Та же самая река.

Apr 01, 2011 15:16

 Порвоапрельское. По мотивам рассказов Айзека Азимова из цикла «Демон ростом в два сантиметра». Да простит меня великий мастер. 
 Та же самая река.

Я вам не говорил, что могу вызывать демона, которого называю Азазел. На самом- то деле его имя звучит совсем не так. Человеческие уста не в силах его произнести. Перевод же, как мне дали понять, звучит примерно так: «Я, Царь Царей, Могучий, Дающий Надежду и Отчаяние». Конечно, это вранье, - сказал Джордж. - У себя дома он - мелкая сошка. Потому‑то он здесь так охотно мне помогает. В нашем мире с его отсталой технологией он может себя проявить. Сам Азазел выглядит как карманное издание дьявола ростом в два сантиметра, но с остриями рожек и закрученным остроконечным хвостом.  Он решительно отказывался делать что бы то ни было непосредственно для меня. Как он говорит в своей идиотской манере, его благодеяния должны приносить благо ближним.

Айзек Азимов. «Демон ростом два сантиметра».

Как то раз, я сидел в ресторанчике с моим приятелем Джорджем и, по причине сытного обеда пребывая в благодушном настроении, заметил.

- Знаете Джордж, а ведь мир вокруг нас изменился. Вы никогда не задумывались над тем, что мы с вами живём в будущем. Наступил 21 век и меня всё чаще начинает посещать мысль о том что, несмотря на многие полезные вещи, которые дал нам технический прогресс, мы все потеряли нечто гораздо более ценное.

- И что же этакое мы потеряли, позвольте вас спросить?


- Разве вы не замечали, что в старые добрые времена мир был лучше? Звёзды светили ярче, да и девушки моложе были.

- Ха-ха. - Раздельно и без нотки смеха в голосе произнёс Джордж. -  Я так полагаю, что это ваша очередная неудачная попытка пошутить? Чем вам эта, например, не угодила? - сказал мой приятель, кивнув на тщательно раздетую особу за соседним столиком. - По мне, так ваши слова не больше, чем обыкновенное старческое брюзжание.

- Полно вам Джордж. Ну, неужели вы не хоте ли бы вернуть те времена, когда мир был проще и понятнее. Опять войти в ту же реку так сказать.

- Хм. Сомневаюсь, что это доставило бы вам такое уж удовольствие. Знаете, глупо-мечтательное выражение вашего лица живо напомнили мне одного человека, которого я как то повстречал во времена своей молодости. Кажется, с тех пор прошло уже четверть века, если не больше. Звали его, если мне не изменяет память, Сергей Вениаминович. Да-да, именно так он и представился.

Русская делегация приехала в нашу страну на конференцию, посвящённую каким-то там жертвам. Помнится, в те времена это было довольно таки модно. Одним из членов  делегации и был Серж. У себя на родине он был, каким-то режиссёром. Не слишком известным но, тем не менее, не последним из этой братии. Честно говоря, меня в первую очередь привлёк на это мероприятие банкет, уже оплаченный за счёт фонда. Организация арендовала зал для торжественного мероприятия, и я не преминул воспользоваться удобным знакомством с одним из администраторов. Впрочем, всё это частности.

Как люди интеллигентные, мы быстро нашли общий язык, и он любезно согласился скрасить для меня этот довольно таки скучный вечер.

После первой рюмки он ослабил галстук, после второй он попросил называть его Серж, а после третьей его потянуло на откровения. Именно тогда мы и начали тот любопытный разговор. Впрочем, говорил в основном он.

- Джордж, друг мой, вы никогда не задумывались о превратностях судьбы? И не просто судьбы, а судьбы целой страны, целого народа. Сколько себя помню, меня охватывал невыразимый трепет от той тоски, которую я испытываю по моей великой родине.

- О, - сказал я, - ну, Советский Союз действительно большая страна.

- Нет!!! Какая чепуха. Вы живёте здесь, на благословенном Западе, и не представляете, какой это ужас. «Империя зла»! - произнёс Серж, насаживая на вилку огурчик, -  Насколько верно сказал это ваш президент. Посмотрите на цивилизованный мир. Мир свободы и демократии, мир без расстрелов и лагерей смерти, мир прогрессивного человечества. А ведь раньше, мы тоже были частью этого цивилизованного мира. Его самой динамично развивающейся частью.

Серж так увлёкся что мне, приходилось уворачиваться от мелькавшей в воздухе вилки, дабы в пылу беседы не лишиться глаза.

- Только сейчас, спустя много лет, мы начинаем понимать, насколько Россия загадочная и незнакомая страна. Оказывается, мы ничего не знаем о ней. Ах Джордж, чем больше я узнаю эту незнакомую страну, тем крепче влюбляюсь в нее. Но какая ирония судьбы. В 1917 году проклятый Ленин увлёк Россию куда-то в сторону. Вот уже семьдесят лет исполнилось этой жуткой советской власти, которая выбила нас со столбовой дороги развития цивилизации и свершила этот нелепый исторический вывих. Что же, что же случилось со счастливой Россией? Почему господь отнял у людей разум, как можно было разграбить и уничтожить такую богатую страну? Джордж, Джордж, если бы мы могли снова влиться в дружную семью цивилизованного человечества. Вернуться в те благословенные времена.

Его наполненное искренней печалью лицо тронуло меня, и я спросил.

- Скажите Серж, а если бы вдруг, каким-то невероятным образом, всё стало так, как было раньше, что бы вы стали делать?

- О. Если бы каким-то образом оковы спали с моих рук. Я бы посвятил всю свою жизнь свободному творчеству. Самовыражению. Никто и никогда не посмел бы указывать мне, что я должен и что не должен делать.

- И если бы я смог вернуть те времена, вы были бы счастливы?

- Да, конечно мой друг. Но только время не повернуть вспять. К сожалению…

- Вообще то, у меня есть такая возможность.

- Глупо так шутить Джордж. Вы раните самые глубокие мои чувства.

- Нет-нет Серж, я не шучу. У меня есть некая власть над сверхъестественным, которую я мог бы употребить на ваше благо.

- Правда? О, мой дорогой друг, если бы это было правдой. Поверьте, если бы вы исполнили это моё желание, я нашёл бы способ отблагодарить вас по-царски.

- Вы хотели бы стать царём?

- О нет. Меня бы устроил скромный титул графа. Поверьте, ведь если бы те счастливые времена вернулись, то в скором времени всех ждало бы полное процветание. И уж не сомневайтесь, причитающееся место в обществе заняли бы лучшие представители человечества, а не эти мародёры большевики.

- Ну что ж, когда станете графом, не забудьте о своих словах. У меня намечается небольшое предприятие, которое потребует некоторых финансовых вливаний.

- Не стоит беспокоиться, я всенепременно окажу вам любую посильную помощь.

Мы ещё долго говорили о славном прошлом, под конец расстались уже добрыми друзьями. Я проводил его до гостиницы, а потом отправился домой.

Когда я вызвал Азазела, он лежал на боку, прикрытый чем-то вроде японского веера и поглаживал воздух перед собой.

- Кхм…

- …

- Азазел.

Он слегка приоткрыл один глаз и посмотрел на меня.

- К сожалению это не кошмар. - Печально констатировал Азазел.

На его маленьком личике проступило обычное для него раздражение, а затем его режущий слух фальцет излил на меня потоки брани.

- Ах ты кусок безмозглой биомассы!!! Ты хоть понимаешь что натворил? Тебе вообще знакомо чувство такта? А хотя бы присущая всем элементарно цивилизованным существам скромность? Я столько времени потратил на ухаживания за этой прекрасной самини, но вдруг, в самый романтический и ответственный момент, ты всё испортил. Впрочем, всё как обычно. Ради какого-то пустяка ты тащишь меня на другой конец галактики!

- Прости о Великий, но дело чрезвычайной сложности вынудило меня обратиться к твоей  бездонной мудрости и безграничному могуществу.

Я, конечно, понимаю, что это звучит несколько высокопарно, однако подобная грубая лесть оказывает на Азазела благотворное влияние. Как и следовало ожидать, тот несколько поостыл, однако всё же не прекратил пребывать в скверном расположении духа.

- Что тебе нужно на этот раз?

- Понимаешь, одному моему другу необходима помощь глобального масштаба.

- Ещё бы. - Самодовольно ухмыльнулся Азазел. - Я удивляюсь, что ты не вызываешь меня по любому самому ничтожному подвернувшемуся поводу. Похоже, даже самая пустяковая проблема вызывает у тебя непреодолимые затруднения. Ну, что там у вас случилось?

Однако, когда я просто и доходчиво обрисовал ему ситуацию, Азазел просто взвился.

- Ты хоть понимаешь, о чём просишь? Ты просишь изменить историю целой страны в соответствии со вкусами и пристрастиями какого-то скомороха. Ты хоть сам представляешь, чего он хочет?

Я честно попытался представить целостную картину, однако в голове плавали какие-то обрывки из румяных гимназисток, хрустящих булок и вальсов, на фоне пасторальных крестьянских пейзажей. Однако всё таки спросил:

- Неужели твой могучий ум не справится с подобной задачей?

Моя реплика его задела и Азазел несколько поутих.

- Ладно. Но учти, задача предстоит довольно таки трудная. Изменения так просто не даются. Каждое общество существует внутри сложной системы причинно-следственных связей. Каждое явление проистекает из чего то и приводит к определённым последствиям. Я не могу создать его идеальное общество с нуля, тем более он сам толком его не представляет, однако могу создать петлю времени длинной в сотню лет. В результате, всё вернётся на круги своя и всё станет почти в точности как тогда. Однако должен предупредить, что полного сходства добиться не удастся. Причинно-следственные связи нашего времени будут постоянно вмешиваться, и вносить свои коррективы. Хотя, там где это возможно, совпадения будут стремиться к ста процентам.

После этого Азазел отвернулся и забормотал что-то математическое, время о времени подёргивая хвостом и вставляя слова вроде - «темпоральная инверсия» или «принцип неопределённости». Спустя примерно три часа он закончил.

- Я всё сделал. Но учти, второй раз такой трюк провернуть не удастся. Я натянул структуру времени так, что ещё одно такое вмешательство встретит непреодолимое сопротивление временной ткани. Так что воспроизвести петлю не удастся уже никому.

На следующий день я поспешил обрадовать моего русского друга этой новостью. Когда же я заглянул к нему в номер, он не отрываясь слушал радиоприёмник.

- Серж, друг мой.

- Вообще-то Сергей Вениаминович. - Он недовольно покосился на меня. - Не мешайте слушать.

- Послушайте, мне удалось выполнить ваше желание. На вашу родину снова придёт изобилие и процветание.

- А, так произошло благодаря вам? - обрадовано сказал Серж, посмотрев на меня уже более приветливо.

- Вот уже сутки непрерывно идут сообщения о том, что русский народ наконец-то восстал, чтобы сбросить с себя проклятую советскую тиранию. Я прямо таки чувствую, как Россия наполняется воздухом свободы. Никогда ещё я не чувствовал такого подъёма. Сразу! Сразу же, как это будет возможно, я отправляюсь домой.

Вскоре после этого он уехал и больше не напоминал о себе.

Спустя много лет я случайно встретил его в одном супермаркете. Он стоял впереди меня в очереди к кассе и выглядел довольно таки странно. На нём было одето старомодное женское платье и шляпка с вуалью. Признаться, я с трудом узнал его, так он изменился. Нагнав Сержа у выхода из магазина, я схватил его за локоть и спросил:

- Серж мой друг, сколько лет сколько зим, скажите, что с вами приключилось? Вы выглядите весьма неважно.

Он и впрямь смотрелся как-то устало и потерянно. Казалось, что в первый момент он меня не узнал но потом, подумав, сказал.

- Пожалуй, нам лучше поговорить в каком-нибудь более подходящем для этого месте.

Мы отправились в находящийся по соседству городской парк и заняли там одну из пустующих скамеек. Серж, кряхтя и как-то странно, боком, уселся рядом со мной. Глядя невидящим взором на гладь паркового озера, как будто возвращаясь мысленно на заснеженные просторы таинственной России, он начал своё печальное повествование.

- После нашей последней встречи я вернулся в СССР. Вы наверное помните, каким восторгом я был охвачен. Не стоит и говорить, что по всей стране мои чувства разделяли десятки тысяч человек. Ощущение свободы буквально распирало мою грудь, и я с радостью принялся за служение ей. Через пару лет после развала Союза я ушёл из театра, который так и не смог раскрыть всей глубины моего таланта. Я устроился на хорошую работу на телевидении и стал ведущим телепередачи, посвящённой изобличению чудовищных преступлений кровавого коммунистического режима. То были поистине золотые годы, в которые я полностью посвятил всего себя  служению этой великой цели. С каждым годом я становился всё популярнее и популярнее. Меня приглашали на все мало-мальски значимые мероприятия. Я был знаком со всеми звёздами нашего бомонда. Но вдруг всё закончилось. Оказалось, что все мои многолетние старания не принесли совершенно никакого результата. Совершенно неожиданно столицу заполонили орды воинствующих хамов. Мало того, что этот никчёмный, ни на что не способный народишко так и не сумел построить демократию, так ещё оказалось, что у него во всем виноват именно я. Это быдло ворвалось в студию прямо во время записи очередной передачи и… Если бы они просто меня побили, но нет. Они отхлестали меня шнуром от телекамеры, повыдёргивавли бороду по волоску, а микрофон засунули в...  - Серж покосился на меня, - в общем, эти люди были лишены всяких приличий. Представляете, они заставили меня съесть полное собрание сочинений Александра Исаевича Солженицына и не успокоились, пока я не проглотил всё до последней странички. Именно тогда я вдруг обнаружил, что совершенно его не перевариваю.

Каким-то чудом мне удалось бежать. Переодевшись в похищенное в костюмерной женское платье, я как можно быстрее отправился в Американское посольство. И что бы вы думали? Эти мошенники отказали мне в помощи! Мне!!! Тому, кому ещё вчера клялись в бесконечной дружбе! Мне пришлось сказать, что я гомосексуалист, спасаюсь от толпы разъярённых фанатиков и по этой причине прошу политического убежища. Гею они отказать не смогли. Похоже, что моё платье всё-таки их убедило.

Но разве на этом мои злоключения закончились? Нет! Оказалось, что жить в вашей стране совсем не так волшебно, как кажется из окна Президент Отеля. Поскольку я попросил убежища от преследования по причине моей нетрадиционной ориентации, я вынужден теперь жить в общине гомосексуалистов. Кредитов мне никто не давал и, чтобы не оказаться на улице, мне пришлось выйти замуж. Я конечно понимаю, что он милый и хороший, но я всё таки натурал. Мне удалось отвертеться от выполнения супружеских обязанностей по причине серьёзной травмы, спасибо этому проклятому микрофону, но тогда муж стал притаскивать домой своего дружка: Чёрного Властелина. Этот гад жрёт в три глотки и я просто не успеваю для него готовить. Более того, он взял себе в привычку щипать меня за больной зад и регулярно подворовывает, а виноват опять я. Эти семейные скандалы просто невыносимы.

Серж вдруг остановился, уставился на меня и, вперив мне в лицо свой крючковатый палец, прошипел:

- И во всём виноват именно ты!!! С тебя всё началось!

- Но послушайте, ведь вы сами об этом просили.

- Что? Я просил, чтобы меня похоронили в женском платье? Я просил, чтобы меня каждый день в засос целовал какой-то небритый мужик? Или может я просил, чтобы в графе национальность в моём паспорте стояло «гомосексуалист»? Мошенник!!! Шарлатан!!! Шма-шмакодявка!!!

На этом самом месте я был вынужден удалиться со всем присущим мне достоинством. Как вы должны понимать, настоящий джентльмен не теряет его ни на какой скорости.

Закончив рассказ, Джордж вытер лицо платком и положил его на стол.

- Как и говорил Азазел, история пошла своим чередом. В конце концов, всё вернулось на круги своя.

- Так, по-вашему, всё это было неизбежно?

- Ничуть. Однажды я уже задавал подобный вопрос Азазелу за кружечкой пива (мне кружка, а ему напёрсток). Он объяснил, что постарался максимально приблизить существующую реальность к тому образцу, на который ориентировался. Она постоянно изменялась в нужном направлении. Однако фокус в том, что причинно-следственные связи создают именно люди. Если бы Серж и ему подобные приложили усилия к созданию новой, лучшей России, то они и создали бы новую историю. Но, их сгубил собственный пещерный эгоизм. Так что всё пошло своим чередом.

- Значит ли это, что СССР опять развалится?

- Всё зависит только от людей, друг мой.

Джордж поднял со стола платок, положил его в карман и, откланявшись, отправился по своим делам. Когда он забирал платок, со стола волшебным образом исчезла и сдача, оставленная официантом. Но, в конце концов, я потерял всего лишь десять долларов, а приобрёл отличный рассказ.

юмор, рассказ

Previous post Next post
Up