Интернет-магазин
МОСИГРА проводит
конкурс на лучшее описание игры, продающейся у них. Почему бы не поучаствовать? Настолки я люблю, писать многостраничные тексты - тоже.
По условиям конкурса можно сделать сколько угодно обзоров. Не знаю, сколько у меня получится, и вообще больше ли одного. Но первый выбор вполне очевиден.
StarCraft: The Board Game (Или по-русски "Старкрафт") Я уже упоминал игру в нескольких предыдущих постах. Почитать и посмотреть фоточки процесса можно
тут и
тут . В данной статье некоторые фоточки будут повторяться.
Чтобы быстро посмотреть краткую характеристику игры, щелкните
здесь Что же такое Старкрафт? В первую очередь это вселенная, мир, великолепнейшая сага в лучших традициях sci-fi. Это компьютерная игра, вышедшая 12 (двенадцать!) лет назад и до сих пор остающаяся актуальной. Это долгие и томительные годы ожидания второй части, которая вот-вот должна появиться на свет. Это несколько книг, аддонов и тонны фанфиков на великолепный сюжет с колоритнейшими расами и героями. И, наконец, теперь это и настольная игра.
Коробка с игрой вполне соответствует духу эпичности, раскрытому в предыдущем абзаце.
![](http://pics.livejournal.com/comparator/pic/000dhehp/s320x240)
Не влазит полностью в мой немалых размеров рюкзак, влезет наверное только в туристический. С пакетами та же история - нужен специальный широкоформатный пакет (проверено, у МосИгры есть!).
Помимо габаритов внушает и масса коробки - под 4 кило. Таскать ее с собой к друзьям поиграть нелегко. Лучше приглашайте друзей к себе=)
Итак, открываем коробку и тут же лицезреем компоненты. Сделаны они великолепно, из плотнейшего картона толщиной миллиметра 3-4. При отделении компонентов от облаток видишь знакомые образы и радуешься: "Ух ты! ЭсСиВишка! Вау, Фэктори!" %) Сами облатки, даже после отделения от них всего, весят как минимум полкило. Поэтому (и не только) игру лучше привести в боеготовность до первого похода с ней к друзьям - сэкономите силы и время. О масштабности игры можно судить и по количеству "отделительных операций" - одних рабочих 90 штук.
Помимо картонных компонентов присутствуют также карты - более 250 штук - которые вносят свою лепту в общую массу игры.
И, наконец, подняв фигурный картонный разделитель, мы добираемяся до дна коробки и находим там... ба-а-а-а-льшой пакет! С фигурками! С великолепными, крупными, качественно сделанными пластмассовыми фигурками! Мы тут же находим наших старых знакомых и на глаза наши наворачиваются слезы - тут и гидралиски и зерглинги, и риверы с батонами, и морпехи с баттлкрузерами! Фигурки замечательные и вряд ли кого-то оставят равнодушными.
![](http://pics.livejournal.com/comparator/pic/000dk3bt/s320x240)
Теперь давайте разберемся почему фигурки шести разных цветов и что мы с ними будем делать.
Итак, в игре в кровопролитной битве насмерть сходятся три расы в лице шести фракций - благородные и могущественные Протоссы Тассадар и Алдарис, прожорливые как саранча Зерги - Керриган (ака Королева Клинков) и Сверхразум (Overmind), и, конечно, люди-человеки, раздираемые всевозможными страстями - алчностью и жаждой власти, мстительностью и жестокостью с одной стороны - и верой в идеалы, храбростью, героизмом и справедливостью с другой - Арктурус Менгск и Джим Рейнор. Каждая из этих шести сторон враждебна остальным и имеет свой цвет, символ и набор компонентов, помеченных этими цветами и символами - карты, фигурки юнитов, рабочие, транспорты и прочее. Как герои так и юниты относятся к первой части - если вы помните сюжет, Алдариса убила Керриган, когда он пытался предостеречь главного героя от ее тайного плана, а Тассадар пожертвовал собой, чтобы убить Овермайнда в последней миссии оригинальной игры. Касательно юнитов - здесь вы не увидите ни люркера, ни медиков, ни темных темпларов.
Далее возникает резонный вопрос: как играть? Правила. 48 страниц. Стойте! Нет, нет, не убегайте в страхе! Дизайнеры игры замечательно поработали над всеми ее аспектами, и правила - не исключение! В правилах расписано ВСЕ, начиная от количества компонентов у каждого игрока, до сложных боевых ситуаций. Огромное количество примеров и советов, а на последней странице написана краткая справка о порядке хода и розыгрыша практически всех событий игры. Более того, каждому игроку выдается справочная табличка с кучей полезной информации, плюс основная игровая зона каждого игрока - его планшет. На нем собрана вся информация о стоимостях юнитов, особые свойства фракции и еще куча всего полезного. Дизайнеры выжали из прямоугольного куска картона максимум - можно было бы сделать пластмассовый планшет с формочками под рабочих и карты, например, но это было бы существенно дороже, а тут - мобильность и доступная цена.
Игра начинается с генерения галактики. В каких-то играх игровое поле постоянно, где-то оно генерируется полностью случайно. В Старкрафте стратегия начинается уже на этом этапе. Каждой большой картонной планете соответствует маленький токен. Оные токены замешиваются и каждый игрок берет два. Затем ему выдаются соответствующие планеты, а токены убираются в коробку. Это, пожалуй, единственный элемент избыточности в игре - компоненты используются один раз за игру. Но, в целом, 12 маленьких квадратиков не сильно утяжеляют коробку, так что можно и шикануть=)
Стратегия на этапе генерации состоит в том, что игрок должен поставить стартовую базу на одной из двух имеющихся у него планет, а планеты выкладываются в строго определенном порядке (1-2-3-3-2-1 для трех игроков например). Таким образом у первого игрока возникает дилемма - поставить базу сразу на первую же планету или ждать пока не выстроится вся галактика и обосноваться на последней выставленной.
Каждая новая планета соединяется с одной из предыдущих по принципу паззла - неплохая идея. Итоговая конструкция обладает жесткостью и не расползается по столу.
После выстраивания двумерной, плоской системы из планет и переходов между ними, вступают в дело Z-переходы. Довольно забавный концепт, делающий связными планеты, отдаленные в двумерной перспективе. Вообще, на мой взгляд, фишка полезная, когда играет много народу. Делает планетную систему весьма тесной, с возможностью вторгнуться практически к кому угодно откуда угодно. Так что сныкаться в темном углу не получится. Но, в целом, как мы увидим далее, игра и предполагает агрессивный геймплей, так что все нормально=)
![](http://pics.livejournal.com/comparator/pic/000dp6hd/s320x240)
На фотографии почти завершенная галактика, не хватает Z-переходов (они лежат рядом, полукружки с цифрами).
Итак, после установки начальных баз и стартовых сил, начинается собственно игра. Основная фишка здесь - приказы. Чудесный концепт! Игроки по очереди отдают свои приказы планетам, на которых есть их войска или соседним с ними. Причем, если Ваш приказ идет на планету, на которой уже есть чей-то (включая Вас) приказ, то он кладется на него сверху. После этого такая стопка приказов исполняется строго сверху вниз. Поэтому приходится усиленно думать об очередности приказов и наблюдать за изменениями ситуации на поле - ведь если противник положит на Ваш приказ свой, то Вы будете заблокированы, пока верхний приказ не будет выполнен. Еще классический пример, который есть и в правилах - если вы хотите переместиться на планету и построить там базу, то вам сначала нужно отдать на нее приказ строительства, а затем положить на него приказ мобилизации. Затем, на фазе исполнения приказов первым вскроется приказ мобилизации и Ваши юниты переместятся на планету, а затем вступит в силу приказ строительства и можно будет строить базу.
Итак, самый первый уровень стратегического планирования - раздача приказов. Это как пятилетка - вы определяете основные направления своего развития на этом ходу - будете ли вы строить, исследовать или же завоевывать, и на каких планетах вы будете осуществлять свою деятельность. Следующий, более мелкий уровень - это трата ресурсов, эдакий менеджмент. Этим вы занимаетесь, когда исполняете приказы строительства и исследования. Все почти как в игре - вы можете строить рабочих, чтобы добывать больше ресурсов (а дополнительные области с ресурсами вам придется завоевывать), вы можете строить и улучшать постройки на базе, причем одни из них производят юнитов, другие дают бонусные, более крутые приказы, третьи обеспечивают защиту, а четвертые увеличивают ваш предел производимых юнитов. При исследовании вы, как и в компьютерной игре, платите газ и минералы за улучшения для своей армии. Так что экономическая часть тоже очень интересна - ведь ресурсов никогда не хватает на всё и ими нужно умело манипулировать.
Третье измерение стратегии - скорее уже тактика. Боевая система. Она также очень интересна. Атакующий почти всегда имеет преимущество - он может привести в бой на двух юнитов больше и он распределяет юнитов по стычкам "один на один". К каждой стычке выкладываются боевые карты - здесь вступает в дело элемент случайности, ведь колода боевых карт замешивается. И кстати, именно в эту колоду идут карты купленных технологий, так что если вы купили технологию, абсолютно не факт, что вы сможете использовать ее в каждом бою. Здесь же защитник может схитрить, скинув плохие карты на юнитов, которые точно обречены, и положив хорошие карты под слабых юнитов (ведь если хоть один защитник выжил в стычке - атакующий должен отступить) или оставив их в колоде, если знает, что за этой битвой сразу же последует реванш.
Что ж, не буду заострять много внимания на механике боя - в ней довольно много нюансов, которые объяснены в правилах. Здесь есть юниты поддержки, невидимость и закапывание, стимпаки и мины-пауки, чума и темный рой, радиация и даже паутина у королевы, реализованы летающие юниты и наземный/воздушный типы урона, а также splash-урон.
И наконец, поговорим об условиях победы. Это очень важно, ведь, в конечном итоге, именно это определяет стратегию Вашей игры. А путей к победе в старкрафте целая куча. Во-первых, несомненно, можно уничтожить всех противников. Но этот вариант далеко не самый интересный, если играет компания друзей, ведь игра длинная, и "уничтоженный" игрок будет сидеть и скучать. Вообще, уничтожить полностью игрока довольно сложно - для этого нужно не только уничтожить все его базы, но и всех юнитов (пока есть хоть один юнит, можно построить базу). Можно еще уничтожить всех рабочих, но если игрок играет грамотно, он этого не допустит.
Следующий способ - конквест поинты - это отдельные области на планетах. Если в конце хода ваши войска контролируют их - вы получаете очки. Кто первый набрал 15 - тот и победил. Поэтому за области с КП все время идут битвы.
Но это еще не все - если у Вас отобрали области с КП и уничтожить врагов нет возможности - не отчаивайтесь! У каждой фракции есть еще и собственные условия победы. Обычно они тоже связаны с контролем каких-либо областей. Например, Сверхразум побеждает если у него есть три базы на трех планетах, а Арктурус Менгск - если полностью контролирует две планеты.
Но и этим вероятные концовки игры не кончаются - в игре есть встроенный таймер - колода событий. В ней лежат события трех этапов - сверху первого, потом второго и третьего. Каждая карта события дает какую-то плюшку (моментальные подкрепления или возможность сделать пакость врагу и т.п.). Когда в дело вступают карты третьего этапа - начинается самый жаркий период игры - во-первых, все уже неплохо развиты, во-вторых, начинаются проверки на специальные условия победы фракций, и в-третьих, среди этих карт есть две карты "конец близок". Поскольку события перемешиваются, неизвестно, когда кто-то вытянет одну из таких. Но когда вытаскивается вторая такая карта, игра кончается и побеждает игрок с наибольшим количеством КП.
Из всего этого следует вывод, что за победу в настольной игре Старкрафт придется драться в любом случае. Биться придется за ресурсы, за контрольные точки и вообще за любую область, если Вы хотите победить по специальным условиям. И биться придется скорее всего на несколько фронтов, поскольку пока вы грызетесь вдвоем с одним оппонентом - второй набирает мощь и проводит активную экспансию. "Тесная" планетарная система очень способствует этому. А боевая система подталкивает именно атаковать, предоставляя атакующему большие бонусы. В общем, скучно не будет.
А теперь подытожим все вышесказанное в краткой форме.
ПЛЮСЫ:
-Великолепный подарок для любителей StarCraft'a.
-Отличный дизайн всех элементов игры - от самых маленьких компонентов до правил.
-Замечательные пластмассовые фигурки юнитов! Очень качественные и детальные!
-Игра для истинных любителей стратегического жанра - думать и планировать нужно на каждой стадии игры, огромное количество путей к победе на самых разных уровнях - отдельной схватки, борьбы за территории и игры в целом. Отличная экономическая модель.
МИНУСЫ:
-Большая и тяжелая коробка.
-Довольно долгая партия - рассчитывайте как минимум на час времени. Время игры сильно разнится в зависимости от степени ознакомления с правилами, количества игроков и хода самой игры. Партия на четверых может длиться от полутора до четырех часов. Впрочим, Rune Wars, например, длиннее.
-Объемные правила. Тут, правда, тоже все относительно, так как правила сделаны очень хорошо, и, после усвоения основных принципов, обычно используется только краткая памятка на последней их странице. Но научиться играть за пять минут не получится.
-Игра не из дешевых.
ДЛЯ КОГО ИГРА?
Игра точно НЕ подойдет любителям развеселых игр типа активити или ДТВ, маленьким детям и лицам женского пола (с исключениями). Остальным - must have. В первую очередь рекомендуется фанатам СтарКрафта и любителям стратегий в целом. Хороший подарок, если скидываться вдвоем-втроем.