Конституционное-2020, ч.2: парламент и правительство

Mar 22, 2020 19:33

Начало: https://comprosvet.livejournal.com/1244189.html

Статья 95: изменения, касающиеся Совета Федерации (кроме декоративного переименования членов СФ в сенаторов и аналогичных для введенным для министров и глав регионов требованиям по отсутствию права на ПМЖ и счетов за границей), снова усиливают по сути действующего и бывших президентов - бывшим пост пожизненного сенатора (с правом отказа - не уточняется, делается ли он раз и навсегда, или же экс-президент может занять место через какое-то время после отказа - судя по тому. что Медведев уже получил новый пост заместителя председателя Совбеза. уходить в Совфед он явно не собирается), действующим - возможность назначить до 30 сенаторов, из них 7 пожизненных (остальные - на 7 лет).

По сути это означает усиления президентского права вето. Хотя в нынешних политических условиях конфликт большинства обеих палат с президентов вообще малопредставим, не лишним будет посчитать, что при отсутствии у президента права вето на ФКЗ 3/4 голосов, требующихся в СФ - это 128 из 170 представителей регионов сейчас и, при голосовании против всех 30 президентских представителей - 150 из 170 в случае принятия поправок. Усилится требующееся большинство и при преодолении вето на ФЗ - 2/3 составляют 114 голосов и 134 при принятии поправок.

Статья 97: те же требования по отсутствию ПМЖ и счетов для депутатов

- вот здесь уже возникает не слишком приятный аспект. Если министры и главы регионов по сути своих полномочий должны иметь ПМЖ в России, а члены СФ представляют отдельные регионы, то половина депутатов избирается по пропорциональному принципу, т.обр. активное избирательное имеют и граждане РФ, имеющие ПМЖ за рубежом. Со стороны партий было бы естественно включить и представителей зарубежных избирателей (число которых к следующим думским выборам должно резко увеличиться за счет предоставления гражданства России жителям ДНР и ЛНР - сейчас зарубежными государственными образованиями с большим количеством граждан РФ являются куда менее населенные Абхазия, Южная Осетия и ПМР), но активное избирательное право будет для них теперь недоступно.

Статья 100: зачем-то исключается возможность совместного заседания ГД и СФ для заслушивания посланий Конституционного суда и выступлений глав иностранных государств (теперь - только для заслушивнаия посланий президента).

Статья 102: среди изменений полномочий СФ дублирование упоминавшихся вше новшеств - уже упоминавшейся создаваемая процедура лишения неприкосновенности бывшего президента, аналогичная импичменту действующего; назначения председателей и зампредов КС и ВС по представлению президента в конституционном порядке (сейчас та же норма включена в ФКЗ); замена назначения Генерального прокурора и заместителей «консультацией» и т.д. Из нового - введение «консультации» по назначению глав ФОИВ «президентского» блока (судя по описанию - все силовые ведомства, МИД, МЧС и Минюст). Противовес усилению президентских полномочий очень слабый.

Статья 103: Госдума теперь должна будет согласовывать кандидатуры министров «премьерского» блока (с одной стороны - усиление думских полномочий, с другой - слишком уж усиливаются полномочия президента, чтобы это можно было счесть существенным). Также добавлены ежегодные отчеты ЦБ; остальные изменения повторяют либо поправки к предшествующим статьям, либо действующие ФКЗ.

Статья 1031 (новая): снова чистая декорация, т.к. парламентский контроль уже регулируется федеральным законом и включение его упоминания в конституцию по сути ничего не добавляет.

Статьи 107 и 108: президентское право вето на федеральные законы дополнено правом передавать как ФЗ, так и ФКЗ (на которые права вето нет) в Конституционный суд для проверки конституционности. Еще одно усиление полномочий президента - мелочь, но в общую копилку.

Статья 109: изменения отсылают к вводящейся возможности роспуска Госдумы при отклонении части кандидатур министров (подробнее - см. ст. 112).

Статья 110: президенту поручается «общее руководство исполнительной властью», а министерства «президентского блока» выводятся из подчинения правительства. Еще и еще усиление президента - других идей через 26 лет после принятия «сверхпрезидентской» уже в изначальной редакции конституции и через 20 лет после первого избрания действующего президента у создателей поправок как-то не находится.



Статья 111: дублируются изменения в статью 83, кроме того, при троекратное неутверждении кандидатуры, внесенной президентом, он может назначить председателя правительства, не обязательно распуская Госдуму (что на деле скорее выгодно президенту в случае острого конфликта - в условиях конфликта и падения популярности президента думские выборы могут дать еще худшие для пропрезидентских сил результата, здесь же вводится возможность просто обойти действующую Думу).

При всей неактуальности этих вопросов при нынешнем политическом раскладе - когда-либо в будущем это сможет сыграть свою роль, и стремление создателей поправок сделать из президента почти царя показательно.

Статья 112: формально полномочия Госдумы расширены, а президента снижены (кандидатуры зампредов правительства и министров «премьерского блока» вносят председателем правительства и согласются Госдумой, президент не вправе отклонить их), но как будет назначаться премьер - мы уже выяснили, а при отклонении более трети кандидатур в министры президент может распустить Думу и назначить министров по предложению председателя правительства. Таким образом - процедура рассмотрения кандидатур министров явно будет показушной.

Статья 113: председателю правительства добавлена «персональная ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий», а помимо указов президента от должен будет руководствоваться еще и «распоряжениями и поручениями» (также они добавлены ниже в статье 115 среди документов, которыми должно руководствоваться правительство и которым не могут противоречить постановления правительства).

Статья 114: в обязанности правительства добавлено проведение политики с целью «укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей». Снова заигрывание с консервативными кругами (при том, что действительно «традиционные» семейные ценности вроде власти мужа над женой с конституционным равноправием полов несовместимы).

Вслед за этим добавлено множество обязанностей правительства от поддержки научно-технологического развития до воспитания экологической культуры (предпринимателей тоже не забыли), но действительных изменений от большего многословия не видно.

Статья 117: в случае, если председатель правительства поставит вопрос о доверии правительству пред Госдумой, президент не будет поставлен перед выбором «отставка правительства или досрочные выборы», как сейчас, а сможет (если не будет повторного вынесения вопроса о доверии с тем же решением в течение трех месяцев) оставить недоверие без последствий. Помимо этого - президенту дана возможность назначать исполняющих обязанностей министров, зампредов правительства и председателя при его отставке.

Наконец - при назначении председателя правительства президентом после трехкратного отклонения кандидатуры и в периоды, когда невозможен роспуск Госдумы - невозможно вынесение решения о недоверии.

Проще говоря и суммируя - несмотря на формальное введение утверждения кандидатур министров, в реальности в случае жесткого конфликта президента и Госдумы он фактически сможет назначить всё правительство, проигнорировав ее.

Продолжение следует…

консерватизм, конституционное-2020

Previous post Next post
Up