По страницам распада-20: «Огонек», август 1986 г. (№№ 30-34)

Aug 16, 2021 00:29

Начало:
1985 г. ( январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
1986 г. ( январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль)

В № 30 - Горбачев встретился с министром иностранных дел и заместителем федерального канцлера ФРГ Геншером (эмигрант 1952 г. из ГДР, лидер либеральной Свободной демократической партией, под руководством которого СвДП разорвала коалицию с социал-демократами, став младшим партнеров христианских демократов в правительстве Коля).




Реконструируется Руставский металлургический завод (о его дальнейшей печальной судьбе можно узнать даже от либеральной Open Democracy).






Внешнеполитическая позиция журнала еще не успела поменяться: кубинские коммунисты - друзья, американские империалисты - враги.







Главный художник журнала Игорь Долгополов рассказывает о Пикассо.







Социолог Мидлер о проблемах молодежи.




Большой противолодочный корабль «Маршал Василевский» был списан и утилизирован в 2006 г., но 7 из 12 кораблей этого проекта продолжают службу.






Никулин о съемках «Двадцати дней без войны» с Алексеем Германом. Удивительно, но немало общавшийся с участниками Великой Отечественной режиссер вскоре стал автором таких вот пассажей: «По официальным данным, в стране было десять миллионов пленных. После войны, когда эти десять миллионов вернулись в Россию, они все были отправлены в ГУЛАГ. Там они провели десять лет в лучшем случае (…) Было много русских не только в армии Власова, но также в подразделениях немецкой армии. Каждая дивизия имела русский батальон в своем составе. В них насчитывалось около двух миллионов человек. Их держали в лагерях по двадцать пять лет».




Яркая примета слома ориентиров, хотя еще не в политике - рассказ о «лозоходце». До всенародной известности Кашпировского и Чумака оставалось немного.




В № 31 - посещение Приморского края Горбачевым (традиционно о судьбе упомянутых организаций: пионерлагерь «Океан» действует и сейчас; плавбаза «Дальний Восток» утилизирована в 1998 г., однако и была далеко не новой - построена в 1962 г.; на месте «Даров моря» несколько ресторанов).




Завершился международный велопробег в поддержку мира - фотография на иллюстрации сделана в городе Сколе (тогда райцентр, ныне Стрыйского района) Львовской области. Интересно, не стал ли кто-то из запечатленных на фото националистическим активистом или несколько лет спустя, или позже?



В Сокольниках открылась промышленная выставка Китая - новость показательная как относительно восстановления советско-китайских отношений, так и изменения экономической роли Китая.




Сатира на бюрократов - но не отечественных, а американских.




История Сергея Гришина, как пишут свидетели - плохо кончившаяся история о пробивной матери, а клюнул на нее тогда Леонид Плешаков - человек, хоть и проработавший всю жизнь журналистом, всенародно известный совсем за другое.







image Click to view



80 лет исполнилось Федору Решетникову.



Астафьев явно примеряет на себя роль нравственного и политического авторитета, хотя прямо антисоветского еще ничего не говорит.










Интервью с академиком Раушенбахом.







Латвийский писатель Алберт Бэл (чаще упоминается как Белс) вскоре станет активным националистом, будучи депутатом последнего Верховного Совента ЛатССР от Народного фронта.




Еще одно упоминание Галичины - в отличие от Сколе с международным пробегом, в Тернополе мероприятие стереотипно-этнографическое.




В пятидесятилетинюю годовщину начала Гражданской войны в испании и его гибели вспомнили Лорку.




ФРГ справедливо критикуют за безнаказанность деятелей нацистского «правосудия».




Две рецензии на биографические книги - описывая биографию второго секретаря Ленинградского горкома в блокаду Алексея Кузнецова, рецензенты словом не обмолвился, что он был расстрелян по «Ленинградскому делу» (мне не удалось найти текст самой книги, чтобы узнать, как говорится о конце его жизни там). «Смелость» редакции уже под руководством Коротича (но до того, как дали отмашку) зашкаливает (с другой же стороны, политика замалчивания вместо каких бы то ни было объяснений выглядела и сама стыдно). Вторая же биография - Пола Робсона, авторства Владимира Зимянина - сына секретаря ЦК.




В № 32 - об эвакуированных Припяти, принятых (некоторые - на ПМЖ) в Вильнюсе. Конечно, это не худший вариант в сравнении с Латвией и Эстонией, где они вскоре стали бы «негражданами» (не говоря уже про горячие точки), но думаю, что выслушать «понаехали тут» от «борцов за национальное освобождение» оставшимся пришлось неоднократно. Вильнюсский завод радиоизмерительных приборов, уже упоминавшийся в одной из прошлых номеров, разумеется, тоже ничего хорошего не ждало.







Очередная статья с изложением мирных предложений СССР и критикой политики США.




О госзакупках продукции садоводов и животноводов-любителей в ГДР. Как видим, встроить в систему, фактически, мелких частников в Восточной европе удалось лучше, чем в СССР - но политически это систему всё ранво не спасло.




«Гласность» называется уже государственной политикой - но только относительно критики должностных лиц на местах.



Рядом критика обслуживания пассажиров железных дорог с резонным (но вскоре взятом на вооружение реакционными «борцами с привилегиями») «если бы само руководство МПС ездило бы в тех же вагонах - обслуживало бы по-другому».



Еще одно письмо: алкоголики стали пить суррогаты из аптеки - поэтому надо бы на них усилить административный нажим (о культурном досуге тоже говорится, однако не был ли результат предсказуем?).



В статье, начинающейся с цитаты ЦК о строительстве коммунизма, Аверинцев говорит о необходимости издания антисоветских (репрессированных и эмигрировавших) писателей и поэтов первой половины века. С одной стороны - непосредственно они, конечно, угрозу на тот момент не представляли (в СССР 1920-х и не такое издавалось, и он не рухнул), с другой - в добрые (по отношению к социализму) намерения Аверинцева не верится - вскоре он отметился крайне активно в клерикальном «возрождении» (в его полузабытом ныне либеральном крыле).




История о том, как предприятия-производители хрусталя (и даже выдаваемого за него стекла) буквально пропихивали его в систему оптовой торговли - в погоне за собственной прибылью, конечно. Недостатки советской модели плановой экономики - но видно и то, что по-настоящему централизованной она в таких вопросах и не была.




В № 33 - о студенческих стройотрядах.




Ленинградский «Полиграфмаш» (производство, если верить официальному сайту, отчасти сохранил, хотя часть территории превратилась в «технопарк»).




Горбачев встретился с лидером Коммунистической партии Японии (одной из самых ревизионистских среди крупных компартий) Тэцудзо Фувой (ознакомиться с его позицией можено, например, здесь и здесь); отметим, что позднее при Фуве нормализовались отношения между двумя партиями «рыночного социализма» - КПЯ и КП Китая, ныне вновь разорванные.




Северодонецкий (город, если кто не помнит, на подконтрольной Киеву части Донбасса) «Азот» функционирует, будучи в собственности Фирташа; ледовыц дворец был реконструирован в 2009 г. и продолжает работать.




Актер и сценарист Приемыхов призывает к предоставлению большей инициативы молодежи.




Рижских докеров еще не поделили на «коренных» и «неграждан».




На 5 страницах деятели от либерала Нагибина до черносотенца Кожинова рассуждает о противопоставлении высокой и массовой культуры (скоро в масскульт в качестве упадет до самого примитивного уровня, а государственная поддержка высоколобым либеральным и консервативным интеллигентам закончится).




Классик советской антиизраильской пропаганды Цезарь Солодарь явно перебирает: приписать и похищение Эйхмана тому, что он якобы мог раскрыть связи сионистов с нацистами - это чересчур (британские консерваторы, французские правые политики и т.д. связей с Гитлером имели куда больше, но после войны это их заботило мало).







О КНДР (отношения с которой у СССР были далеко не всегда безоблачными) - вполне положительно.




О Суздале и его проблемах.







В отделе художественной литературы соседствуют будущий ура-патриот Проханов и будущий ультралиберал Иванов.






Продолжается борьба с пьянством.




В № 34 - Саяно-Шушенская ГЭС.




СССР посетил герой документального фильма «Человек с Пятой авеню» Джозеф Маури.




Горбачев продлил до конца года мораторий на ядерные испытания.




Неожиданно с точки зрения послезнания о Коротиче и журнале про его руководством - не только продолжилась публикацию «Москва, 41-й» Стаднюка, но и упоминается в положительном ключе опальный многие годы (восстановлен в партии в 1984 г.) и еще живой на время публикации журнала Молотов (умер в ноябре того же года).




О проблемах рыболовного флота («лечение» рынком, как и в других отраслях, оказалось много хуже самих болезней).




Фильм «Письма мертвого человека» на типичную тему (сблизившую позднесоветских бюрократов с либералами - к созданию был причастен и Борис Стругацкий) «лишь бы не было ядерной войны» (о том, что совокупность прокси-конфликтов для многих стран создала и продолжила после Холодной войны создавать реальность не сильно лучше - ни те, ни другие не говорили).




Хирург Святослав Федоров начинает рассуждать об экономике, хотя со своей будущей (соцдемовской) программой еще не выступает.




Снимаются «Гардемарины, вперед!», о которых рассказывает соавтор сценария Юрий Нагибин.




Соседство пацифизма крайнего размаха применительно к неядерному оружию и воспевания Советской армии вообще выглядело довольно шизофренично, а на страны без собственного ядерного орудия (и в ОВД, и в НАТО) должно было, наверное, производить еще худшее впечатление - «Мы должны перестать бояться ядерной войны, чтобы …»?







Продолжение следует...

по страницам распада, Солодарь, Молотов, контрреволюция в СССР, Горбачев, Израиль

Previous post Next post
Up