Жертвы и издержки прогресса

Jan 21, 2010 23:21

В России ежегодно на порядка 200 тыс. ДТП приходится порядка 30 тыс. смертей (в 2009 погибли 26 тысяч 84 человека) и порядка 250 тыс. получают ранения, в том числе гибнет порядка 1000 детей и порядка 20 тыс. получают ранения [1] (о, и знаете кто по мысли наших глубоких аналитиков и борзописцев у нас виноват, что число жертв значительно превышает значения аналогичных европейских показателей и не идет на убыль? "Дороги советского типа и качества" уже 20 лет мешают нашим фрименам гонять на "кредитных иномарках", которые, в свою очередь, "провоцируют водителей к быстрой езде" [2]. Не перестаешь удивляться, какие же коварные суки были эти коммунисты!). Всего за 20 лет получается сумма сравнимая с общим числом осужденных к высшей мере наказания за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления за 32 самых сложных года Советской власти (1921-1953 гг.) [3]. Каждый год в автокатастрофах гибнут сотни тысяч людей по всему миру, погибнуть может буквально каждый (что водитель, что губернатор, что пешеход, никогда не садившийся за руль и даже не нарушавший правил движения и даже не на проезжей части: варьируется только вероятность, в зависимости от факторов риска), и все равно автотранспортом продолжают пользоваться. Т.к. реальная и ожидаемая выгода от этого средства - искусственное сокращение пространства (расстояния и времени) - перевешивает возможные издержки (в т.ч. массовую случайную смертность). Несмотря на перманентную русскую рулетку в индустриальном масштабе никто не предлагает отказаться от этого экономического средства. Но постоянно идет работа над снижением издержек (по крайней мере такого рода).

Почему же массовые издержки и эксцессы в эпоху великих социальных преобразований - да, случается, в отдельные периоды куда более массовые, но и системы, в процессе становления которых они происходят, куда более масштабные; да, страшная цена, но в отл. от тех же транспортных катастроф носят не постоянный, а импульсный, затухающий, не случайный, а, в массе, адресный характер - должны служить аргументом в пользу отказа от подобных систем и преобразований, а не в пользу поиска путей снижения, устранения или недопущения таких издержек? Почему для краткосрочных экономических задач и личного удобства кровавые жертвы приемлемы, а для решений в плане долгосрочных социального и формационного развития, освобождения, предотвращения еще больших жертв и страданий и т.д. (всего того, от чего прямо зависят те же экономические и личные условия) - заслуживают отрицания и разговоров о "слезинке ребенка"?

1. ГАИ отмечает снижение в России числа ДТП. -- Риановости, 14/01/2010 21:19. -- http://www.rian.ru/society/20100114/204521132.html
2. Камикадзе и "шумахеры". Почему россияне продолжают гибнуть в автокатастрофах. -- Прайм-тасс, 21.09.2007 15:41. -- http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=2017&ct=articles
3. Виктор Земсков. Политические репрессии в СССР (1917-1990 гг.) // Журнал «Россия XXI» 1-2 1994.

Россия, аналитика, разбор аргументов, история

Previous post Next post
Up