(no subject)

Jan 31, 2016 01:43




По поводу прошедшего конкурса храмостроительства. Я следил за этим мероприятием и вообще слежу за тенденциями развития в современной храмовой архитектуре.

Меня это интересует как человека, хоть и не вполне живущего по всем правилам христианской аскетики, но как человека эстетически крайне взыскательного и даже привередливого, как человека, который очень остро ощущает эстетические нюансы и малейшие колебания духовного характера в Церкви. На многое приходиться закрывать глаза и смиряться для того, чтобы не разрушать церковного единства. Вообще, полезно смирять свое эго, особенно в Церкви.

Но при этом у меня есть и определенные эстетические и духовные идеалы, сообразно с которыми я и выстраиваю опр. интеллектуальную модель церковного и соотв. храмового устройства. Через это я пытаюсь построить некую интегральную картину мира и соотв. свою личность.

Что касается конкретно храмов, то я на эту тему очень часто задумываюсь. Много говорим на эту тему с моим дорогим отцом. Я даже вел переписку с архитектором Даниилом из "Квадратуры Круга". Он многое мне приоткрыл, но концептуально я с ним не согласен. Зато, кстати, он помог мне кристаллизировать мою собственную т.з. на проблему современной православной архитектуры.

Даниил, пусть и старается сдвинуть ситуацию с мертвой точки, но как-то слишком доверяется актуальным тенденциям в современной архитектуре вообще. Он считает, что надо подчиниться актуальным тенденциям, не слепо, конечно, но принять их как должное. В этом я с ним не согласен. Потому что если рассуждать в такой логике, то надо принять и тот казенный официозный стиль современного храмостроительства, который по сути компилирует разные конструктивные элементы древнерусской архитектуры в духе "a la russe", в пошлейшем псевдорусском стиле. Это тоже актуальная тенденция. В негативной её оценке я с Даниилом согласен.

Но в той же мере мне претит и западный архитектурный модернизм в вопросах храмостроительства, когда строят под видом храмов сооружения, которые напоминают вокзалы, поликлиники, элеваторы и кафетерии.

Я попытался для себя концепуально, даже философски сформулировать проблему. Вот как я изложил бы это вкратце: Храм должен создавать не ощущение новизны или актуальности, не должен быть и стилизацией той или иной эпохи Христианства. Нужно посмотреть на Храм не в, условно говоря, "горизонтальной", а в "вертикальной" системе координат. Тривиально, но: храм в духовном плане должен рождать некую трансцендентную(!) связь и поэтому в своем архитектурном облике он должен быть явлен как нечто трансгрессивное! Т.е. духовно он должен возвышать человека, а архитектурно должен выходить за рамки ожидаемого!
Творцы прошлого понимали это очень хорошо! Поэтому только люди с особой верой подступались к созданию культовых построек.

Трансгрессивной не может быть привязка к стилю и привязка к опр. количественной шкале, когда чем больше модернистских наворотов или чем больше позолоты и куполов a la russe, тем лучше.

Поэтому храмостроительство должно стать "прыжком веры" в некоем архитектурно-прикладном преломлении, а для этого нужно иметь то, что подразумевается "по умолчанию", но чем так часто пренебрегают - т.е. самой верой, "правилом веры и образом кротости".

В разговоре с Даниилом я вывел форму, в которой эта трансгрессия и подразумеваемая трансценденция могут быть выражены, на мой взгляд, достаточно полно. Это то, что Даниил назвал по моему описанию "традиционным ордером", очищенным от всего лишнего и с некоторыми современными техническими решениями. Т.е.облик привычного, но видоизмененного, очищенного от лишнего и наносного, прообраз того антропологического изменения, которое верующей претерпевает во Христе в Спасении. Это состояние очень верно описал Тютчев в стихотворении "Я лютеран люблю богослуженье...":

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой, -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, -

Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

Лютеране тут не при чем в данном случае. Просто вот какая концепция должна лечь в основание современного церковного зодчества. Не попытки уложить архитектуру на прокрустово ложе "модернизма" или "псевдорусского стиля", а вера Бога и вера в человека, который во Христе претерпит изменения по слову ап. Павла: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие". (1-ое Кор. 15:51-53).

ps. На фото почти что эталонный пример того, о чем я пытаюсь сказать. Не думал, что у нас в провинции могут такое строить. Это храм, где служит уважаемый о. Паисий Ковалев
Previous post Next post
Up