Приобретая товар в магазине, большинство из нас не задумывается о причине выбора конкретной вещи. А ведь зачастую мы покупаем даже не конкретный продукт, а его социальную оболочку, созданную для нас производителями, СМИ, обществом и нами самими.
Недавно, побывав в гостях у знакомой, я обратила внимание, что вся ее косметика одного очень известного бренда - Chanel. На мой вопрос, почему она остановила свой выбор именно на этом производителе, я получила ответ: «Продукция Chanel - натуральная и качественная, ей доверяют даже звезды и первые леди разных государств. И пусть она достаточно дорогая, но на себе экономить нельзя». Конечно, компания Chanel давно известна во всем мире. Она выпускает не только косметику, но также и парфюм, одежду, сумки, аксессуары, подчеркивая, что все товары принадлежат к классу люкс. Так чем же объясняется предпочтение одного товара другому, одного бренда всем остальным?
Фото:
http://www.chanel.com Огромную роль здесь играет социальное конструирование товара, т.е. создание определенных представлений о нем в глазах потребителей, своего рода образ, за который мы готовы платить. Такой образ включает в себя несколько видов стоимости вещи, благодаря которым она становится желанной для покупателя.
Так, прежде всего, наше приобретение должно удовлетворять определенные потребности, в этом заключается утилитарная стоимость продукта. Его символическая стоимость состоит в возможности при помощи определенной вещи «сообщить» другим людям о себе, произвести впечатление. Социальная стоимость подразумевает использование покупки в качестве средства доступа к различным важным социальным сетям. Количество денег или труда, которое мы готовы потратить, определяет рыночную стоимость. А духовное или эстетическое удовольствие, полученное в результате покупки, является гедонистической стоимостью товара. В большинстве вещей, приобретаемых нами, сочетаются сразу несколько стоимостей, что, в конечном счете, и определяет наш выбор.
В данном случае косметика Chanel совмещает в себе сразу несколько стоимостей. Прежде всего, она удовлетворяет потребность большинства представительниц слабого пола в том, чтобы выглядеть максимально красиво и эффектно, ведь косметические средства позволяют не только замаскировать недостатки, но ухаживать за кожей, а также выгодно подчеркивать достоинства. Кроме того достаточно высокая цена, которую мы часто ошибочно воспринимаем как гарант качества, подтверждает безопасность и надежность продукта, что является немаловажным для потребителей. Все это является утилитарной стоимостью товара.
Ничуть не меньшую, а возможно даже большую роль при покупке играет ее символическая стоимость. Chanel известен во всем мире как бренд, специализирующийся на продаже предметов роскоши. Достав из сумочки помаду этой марки, ее обладательница ставит целью не только поправить макияж, но и продемонстрировать свою принадлежность к элите, к богатым и знаменитым, ведь такой косметикой пользуются даже те, кто сверкает на красных ковровых дорожках.
Нельзя исключать и гедонистическую стоимость такой косметики. Ведь какое удовольствие испытывают многие при покупке очередной брендовой вещи. Некоторые даже готовы стоять ради них в очередях или бежать в магазин на следующий день после выхода новинки. В таких случаях потребитель руководствуется не рыночной стоимостью покупки, а ее престижностью. Он готов урезать себя в других тратах и приобретениях, но заполучить столь ценную вещь.
Немаловажную роль в конструировании такого образа косметики Chanel играют СМИ, реклама. Известные актрисы, представляющие бренд, «убеждают» потенциальных покупательниц в том, что именно такая косметика способна сделать их красивыми, модными и успешными.
Фото:
http://www.chanel.com Таким образом, обычный продукт превращается в товар, «упакованный» для нас в различные стоимости, и чем их больше, тем желаннее эта покупка для потребителей. Так, косметика Chanel для большинства является не только качественным средством ухода за кожей, но и своеобразным символом престижа и богатства.
Использованная литература: Ильин В. И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. Спб.: Интерсоцис, 2008. 446 С.