Mar 04, 2013 12:18
По совету друзей прочел «Посёлок» Кира Булычёва. Приходится согласиться с высказанной там же оценкой: «не бог весть что», хотя у романа есть и множество достоинств. В общем, в оправдание автора следует заметить, что нет ничего удивительного в том, что талантливые учёные (как в т.ч. и автор романа), являющиеся по совместительству талантливыми писателями, уступают в этом качестве тем или иным выдающимся художникам слова.
Но главное, мне показалось, что роман основан на оригинальной и важной идее - противопоставлении двух методов исследования: 1) внедрение и полное соприкосновение с тем, что изучается; 2) отстраненное изучение с безопасного расстояния.
Объект исследования в романе - неизученная планета, населенная множеством необычных для землянина жизненных форм. Первая линия представлена терпящей бедствие экспедицией, по техническим причинам вынужденная экстренно покинуть аварийный корабль с минимумом средств. Ценой поначалу тяжелейших потерь люди внедряются и приспосабливаются к этой новой и враждебной природной среде, налаживают примитивное хоз-во и трудовую деятельность. И очень скоро оказывается, что новое поколение, выросшее на планете, чувствует себя здесь почти как рыба в воде, полностью адаптировалось и практически готово к колонизации, хотя и на очень примитивном уровне охотников-собирателей.
Вторая линия представлена плановой научной экспедицией, проводящей изучение из безопасных и герметичных укрытий, с помощью штатных роботизированных средств. Для этих людей жизнь на планете представляется калейдоскопом чудовищ, мечущихся за иллюминатором вездехода или укрытия. Такое исследование может продлиться сотни лет, а вывод о возможности колонизации отнесен к следующей геологической эпохе, ведь за окном мезозой!
Но ясно, что рано или поздно в исследованиях необходим рывок - переход от второго метода к первому, от изучению к соприкосновению. Т.к. атмосфера вполне безопасна, то такой рывок может произойти достаточно рано. Но т.к. подлинной необходимости в этом для изучающих нет, он происходит спонтанно, по капризу, в самом неподходящем месте, чуть не приводит к трагедии, срочной эвакуации и выводу о невозможности колонизации.
Почему идея романа мне кажется важной. Видел как-то такой репортаж из городской чукотской школы, где дети изучали чукотский чум по макету. Это всё равно как если бы у нас, вместо того, чтобы сходить в поход, изучали палатку по макету, а костер - по модели на лампочках.
Это образ всего современного метода образования - максимально долгое изучение с максимального расстояния от реальной жизни до некоего воображаемого момента полной готовности, мистически совпадающего с совершеннолетием. Только с одним существенным отличием от ситуации, описанной в романе : за фантастических ученых будущего мы можем быть спокойны - они-то со своей задачей рано или поздно справятся, явив пример профессионализма и высочайшей мотивации. О «продукции» традиционных учреждений образования остается утверждать прямо противоположное.
НФ