Еще о России_Которую_Мы_Потеряли: Федор Федорыч

Jun 23, 2010 23:51

Но ничто не вечно. Океанские пароходы, северо- и южноамериканские, а также индийские железные дороги дали возможность конкурировать на европейских хлебных рынках совершенно особенным землям. Это были, с одной стороны, североамериканские прерии, аргентинские пампасы, степи, уже от природы пригодные для пашни, девственная почва, которая долгие годы давала богатые урожаи даже при примитивной обработке и без удобрения. С другой стороны, это были земли русских и индийских коммунистических общин, которые должны были продавать часть своего продукта, притом всё возрастающую часть, чтобы выручить деньги для уплаты налогов, которые выжимал из них, довольно часто посредством истязаний, беспощадный деспотизм государства. Эти продукты продаются безотносительно к ценам производства, продаются за цену, которую предлагает торговец, так как крестьянин к сроку платежа должен во что бы то ни стало добыть денег.

(Редакторская вставка в главе XLIII третьего тома "Капитала", цитируется по: К. Маркс, Фр. Энгельс, Сочинения, изд. 2, том 25, ч.2, стр. 282)

Цитата одновременно побивает как поклонников "процветания" России при царизме (впрочем, этих обычно ничем не пробьешь), так и тех, кто считает, что было бы хорошо, если бы Россию захватил Наполеон или другой завоеватель из более развитой страны - как видно, даже такая передовая капиталистическая страна, как Англия, в колониях сохраняла средневековые отношения

Россия до революции, "Капитал", Энгельс

Previous post Next post
Up