоку вопроса, и вот сейчас, неделю с лишним спустя после той дискуссии, у меня дошли руки просуммировать свои мыслиЮ, изложенные тогда в скомканном и невнятном виде, и выложить их здесь.
Значитца, так.
Рассматривая крестьянство с классовой точки зрения, необходимо помнить, что этот самый классовый характер менялся во времени, и особенно бурно он менялся в годы буржуазных революций и последующие за ними годы.
А именно, в феодальный период крестьянство было именно что отдельным общественным классом, для которого были характерны (а) непосредственная занятость в аграрном способе производства, (б) отчуждённость от првава собственности на средства этого производства либо на бОльшую часть этих средств, (в) те или иные формы личной и/или материальной зависимости от владельца средств сельхозпроизводства.
Формы материальной зависимости существовали в двух основных типах - барщины (отчуждённых трудоднях) и оброка (отчуждённых продуктах труда).
При этом важно то, что отношения между феодально-зависимым крестьянином и феодалом строились не по принципу "найма + контракта", но по принципу "традиции + насилия".
Теперь, рассмотрим эволюцию классового характера крестьянства в эпоху буржуазных революций.
В эти периоды крепостная зависимость упраздняется: либо сразу, либо постепенно-поэтапно. Одновременно земельная и прочая аграрная собственность становится объектом купли/продажи, т.е. товарного обмена.
К чему это приводит?
Это приводит к следующему событийному ряду: (а) крестьянская община окончательно распадается, (б) среди крестьян начинают выделяться немногочисленное кулачество, прослойка середняков и многия батраки.
Проще говоря, на селе происходит тот же самый процесс классового расслоения, какой прошёл веком-другим раньше в ремесленных цехах феодальных городов. Как из цехового равноправия начали выходить будущая буржуазия и будущий пролетариат, так и из крестьянской общины со временем выходят кулачество и батрацкая голь.
Соответственно, крестьянство перестаёт быть единым классом, но раскалывается на сельскую буржуазию (кулаков), сельскую мелкую буржуазию (середняков) и сельский пролетариат (батраков).
Однако специфической особенностью аграрного производства является низкая степень коллективизации наёмного сельхозтруда - в сравнении с положением дел в промышленности. Поэтому крестьянство, даже батрацкая его прослойка, гораздо дольше остаются носителями мелкобуржуазного мировоззрения (анархизм, ура-патриотизм, анархо-синдикализм, эгоизм, etc.), нежели пролетариат крупной городской промышленности.
Таким образом, батраческая прослойка села будет являться естественным классовым союзником промышленного пролетариата во всяком революционном преобразовании общества, но - союзником, нуждающемся в его, пролетариата, над собой, крестьянством, общественно-политиченской гегемонии (все дружно смотрим в сторону рабочих-"двадцатипятитысячников" начала 1930-х гг.)...
Следовательно, термин "крестьянство" уместно применять как классовую характеристику ТОЛЬКО для феодального периода, тогда как для более поздних периодов исторического развития будет необходимо делать дополнительные уточнения - как в формальной терминологии, так и в конкретно-политической деятельности.
Товарищи марксисты, есть у кого какие поправки к вышеизложенному?