В гостях у сказок...

Jan 27, 2006 16:47

Тут вот зашла дискуссия об отличиях фентези от волшебной сказки. Я свои пять совзнаков туда вставил, но по крепком размышлении решил раскрыть тему сказок поширше.

ДИСКЛЕЙМЕР №1: Камрадов-ролевиков заранее предупреждаю: за применение некуртуазного классового подхода в куртуазных вопросах приёма-получения пинков автор не производит. Претензии по сути к содержательной части изложения принимаются круглосуточно и ежемесячно, приём производится в коментариях к данному посту.

ДИСКЛЕЙМЕР №2: Кто-то может по прочтении решить, что я предвзят в вопросе, т.к. люблю волшебные сказки и не люблю фентези. Заявляю прямо и однозначно: ЭТО НЕ ТАК. Среди чИтанных мной волшебных сказок абсолютеное большинство их не оставили во мне по их прочтении никаких особых впечатлений, пара-тройка десятков их однозначно и сильно понравились, а как минимум три штуки волшебных сказок вызвали по их прочтении стойкое к себе отвращение. Фентези же, 100% из читанных мною, были прочитаны с удовольствием, прочитанны запоем, и принесли ме немало часов искреннего удовольствия при дальнейшем многодесятикратном их перечитывании. НО - никакие из этих фактов не имеют ВООБЩЕ НИКАКОГО отношения к содержательной сути дальнейшего изложения, т.к. оно ОБЪЕКТИВНО, и личные пристрастия устранены из него по максимуму моих на то возможностей.

Уфф, всех предупредили, а теперь - поехали!

Итак, в чём же состоят отличия фентези от волшебной сказки?

Я буду исходить из той позиции (неоднократно практически проверенной), что всякая сказка и всякие сказки есть продукты эпохи их создания, со всеми характерными для тех эпох бытом, укладом жизни, постулатами веры, нормами морали, et cetera. Быт сказок отражает в идеализированной и преломлённой форме быт её созидателя (если у сказки есть конкретный автор) либо обобщенный коллективный быт созидателей (в случае устных народных сказок).

(реплика в сторону) Тем же, кто рискнёт заявить о несоответствии советских изданий русских народных сказок крестьянскому быту царских времён - или наоборот, о возможности познать дореволюционный быт крестьян по советскому сборнику сказок, - тех я отсылаю к дореволюционным сборникам и пересказам этих же самых сказок, а по прочтении настоятельно рекомендую задаться вопросом: насколько уместны были бы все прочитанные "прелести быта" в советских книжках для детей дошкольного и младшего школьного возраста? (всё, теперь - по сути)

Рассмотрим волшебную сказку. Которая есть в основном продукт феодальной эпохи, с двумя уклонами - резким в сторону поздней сельской общины, и небольшим в сторону города, с ремесленниками и купцами.

Что характерно для быта и образа жизни в подобных обществах? Правильно, регламентирующий всё и вся, и идущий из дремучей вековой глубины ОБЫЧАЙ. Почти всеобщее (в т.ч. авторское) уважение к труду и производственной деятельности, к обороне и героям обороны сказочного мира от всевозможных внешних напастей. Чёткие религиозные темы - НО не на уровне веры в божество, а на уровне бытовой обрядности (многократное повторение в сюжете числа "три", регулярное употребление в ключевых сюжетных обрядах "святой и мёртвой воды", итд, итп).

Что отличает быт героев сказки от быта реальных авторов? Отличия - в основном по форме, но НЕ по содержанию. плюс - некоторая идеализация образа жизни, и реализация авторских мечтаний через волшебство.

Но вся фишка в том, что в своих мечтаниях средневековый автор не в состоянии выйти за рамки обычая и регламентированной им жизни. Напрочь отсутствуют самые попытки фантазий о чём-то принципиально ином, нежели традиционный авторский быт. Ни велосипедов, ни мелкоскопов, ни даже попыток теоретических обобщений законов мира, выше уровня народной приметы и народного же обычая, там не будет. Они - вне мыслительного пространства автора.

Также по схожей причине в волшебной сказке трудно было бы увидеть всеобщую суету, перманентную объемлющую вражду, нельзя увидеть и обезличенных масс "персонажей десятого плана". Это всё - снова вне авторского быта, и потому вне сказки.

И ещё нельзя увидеть в волшебной сказке примата задач обороны-нападения в жизненном укладе, т.е. волшебная сказка - в принципе не боевик.

Какую же роль играет в волшебной сказке собственно волшебство? Ответим так: весьма и весьма вспомогательную роль. Роль не очень значительной примочки, облегчающей жизнь героев сюжета. Скатерть-самобранка избавит от нужды в поиске ярмарки, трате денег и переноске провизии между её закупками. Молодильные яблоки продляют срок активного периода жизни. Живая вода сообщит герою больше силы, для более производительного труда в поле и более успешной обороны на поле брани. И так далее, и тому подобное.

Да, и ещё. Иногда волшебные сказки, особенно написанные конкретным автором, являют собой описание быта феодального сословия, либо духовенства. Такие сказки регулярно апеллируют к евангельским темам и к реальной истории феодальных разборок в субьективно близком автору историко-географическом регионе. Так, например, Клайв Стейплз Льюис регулярно смешивает сюжеты из Библии с элементами феодальной истории Англии и Шотландии. Да и самые имена "Нарния", "Орландия", "Острова" и "Ташбаан" - никому не напоминают Англию, Шотландию, Мальдивские/Сэндвичевы/Коморские Острова и Туркестан/Пакистан/... Десять отличий между Великим Шелковым путём и старым путём из Ташбаана в Нарнию, а также между путями Колумба/Веспуччи и путём побега Шасты с Аравитой через пустыню - оставляю искать одновременным фанатам Нарнии и головомолок.

Теперь возьмём фентези. По своему содержанию - это слепок с современного всеобще-конкуретного общества Первого Мира. С его всеобщими и всеобъемлющими враждой и суетой, с его научными достижениями - прежде всего, разумеется, в оборонном секторе. каковой сектор, называясь оборонным, с регулярностью планирует и даже производит вовсе не оборону, а совсем даже акты нападения, прямой или непрямой агрессии.

Герой фентези приучен рассчитывать только на себя, на узкий круг друзей и на счастливую случайность. И ВСЁ. Ни на какие обычаи, ни на какие привычки рассчитывать нельзя - всё может быть продано и предано, всё привычное может оказаться наведённой иллюзией врага или какой-нибудь иной конкурентной подставой. Жить как привык жить в годы молодости или как жил отец - значит, априори лечь в гроб и не рыпаться. Традициям, старине и постоянству только там, в гробу, и место - всё остальное воюет и меняется, меняется и воюет.

При этом любопытной деталью является следующее. При более внимательном рассмотрении читатель фентези обнаружит, что различия между плохими и хорошими парнями суть наведённые авторские иллюзии.

как наводятся такие иллюзии? Несколько приёмов.

1. Хорошее психологически и сюжетно привязывается к останкам былых традиций, уважаемых массовым читателем. Плохое - к их отрицанию.

2. Хорошее психологически и сюжетно привязывается к родной среде жизнеобитания массового читателя. Плохое - к силе, чуждой и враждебной для этой среды.

3. Хорошее снабжается полным набором позитивных этических ценностей массового читателя. Плохое - постоянно пренебрегает ими.

4. Взгляд на события подаётся через окуляр прицела исключительно хороших героев. Взгляд из противоположного окопа не представлен в принципе, либо представлен в виде обрывков убогой на него карикатуры, снабжаемой изничтожающими сие убожество комментариями, обстоятельствами и психологическими аспектами.

Тем не менее, попытка мысленно залезть в противоположный окоп и взглянуть на все события оттуда, проведи её вдруг какой читатель, покажет ему, что у той стороны есть своя правда, своя этика, свои нужды того же самого выживания, которые так праведно защищают хорошие парни.

Поэтому втюхиваемая с каждой страницы фентези мораль "пусть хорошие парни убьют уже наконец всех плохих парней!" ставит двоякую цель: Первое - навязать читателю авторский способ расклейки ярлыков "плохих" и "хороших". И второе - напрочь выбить из головы читателя мысль о том, "что же будет потом, когда хорошие перебьют наконец-таки всех плохих?"

Роль второго вопроса усугубляется тем сугубо жизненным фактором, что написание продолжения к роману-фентези означает и для автора, и для издателя очередную порцию бешеных бабок - а окончание фентезийной серии означает срубание сука, на котором сидят они оба, с последующим набиванием шишек и поиском нового толстого и прочного сука, сиречь - плодотворной и почти-вечной сюжетной линии.

Ну и ещё ряд важных черт фентези, а именно - роли и специфики конкретного волшебства в них.

Волшебство в фентези - это наука, систематизируемая, расширяемая и основанная на познании мира.

Волшебство в фентези - это оружие, это способ опередить и придавить врага и конкурента, и этим обезопасить себя.

Волшебство в фентези - это что-то перманентно обновляющееся по ходу сюжета, это немедленное боевое применение всех новых открытий.

Волшебство в фентези - это нечто, принципиально незнакомое обывателю, в корне непохожее на предметы из его быта и обихода. Это не привычные ему скатерть, вода или яблоки, наделённые неким волшебным свойством, нет. Это бластер, гравитудный автомат, термоядерная капа с мыслеуправлением, это гравитационный уничтожитель планеты, заложенный при помощи машины времени. это новая техника как новыt видs насилия, убийства и массового убийства.

И если в волшебной сказке нельзя допустить самой малой мысли об том, что змей-горыныч живёт землепашеством и ремеслом, а баба-яга кормится купеческой торговлей и содержанием постоялого двора.

То допустить в недрах враждебной иногалактической цивилизации массу таких же, как и мы, обывателей, прослойку военных учёных и отряды служб безопасности, громады мегаполисов и скребонёбов с гравилифтами - нет ничего проще. Только это всё может выглядеть на редкость непривычно - например, полчища учёных-осьминогов или годзилл-кагебистов, в окружении миллиардов ящериц-обывателей. Но это ни разу не отменяет того факта, что двуногие щуплые пинцеты с наростами разноцветной плесени сверху и не только сверху покажутся ящерам, осьминогам и годзиллам не менее чужими, странными и противными, чем они для нас. Но - нам противно встать на их место, и потому мы без раздумий встаём на сторону цивилизации ходячих плесневелых сверху пинцетов. Тем более что встать даже на микросекунду на сторону врагов всего человечества - есть кощунство, в принципе недоступное фанатеющему от фентези обывателю.

А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ - ФОКУС-ПОКУС!!!!

Заменяем галактики на континенты, ящеров на мусульман, людей на французов-бриттов-германцев-американцев, гравитудный автомат на ракету "томогавк", спидеры и глайдеры на "стелсы" и "апачи", а гравитудный планетарный уничтожитель - на оружие массового поражения и прочую сибирскую язву. Агентуру иногалактического врага на земле меняем на исламских экстремистов аль-кайеды, а дату на календаре подправляем на 2006 год.

И ПОЛУЧАЕМ РЕАЛЬНУЮ ЗЕМЛЮ И РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!!!

В порядке умственного упражнения предлагаю попытаться провести аналогию любой русской народной сказки с жизнью любой части современного общества, более широкой, чем одна семья. В случае успеха - доложить мне в комменты, после чего вместе начать писать докторскую диссертацию по культурологии.

Ну и как принято говорить, "и всего-то делов? Невелика же разница!"

На этом тему волшебных сказок и фентезийных поветсей разрешите считать раскрытой! Вопросы есть? Задавайте!

волшебная сказка, марксизм, историческая обусловленность, многа букаф, фентези, сказка, классовый подход

Previous post Next post
Up