Засекреченная конференция

Jul 29, 2016 23:06


Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать посаженное;
время убивать, и время врачевать;
время разрушать, и время строить;
время плакать, и время смеяться;
время сетовать, и время плясать;
время разбрасывать камни, и время собирать камни;
время обнимать, и время уклоняться от объятий;
время искать, и время терять;
время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать;
время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть;
время войне, и время миру.

Библия, Ветхий Завет,
Книга Екклесиаста, глава 3



Отец Алексей, настоятель Тихвинского храма в селе Душоново

К сожалению я не успел до своего отъезда написать про Душоновскую конференцию, а сделать это совершенно необходимо. На мой взгляд, это главное культурное событие в нашем районе и то, что о нём не написало ни одно из местных СМИ, по меньшей мере, странно.

Сам фестиваль оказался ожидаемо провальным. Никаких 400 или даже 500 реконструкторов, о которых сообщила нам администрация Щёлковоского района, там, конечно, не было. Даже тех 300, которых насчитала щёлковская же газета Время. Хорошо, если была сотня людей в "исторических" костюмах. Но реконструкторов как таковых я там вообще не встретил. Дело в том, что настоящие реконструкторы - это люди, "повёрнутые" на своём хобби. Реально своими руками изготавливающие ткань и дотошно сверяющие форму гвоздиков в сапогах с музейными реликвиями. На прошлых фестивалях я таких наблюдал. На этом - нет.

Видимо, понимая, что фестиваль может не "выстрелить" организаторы заявили "исследовательскую" конференцию "Гражданская война. Модель для сборки". Её всячески рекламировали на разных уровнях, включая проведенную такого-то мая пресс-конференцию, а потом она исчезла из программы. Почему - пока не знаю. Возможно, организаторы не смогли собрать участников, на которых рассчитывали. Не исключено, и что после
Ленинградского скандала с доской Маннергейму последовали "оргвыводы", после которых проводить конференцию с таким провокационным названием стало опасно. Так или иначе, но конференция исчезла из программы фестиваля, хотя отменена не была. На вопросы о судьбе конференции организаторы отмалчивались, либо уклонялись от вопросов.

На поле палаточку, в которой должна была проводится конференция, задвинули в дальний угол поля, не снабдив никакими надписями. Но мы - ребята упорные, нашли.

Сама конференция оказалась на удивление содержательной. Несмотря на огромную разницу в уровне как участников, так и докладов. Открыл конференцию о. Алексей, один из организаторов фестиваля.

Основной мыслью его доклада было игнорирование нужд и чаяний титульной нации нашего государства - русских. Не могу отказать себе в удовольствии привести большую цитату из его выступления, в котором он рассказывал о последствиях присоединения Крыма:

«Слово «русский» стало звучать и звучало в течении двух недель очень внятно и чëтко. Мы узнали, что мы существуем. До этого нам упорно как-то вот давали понять, что существуют все: белорусы, украинцы, казахи, таджики, узбеки, карелы... кто угодно... москвичи, жители Подмосковья, жители Калужской области, счастливые жители Российской Федерации. Но... мы понимаем, что они называются потому, что у них есть свои интересы, свои потребности, у них есть свои какие-то мечты, свои цели в жизни и эти цели и мечты, интересы озвучиваются и ставяться перед всем обществом чтобы нам всем на них смотреть и как-то к ним двигаться, либо от них отказываться. Вот сейчас появились крымские татары со своими важными словами, которые они говорят миру. Со своей болью, со своей скорбью. Нам предлагает всем вникать в их насущные дела, потребности, в их историю. Нам надо взять это, разделить с ними их печаль, до этого мы разделяли еë с чеченцами, 10 лет говорили о том, как важно нам проникнуться скорбью чеченского народа, как их депортировали <...> И единственное, чего мы никогда точно не слышали с вами - это о потребностях, особенностях, мечтах, целях русского народа. При том, что он остаëтся по умолчанию фундаментом, как будто бы, российской государственности.»

Таким словам захотелось встать и апплодировать, но я уже стоял с камерой :)

К сожалению, не все выступления так порадовали. Следующим выступающим оказался Алексей Викторович Юдин, доцент Центра изучения религий РГГУ кандидат исторических наук, телеведущий. Юдин сразу подвёл теоретическую базу под реконструкторское движение. С постмодернистских позиций он объяснил, что для того, чтобы что-то понять в истории надо... нарядиться! Одел наряд красноармейца или фашистского солдата - и «начал понимать, что с ними происходило». Видимо, для того, чтобы научиться оперировать не надо учиться 6 лет в медицинском ВУЗе, а потом набираться опыта в аспирантуре. Надо сразу купить белый халат с шапочкой и смело идти в операционную.

За ним доклад делала Анастасия Александровна Родионова, студентка Московского Государственного института культуры, культуролог. "Архитектура мечты в ситуации гражданской войны". Фактически, это был доклад о Николае Фёдорове, одном из самых известных русских философов-космистов. Это был странный доклад. Так, Анастасия упомянула о стремлении Фёдорова к звёздам, но забыла упомянуть о том краеугольном камне, на котором зижделось здание фёдоровского космизма: на преодолении смерти через "воскресение всех отцов". К тому же Анастасия рассказала о том, что работы Фёдорова были изданы в ходе гражданской войны. Уже после конференции я зашёл на сайт фёдоровского музея-библиотеки и узнал, что второй том его "Общего дела" вышел в 1913 году... Учитывая обилие других неточностей в докладе Анастасии я скорее готов поверить информации на сайте музея, тем более что в компетенции его хранительницы, Анастасии Георгиевны Гачевой, у меня никаких сомнений нет.



Анастасия Александровна Родионова, студентка Московского Государственного института культуры

Следом выступил Сергей Владимирович Бычков, полковник юстиции, патриот и фалерист из Ногинска. Его доклад был посвящён сбережению памяти об истории страны через бережное отношение к семейным реликвиям и историям. Несколько удивительно было наблюдать, с какой энергией Сергей Владимирович отстаивает свою просоветскую позицию. Это в стране, где к советскому прошлому положительно относятся большинство граждан! В целом доклад его порадовал. Чувствовалась реальная обеспокоенность за судьбу страны.

Продолжилась конференция докладом Сергея Михайловича Витяева, кандидата философских наук и преподавателя кафедры теории культуры и эстетики Московского государственного университета культуры. Студентка, выступившая ранее, видимо была его воспитанницей. Тема доклада была «Русская революция и феминизм. Богостроительство новой женщины». Да, вот так вот: богостроительство женщины. Доклад был несколько путаным, но интересным. Автору нельзя отказать в проницательности: он увидел то, что многие не могут или не хотят увидеть. В частности, богостроительные мотивы в марксизме. Про богостроительство женщины, однако, ничего сказано не было. Впрочем, закончился доклад на позитивной ноте: в революции вообще есть и благие начала, а поэтому опыт нашей русской революции, безусловно, надо изучать.



Сергей Михайлович Витяев пришёл на конференцию в белорусской рубахе-вышиванке

Следующим выступал Александр Николаевич Филимонов, историк, краевед и писатель. Он попытался вскрыть «причины и истоки Гражданской войны». Его доклад содержал, по сути, одну мысль: не дай бог ещё одной революции. Мне это напомнило высказывание Ромена Ролана: «Революция как любовь: горе тому, кто это не понимает».



Александр Филимонов дискутирует с Алексеем Юдиным

Екатерина Евгеньевна Чернова, директор фряновского краеведческого музея, представила доклад про щёлковский край во время революции и гражданской войны. Екатерина Евгеньевна констатировала отсутствие краевой истории периода революции. В этом я совершенно согласен с ней: сейчас есть гигантские пробелы не только с историей раннесоветского периода нашего края, но и более поздних лет. В то же время докладчица отметила как неимоверные тяготы той поры, так и небывалый уровень надежд, связанных с построением нового мира. Этот доклад мне очень понравился, в том числе тем, что докладчица постаралась подкрепить свои выводы богатым фактологическим материалом, в первую очередь - воспоминаниями наших земляков, свидетелей тех событий.

Между прочим, Екатерина Евгеньевна тоже упомянула про «настоящих» реконструкторов, трясущихся над каждой ниточкой и каждым швом и косвенно подтвердив мои собственные выводы о том, что таких на нынешнем фестивале был явный дефицит.

После короткого перерыва доклады продолжились.
Алексей Владленович (фамилии не разобрал), научный сотрудник монинского музея рассказал о послереволюционном развитии отечественной авиации. В самом начале был поставлен вполне закономерный вопрос: возможна ли была Гражданская война, если бы не было интервенции? Вопрос вполне закономерный, особенно если вспомнить, что Гражданская война началась как раз с мятежа Чехословацкого корпуса.

Надежда Николаевна Лебячая, почётный работник общего образования РФ, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля. Честно говоря, этот последний доклад меня удивил и порадовал едва ли не больше всего. Хотя целью мероприятий, подобные Душоновским манёврам, всегда заявляется "патриотическое воспитание молодёжи", вклад их в воспитание совсем невелик по сравнению со вкладом таких энтузиастов, как Надежда Николаевна. Которая уже второй десяток лет возит детей в этнографические экспедиции как по району, так и по стране. У которой дети не просто собирают фолклорный материал, но и становятся его носителями: ведь они сами исполняют найденные ими песни и танцы! Но больше всего меня изумило известие о том, что ребята под руководством Надежды Николаевны сами ткут на ручных ткацких станках, которых у них набралось уже 12 штук! При том, что Надежда Николаевна и её воспитанники не позиционируют себя как "реконструкторы", они в тысячу раз ближе к этому названию чем те, кто изображал воинов на душоновском поле.



Выступает Надежда Николаевна Лебячая

На этом конференция закончилась. Удивительно, но это полусекретное мероприятие оказалось для меня главным открытием фестиваля. И, хотя дискуссии на конференции были под запретом, некоторые доклады полемизировали друг с другом самим своим содержанием, как например, доклады Юдина и Лебячей. Кажущееся противостояло настоящему.

Хочется надеяться, что такие диалоги будут продолжены как по теме Гражданской войны, так и по другим важным для нашего общества историческим темам. Ведь именно историческая общность формирует народ, и без такой общности нет народа. А учитывая количество мифов, сформированных сейчас вокруг нашего прошлого, такие конференции, на которых только и может сформироваться единый взгляд на историю, не блажь, но насущная необходимость. Настало время собирать наши исторические камни.

история, Душоново, реконструкторы

Previous post Next post
Up