СП - один из трендов современности

Mar 26, 2016 20:24


    Когда в начале 2000-ых годов в России особенно активно стали открываться торговые центры и большие супермаркеты, общество не могло нарадоваться новым возможностям и перспективам, которые перед ними предстали: вот и кинотеатр, и гастроном, и обувной - и всё это в одном месте, чистом, красивом и комфортабельном. А изобилие товаров и широкий ассортимент манил покупателей и склонял к ненужной и необдуманной покупке. Люди проводили ни один час, гуляя по коридорам торгового центра в поисках желанной вещи или просто наслаждаясь атмосферой.
    Однако стремительное развитие интернета скорректировало рыночную реальность: часть потребителей (особенное молодое поколение) ушло на просторы Всемирной паутины. И интернет превратился в большой торговый центр, по которому пользователи успешно путешествуют и совершают покупки, не вставая из-за стола.



Но мир не стоит на месте, люди постоянно придумывают что-то новое, пытаются извлечь выгоду практически из воздуха и сэкономить на мелочах. Так, на онлайн-форумах молодых мам появился феномен совместных покупок(закупок) или кратко называемый аббревиатурой СП. СП - это особая форма покупательской активности, когда группа заинтересованных граждан объединяется с целью совершить покупку определенного товара по оптовой, а значит, наиболее выгодной цене.



Во главе подобного коллектива стоит организатор закупки, который договаривается с поставщиком, создает онлайн-каталог для участников, принимает заказы, собирает денежные средства, получает товар от оптового производителя и вручает в руки другим участникам закупки. И за всю проделанную работу организатор кладет к себе в карман определенный процент, обычно от 10 до 25%, однако даже с учётом такого «вознаграждения» стоимость СП-ных товаров гораздо ниже розничной.
    Изначально в роли подобных кураторов выступали активные молодые мамочки, которые большую часть своего времени проводили в четырех стенах с ребенком на руках и могли тратить свободное время на сбор и выдачу интернет-заказов прямо из дома. Однако с течением времени совместные покупки стали набирать популярность среди широких слоев населения, поэтому появились специализированные сайты, предлагающие осуществить коллективную закупку или, например, совместно оплатить достаточно дорогостоящую доставку иностранных товаров. Также с течением времени стали открываться пункты выдачи товаров, купленных по системе СП. Так, например, в 2009 году в г. Уфа активно функционировал форум «Уфамама», где предлагалось осуществить совместную закупку, а заказанные товары можно было получить с рук у организатора. В 2012 году в Уфе открылся первый пункт выдачи таких заказов, а к 2014 их стало уже 8, расположенных для удобства в различных районах города. Что интересно, заказ из пункта выдачи можно забрать всего за 10 рублей.



Совместные покупки привлекают простотой организации подобного онлайн-шоппинга (представлено на картинке выше), достаточно низкой ценой и разнообразием товаров: от носков и трусов до ювелирных украшений и посудомоечных машин. Но за явными достоинствами скрыты менее очевидные минусы.
    Во-первых, организатор закупки не отвечает за качество товара, модель и цвет, то есть возможен так называемый «пересорт», о чём настойчиво предупреждают в каждом СП.
    Во-вторых, как и в интернет-магазине, выбор вещей происходит чисто «на глаз», поэтому вполне вероятна ошибка в определении размера или фасона, однако вернуть заказ в течение 14 дней по Закону о защите прав потребителей организатору СП или, тем более, поставщику не представляется возможным.
    Однако на форумах существует отдельные темы «Пристроя», где любой зарегистрированный пользователь может выложить свой товар на продажу. Зачастую в связи с низкой стоимостью заказов, товары быстро находят довольных владельцев, однако более дорогие покупки пристроить уже сложнее. Также существуют обсуждения, где люди, уже приобретшие товар, делятся впечатлениями о его качестве и особенностях, что помогает потенциальным покупателям определиться с выбором.
    В-третьих, участники СП осуществляют онлайн-оплату своего заказ ещё до момента получения, даже если забирают его из пункта выдачи. А форма оплаты через интернет способствует более легкому отношению к растранжириванию заработанных денег, ведь люди физически не ощущают, как тратят свои зарплаты.
    В-четвёртых, заказ приходится ждать от двух недель до месяца. И при этом нет никаких гарантий, что товар вообще придёт, ведь ассортимент на складе очень подвижный, а закупка собирается достаточно длительное время. В таких случаях денежные средства возвращаются в течение трех недель.
    И в-пятых, совместные закупки - это не совсем законное занятие, так как организаторы, осуществляющие, по сути, коммерческую деятельность, в большинстве своём не являются зарегистрированными предпринимателями и не платят налоги, что карается административными и пр. штрафами, а также из-за этой «неофициальности» на участников СП не распространяется действие Закона о защите прав потребителей, о чём уже упоминалось выше.
    На мой взгляд, описанные недостатки должны насторожить тех, кто ещё никогда не сталкивался с подобной разновидностью онлайн-шоппинга. Однако если вас всё же соблазнила идея выгодных и недорогих покупок, стоит также обратить внимание на то, что совместные закупки - это тот же водоворот товаров и безделушек, который привлекая низкой стоимостью, заставляет потреблять совершенно ненужные и даже бесполезные вещи по очень заманчивой цене. Поэтому любители СП могут похвастаться будильниками со звуками природы, светящимися бабочками на люстрах и контейнерами для хранения лимона.



сп, вшахова, совместные покупки, потребление как дискурс

Previous post Next post
Up