Встреча с "Бродягой"

Nov 13, 2013 19:04

Оригинал взят у skier69 в Встреча с "Бродягой"
Накануне 7 ноября вышел в свет первый номер самодеятельного альманаха коммунистической фантастики ( Read more... )

статья, Светлое Завтра, рецензии

Leave a comment

jorje_us November 13 2013, 18:30:17 UTC
Не знаю, на мой взгляд, рассказ Долоева достаточно неплох, и где там картонность героев, я не понял.
Первый рассказ вполне в духе гуманистической советской фантастики, претензии к нему по поводу "активного утверждения коммунистической идеи" нелепы, не везде же к месту и не к месту пихать классовую борьбу. Насчет последнего рассказа соглашусь, тоже не понял авторской задумки да и выглядит уж больно непродуманно и гиперболизированно.
Вот что верно подмечено, так это неудачность выбранной стилистики.
Тему меньшинств трогать вообще не хочу, ее пускай заинтересованные трогают.

Reply

skier69 November 13 2013, 18:50:07 UTC
Картонность, ИМХО, в том, что действуют по шаблону, и не меняются по ходу повествования. Да и повествования как такового нет, есть набор фрагментов.
Пихать классовую борьбу "не к месту" не надо. Просто не вполне ясно - что же "коммунистичного" в рассказе? Только отсылка к Ефремову?

Reply

jorje_us November 13 2013, 19:06:48 UTC
помилуйте, да на протяжении рассказа большое ли может быть развитие характера? Рассказ как жанр вообще не об этом.

Reply

skier69 November 13 2013, 19:14:35 UTC
Конечно может, если автор захочет. Рассказ как жанр содержит завязку, кульминацию и развязку. В финале читатель должен, предположительно, испытать катарсис.

Reply

jorje_us November 13 2013, 20:06:15 UTC
Вы путаете жанровые характеристики романа и новеллы - это раз. Завязка, кульминация и развязка, как правило, содержатся в любом литературном произведении, где наличествует сюжет - это два.

Reply

skier69 November 14 2013, 05:54:27 UTC
Ничего я не путаю. Означенная триада - обязательное, но и достаточное условие для рассказа. Кроме того, рассказ характеризуется единством времени, места и действия, малым числом персонажей, экономией изобразительных средств. Сюжетная линия, как правило, одна, все компоненты подчинены раскрытию основной идеи. Новелла - подвид рассказа, имеет более острый сюжет, рефлексия и описательность отсутствуют.
В "Острове" единства времени места и действия нет, заявлено несколько сюжетных линий, но все лишь поверхностно, кульминацию выделить трудно. Персонажи условны, вводятся для иллюстрации тех или иных воззрений автора. Собственно, текст вообще не о персонажах. Потому и написал о "картонности".

Reply

jorje_us November 14 2013, 11:56:47 UTC
Озвученная вами классификация - не единственная. Есть точка зрения, по которой новелла - синоним, а не подвид рассказа, что я, собственно, и имел ввиду. Единства времени и действия нет, но есть и классические рассказы, которые этому критерию не соответствуют. Если бы автор попытался развить характеры персонажей, ему бы пришлось выйти за рамки и развернуть свой рассказ в повесть или роман, а он явно не ставил перед собой такой задачи. Правильное это решение или нет, не могу сказать, но на общем восприятии текста это не сильно сказывается. Здесь содержание превалирует над формой.

Reply

skier69 November 14 2013, 12:23:16 UTC
Синоним или подвид - не суть, тем более что "Остров" так и так в формат новеллы не вписывается.
Я, собственно, и говорю что автор пожертвовал персонажами ради идей. Получилось беллетризированное выражение авторской позиции по ряду вопросов. Кто его взгляды разделяет, тот хвалит, кто нет - ругает. Обсуждать кроме взглядов как-бы и нечего, поскольку всё остальное весьма условно.
Впрочем, я позиции своей не навязываю. Просто пытаюсь облечь в слова субъективное впечатление от рассказа.

Reply

twilight_one November 14 2013, 15:46:03 UTC
Добавлю, пожалуй, пять копеек в этот момент дискуссии.
Лично у меня сложилось ощущение, что «Остров» - это именно, что не рассказ (и не набор рассказов), а несколько далеко отстоящих друг от друга набросков к более крупной форме.
Поэтому половины сюжетных линий нет, а половина пересказана в одном абзаце.

Автор в дискуссии есть, он может подтвердить или опровергнуть.

Reply


Leave a comment

Up