Рис. 1. Антон Ельчин (Anton Yelchin) в фильме Odd Thomas (2013)
Этот пост следовало сделать вчера, в пятницу 13-го. Но весь день был чертовски занят (в хокейной маске гонялся за рыбаками и правоверными).
Не отслеживаю светскую хронику. И только сейчас из последнего Стар Трека - Star Trek: Beyond (2016) - узнал по посвящению, что актёр Антон Ельчин, - игравший в новом римейке Pavel Andreievich Chekov (a Russian Starfleet Officer), - умер. Удивился, погуглил. Оказалось, молодой актёр погиб при странных обстоятельствах. В отличие от обычных для Голливуда передозов, эта история заставляет кое над чем призадуматься.
Дело было летом (2016), в Калифорнии, в его частном доме. Актёр ночью собрался на какую-то встречу, сел в машину, выехал за ворота, потом остановил машину, вышел и вернулся к воротам (возможно забыл что-то дома или проверял или увидел что-то). В этот момент, предположительно, его Jeep Grand Cherokee тронулся, тихонько скатился назад по имеющему небольшой наклон подъездному пути и придавил актёра к воротам. Придавил нетихонько (судя по тому, что на решётке кованных ворот осталась заметная вмятина). Когда актёра стали разыскивать те, к кому на встречу он так и не приехал, и нашли, он был уже мёртв. Причина смерти: Blunt Force Traumatic Asphyxia. Иначе говоря, удушье от удара или сжатия грудной клетки.
Рис. 2. Место гибели Антона Ельчина: подъездной путь к дому, карты Google
Рис. 3. Место гибели Антона Ельчина: подъездной путь к дому, вид на ворота с дороги
Рис. 4. Место гибели Антона Ельчина: деформированные ворота
Поскольку в официальной версии событий было много умолчаний и неясного (свидетелей нет, записей с камер видеонаблюдения нет, самих камер тоже нет, записи с видеорегистратора нет, фотоматериалов с места происшествия нет, токсикологической экспертизы нет, кое-что сложно укладывается в голове с т.з. здравого смысла и т.д.), поползли слухи. На этой почве стали возникать разные версии случившегося. Например (произвольная выборка):
- Самоубийство.
- Ритуальное убийство адептами какого-то культа, бандитами или хулиганами.
- Актёр состоял в некой секте (самоубийц) и ему по жребию выпала очередь. Теперь он в Клубе 27 (см.: 27 Club).
- Это был контракт с дьяволом (продюссерами): слава и деньги в обмен на оговоренную жертву когда прийдёт время расплаты. А что, для капиталистического общества игра богатых в бога/дьявола ради ощущения собственного всемогущества - вполне провдоподобный мотив.
- Джип той люксовой модели, какая была у Ельчина, имел электронную начинку, глючил и был массово отозван на доработку. Появились утверждения, что джип можно хакнуть, или даже удалённо управлять им как дроном (бэкдор, типа, как закладки в программной и аппаратной частях ПК и телевизоров). Следовательно, умелец, организация или спецслужба, обладающие соответствующими возможностями, могут при желании убить на дороге кого угодно, практически не оставляя следов. Воображение подогревало ещё и то обстоятельство, что Ельчин в одной из серий Терминатора играл Кайла Риза, одного из лидеров восстания против киборгов, славших в прошлое терминаторв, чтобы убить ключевых фигур сопротивления ещё до рождения, а в некиношной реальности сам был убит компьютеризированной машиной.
- Ельчин тайно работал на русскую разведку (поскольку у него русские корни и он владел русским). Был вскрыт. И его технично убрало ЦРУ.
- Его убрали русские, у которых кончился полоний, за отказ сотрудничать и предать родную Америку.
- Ну и т.д.
На самом деле, люди придумывают самые фантастические объяснения этой смерти, поскольку самое страшное - это как раз фатальная случайность или мелкая, ничего обычно не значащая ошибка, внезапно ведущая к трагическим последствиям. Задумался на минутку - и всё. Какой бы умный и красивый ты ни был, как бы ни соблюдал заповеди и предписания, вот прямо через пять минут может наступить момент, когда из-за какой-то сущей ерунды пойдёт цепная реакция, которая приведёт к совершенно нежданной смерти. И эта лотерея касается каждого.
Случай с известным актёром просто у всех на виду и бросается в глаза. Но в совершенно привычных, бытовых условиях, когда, казалось бы, неоткуда ждать угрозы, регулярно гибнет довольно много людей. Человек привыкает к комфорту и забывает какие силы он приручил, чтобы этот комфорт себе обеспечить. Из-за этого привыкания гибнут даже профессионалы (электрики, например), начинающие забивать на регламенты и ПБ.
Ельчин, выйдя на минутку, не поставил машину на ручник (не убедился, что она припаркована). Не успел он оглянуться, как его весом в 2,5 тонны придавило к решётке ворот, и он не смог дышать (а многого здесь и не надо: присаживание на грудь лежащему пленному, напр., используется как один из простейших способов пытки). Во всём стечении обстоятельств может быть миллион «но» и «почему» (в конце концов, даже если машина покатилась, это совсем не обязательно ведёт к фатальным последствиям), но принципиально в ситуации ничего невероятного нет. Бывают и более нелепые стечения обстоятельств, напр.: утопление в собственной ванной, несвоевременное курение при походе в туалет, искра попавшая в ватный бушлат, поход в погреб за огурцами, возврат к работе, не проверив наличие фазы, и т.д. - всё, увы, случаи из жизни. Жертвами становились не какие-то там ослы и забулдыги, а спецы, качки и каратисты. Потом все разводили руками и повторяли: «Он был такой грамотный! Инструктажи по ОБЖ проводил… Как же так?»
Короче, внезапная смерть в любой следующий момент - вот, что в подобных историях на самом деле пугает человека. Поэтому очень хочется, чтобы это был какой угодно самый невероятный заговор злодеев и/или инопланетян, а не натурально русская рулетка, в которой участвуют все без исключения, невзирая на возраст, счета в банке, статусы и звания. Булгаков-то свою Аннушку с маслицем и злорадные размышления на этот счёт тоже наверно из жизни взял.
Какова мораль?
1. Оценка ситуации (ужас или нет) зависит от выбранной точки зрения. Если эго и господствующая идеология заставляют человека считать свою драгоценную персону превыше всего, венцом творения, высшей ценностью, то тогда приходящая без приглашения смерть - ужасный ужас, не дающий бренному телу нормально жить и заставляющий бежать к попу за укольчиком успокоительного. Но человек (индивидуум) смертен по умолчанию (by design). И если, благодаря прогрессивному мировоззрению, человек ощущает себя не отдельной самовлюблённой жопой, вокруг которой крутится весь мир, а органичной преходящей частью вечно молодого и бессмертного целого, то взгляд на смерть уже несколько иной. Тогда человека уже заботят не потребление и производство отходов (и «после нас - хоть потоп»), а созидание и плоды, оставленные другим (специфическая форма вечной жизни с отражением личности в десятках, сотнях, миллионах и поколениях других людей). Тогда страшно не умереть, а прожить бесполезно, как будто тебя и не было.
2. Жизнь чертовски коротка и часто непредсказуема. Жаль. Такова селяви. Но это не значит, что надо всё время плакать, ходить с унылой рожей и постоянно молиться, в расчёте на воображаемую загробную жизнь (которой нет). Надо, наоборот, торопиться делать то, что считаешь должным и правильным: «Делай, что должен, и пусть будет, что будет» (говорят, что такая поговорка есть у французов; Fais ce que tu dois, et advienne qui pourra). Не откладывать, а делать прямо сейчас, чтобы потом не было мучительно больно или просто тупо поздно.
Успел что-то оставить Антон Ельчин другим, как думаете?
Берегите себя.
P.S.
Кратко по фильмам с данным актёром, которые я посмотрел (или запомнил). Стал вспоминать - оказывается посмотрел дофига. А я далеко не все фильмы помню, всякий трэшак забывается практически сразу. Если же запомнилось, значит было в фильме что-то интересное, за что памяти удалось зацепиться.
Star Trek (2009)
Star Trek into Darkness (2013)
Star Trek Beyond (2016)
Лёгкая приключенческая фантастика. Смотрибельно (особенно первый фильм), но сюжет однотипный, повторяется и к третьему фильму становится совсем халтурным. Рецензии не заслуживают.
Odd Thomas (2013)
Мистический детектив, про ясновидение, общение с мёртвыми и разоблачение заговора маньяков. Чёрный юмор, няшные актёры, приличная доза того, что называется suspense (в чём, собственно, основная развлекательная сила этого фильма, поэтому здесь стоит избегать спойлеров). Фильм одноразовый, простенький (почти детский, если бы не тема), но смотрибельный.
Fright Night (2011)
Это римейк одноимённого вампирского хоррора 1985 года. С Колином Фарреллом в роли вампира. Фильм провалился в прокате (его постоянно сравнивали с оригиналом), но мне зашёл хорошо. Довольно неплохой фильм в своём жанре.
Terminator Salvation (2009)
Отличный актёрский состав, картинка и проч. убиты скроенным на коленке ленивым сюжетом. Ровно та же беда, что с
римейком чужих.
Alpha Dog (2006)
Качественный, сильный, но довольно тяжёлый фильм. Заставляющая подумать социальная драма про подростков. Я такой жанр не люблю (депрессивных моментов хватает и по жизни, чтобы принимать их ещё в концентрированных художественных дозах), посмотрел случайно. Но стоит признать, что фильм умный и заслуживает отдельной рецензии.
Есть и другие фильмы с Ельчиным. Пока не смотрел, т.к. посматриваю в основном в сторону фантастики, в основном научной. Однако, говорят, что есть ещё достойный фильм (хорор+триллер) Green Room (2015), где панки-антифа в какой-то дыре мочат нацистов-скинхедов (или наоборот?). Ещё нахваливают чёрную комедию Only Lovers Left Alive (2013). Но пока не видел. Поставлены в стек на просмотр.