Сталин И.В. Об основах ленинизма / Вопросы ленинизма: изд. 11-е. - М.: Государственное издание политической литературы, 1952. - 652 с. - С. 1-80. - Отрывок (с. 78-80).
IX. Стиль в работе
Речь идет не о литературном стиле. Я имею в виду стиль в работе, то особенное и своеобразное в практике ленинизма, которое создает особый тип ленинца‑работника. Ленинизм есть теоретическая и практическая школа, вырабатывающая особый тип партийного и государственного работника, создающая особый, ленинский стиль в работе.
В чем состоят характерные черты этого стиля? Каковы его особенности?
Этих особенностей две:
а) русский революционный размах и
б) американская деловитость.
Стиль ленинизма состоит в соединении этих двух особенностей в партийной и государственной работе.
Русский революционный размах является противоядием против косности, рутины, консерватизма, застоя мысли, рабского отношения к дедовским традициям. Русский революционный размах - это та живительная сила, которая будит мысль, двигает вперед, ломает прошлое, дает перспективу. Без него невозможно никакое движение вперед.
Но русский революционный размах имеет все шансы выродиться на практике в пустую «революционную» маниловщину, если не соединить его с американской деловитостью в работе. Примеров такого вырождения - хоть отбавляй. Кому не известна болезнь «революционного» сочинительства и «революционного» планотворчества, имеющая своим источником веру в силу декрета, могущего все устроить и все переделать? Один из русских писателей, И. Эренбург, изобразил в рассказе «Ускомчел» (Усовершенствованный коммунистический человек) тип одержимого этой болезнью «большевика», который задался целью набросать схему идеально усовершенствованного человека и… «утоп» в этой «работе». В рассказе имеется большое преувеличение, но что он верно схватывает болезнь - это несомненно. Но никто, кажется, не издевался над такими больными так зло и беспощадно, как Ленин. «Коммунистическое чванство» - так третировал он эту болезненную веру в сочинительство и декретотворчество.
«Коммунистическое чванство - значит то, - говорит Ленин, - что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает, что все задачи свои он может решить коммунистическим декретированием» (см. т. XXVII, стр. 50-51).
«Революционному» пустозвонству Ленин обычно противопоставлял простые и будничные дела, подчеркивая этим, что «революционное» сочинительство противно и духу, и букве подлинного ленинизма.
«Поменьше пышных фраз, - говорит Ленин, - побольше простого, будничного , дела…».
«Поменьше политической трескотни, побольше внимания самым простым, но живым… фактам коммунистического строительства…» (см. т. XXIV, стр. 343 и 335).
Американская деловитость является, наоборот, противоядием против «революционной» маниловщины и фантастического сочинительства. Американская деловитость - это та неукротимая сила, которая не знает и не признает преград, которая размывает своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая не может не довести до конца раз начатое дело, если это даже небольшое дело, и без которой немыслима серьезная строительная работа.
Но американская деловитость имеет все шансы выродиться в узкое и беспринципное делячество, если ее не соединить с русским революционным размахом. Кому не известна болезнь узкого практицизма и беспринципного делячества, приводящего нередко некоторых «большевиков» к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта своеобразная болезнь получила свое отражение в рассказе Б. Пильняка «Голый год», где изображены типы русских «большевиков», полных воли и практической решимости, «фукцирующих» весьма «энергично», но лишенных перспективы, не знающих «что к чему» и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы. Никто так едко не издевался над этой деляческой болезнью, как Ленин. «Узколобый практицизм», «безголовое делячество» - так третировал эту болезнь Ленин. Он противопоставлял ей обычно живое революционное дело и необходимость революционных перспектив во всех делах нашей повседневной работы, подчеркивая тем самым, что беспринципное делячество столь же противно подлинному ленинизму, сколь противно «революционное» сочинительство.
Соединение русского революционного размаха с американской деловитостью - в этом суть ленинизма в партийной и государственной работе.
Только такое соединение дает нам законченный тип работника‑ленинца, стиль ленинизма в работе.
-- -- --
(Примечание: впервые опубликовано в «Правде», в 1924 г.)
КОММЕНТАРИЙ
Здесь Сталин ёмко и конкретно описывает ту социальную функцию (экономического инженера), которую в наше время приписывают исключительно роли предпринимателя, давая пространные и витиеватые объяснения и напуская элитарной таинственности (типа: «только 5 % людей имеют предпринимательский талант»), и только затем это всё подпирая искусственной конструкцией «социальной ответственности в бизнесе» (которая «прирождённому» барыге нужна, как собаке стопсигнал). Таким образом, у современных буржуазных идеологов телега получается впереди лошади, а лошадь им в конце концов становится нужна потому, что предприниматель (капиталист) без социальных тормозов и морали - это страшное существо, разрушительная сила и людоед, с которым никакие садисты-террористы из ИГИЛ даже рядом не стояли (см. многочисленные живописные документальные свидетельства этого, напр., у Маркса и Энгельса, а также объяснение того, почему буржуазия как класс сама же была вынуждена законодательно ограничивать частные предпринимательские аппетиты и градус войны всех против всех).
Интересна также структура изложения. Сталин придерживается «пирамидальной» или древовидной структуры изложения, в лучших рекомендациях современных учебников по структурированию нехудожественных текстов: сначала кратко излагается суть (основная мысль), затем последовательно даются основные аргументы/детали, которые в свою очередь подтверждаются более частными аргументами нижних уровней при необходимости.
Основные составляющие ленинского стиля в работе - у Сталина - это диалектическая двойственность, единство и борьба противоположностей, движущее противоречие, которое и позволяет развиваться, давать стабильный результат. Эффективность подхода доказана в архисложных условиях на 512 %.
Таблица: Основные составляющие ленинского стиля в работе (подмножества взаимосвязанных понятий и сущностей)
Революционное видениеАмериканская деловитость
СтратегияТактика
ЦельСредство
МоральПрагматика
НормативноеПозитивное
ВдохновениеРабота
ДерзостьУпорство
Социальная ответственность Бизнес
……
Гарантирую, что вы неоднократно встретите эту двойственность в современной так называемой мотивационной литературе с рецептами успеха (что-нибудь вроде «Clear vision and Persistence!», «Bold dreams + Hard work» или «Think big and Never give up» и т.п.).
Интересно также то, что Сталин в качестве аргументов обращается к кейсам (примерам из жизни), а в качестве таковых берёт художественные произведения, как типичные обобщения, наглядно иллюстрирует ими свою мысль. (Это к вопросу о кино на тему: как провести отдых увлекательно и с пользой для пропаганды).
Короче. Руководство к действию, пацаны.