В Бобровском районе Воронежской области есть село Хреновое. Происхождение названия этого села связано с тем, что первые жители обнаружили здесь обилие дикорастущего хрена. Это романтическая версия. А может все гораздо прозаичнее, и название отражало тяжкую жизнь поселенцев? Впрочем, это неважно. Важно другое: в XVIII веке это село прославил конный завод, где была выведена знаменитая на весь мир порода орловского рысака.
Кто знает, что побудило графа Алексея Григорьевича Орлова (1737-1807 с.с.), брата знаменитого Григория Орлова, заняться коннозаводством… Не события ли 28 июня 1762 года? После ареста Петра III Екатерина II в сопровождении Алексея Орлова срочно выехала из Петергофа в Петербург в карете, запряженной неаполитанскими конями. Она опасалась погони, а тут кони выдохлись. На лошадях, добытых в окрестных деревушках, будущая императрица и ее сопровождающий с грехом пополам добрались до Петербурга, где ей присягнули гвардейцы. Вполне возможно, что Орлов навсегда запомнил эти несколько часов, когда его судьба и жизнь висели на волоске от того, что кони оказались не очень резвы и выносливы.[Spoiler (click to open)]
Неординирной личностью был Алексей Орлов…Один из эпизодов его военной карьеры - блестящая морская операция, закончившаяся знаменитым Чесменским сражением в 1770 году и разгромом турецкого флота в Средиземном море. Специально заостряю внимание на этом эпизоде. Зачем? Дальше будет понятно…После этой победы граф получил титул Орлова-Чесменского и огромные земельные владения, в том числе и в Бобровском уезде Воронежской губернии. Выйдя в отставку и поселившись в Воронежской губернии, Алексей Орлов всю свою нескончаемую энергию устремил на коннозаводство. По представлениям графа лошади новой породы должны были обладать следующими качествами: быть крупными, нарядными, гармонично сложенными, выносливыми, одинаково удобными под седлом, в упряжке и в плуге, а также хороши как на параде, так и в бою. Но больше всего Орлов хотел создать лошадей, обладающих резвой и чёткой рысью, поскольку бегущая подобным аллюром лошадь долго не устаёт и мало трясёт экипаж. В те времена таких лошадей было крайне мало, и ценились они очень дорого.
Стартовым по созданию породы считается 1776 год, когда в Россию был ввезен ценнейший арабский жеребец Сметанка - один из «плодов» победы над турецким флотом. Насчет того, каким образом Сметанка достался Орлову, существует несколько версий. Согласно одной из них, турецкий султан после заключения мира сам предоставил графу возможность покупки понравившихся ему лошадей - за рыцарское отношение к пленным. Другая утверждает, что султан, напротив, согласился продать жеребца только после того, как Орлов пригрозил продолжать войну в течение еще трех лет. Однако, в любом случае, лошадь все же досталась графу, но за баснословную цену - 60 тысяч рублей серебром. Сметанка был необычно крупным для своей породы и очень нарядным жеребцом с удлинённой спиной. Свою кличку он получил за светло-серую масть, практически белую, как сметана. Этого жеребца Орлов не доверяет морю, а отправляет пешком под военной охраной и с фирманом турецкого султана через Турцию, Венгрию и Польшу в Москву. Путешествие Сметанки длилось 2 года, и в Москву он прибыл лишь в 1776 году.
Работа графа Орлова по созданию новой породы началась в его подмосковном имении Остров. Однако, то ли тяжелая дорога, то ли слишком сырой климат повлияли на Сметанку, но уже в 1777 году он пал. В том же году скелет Сметанки был помещен в музей Островского завода. По скелету удалось раскрыть загадку удлинённого корпуса Сметанки, который имел один лишний, 19-й, позвонок и, соответственно с ним, добавочную пару ребер. Впоследствии скелет Сметанки долгое время хранился в музее Хреновского конного завода, но позднее был утерян.
Большинство помесей, полученных в подмосковном Острове, где под арабских жеребцов (помимо Сметанки были куплены и другие арабские скакуны) подбирали неаполитанских, датских и английских кобыл, оказались неудачными, исключение составляли лишь дети Сметанки - четыре сына и дочь, рожденные в 1778 году. Лучшим из сыновей Сметанки был ПОЛКАН I - "ДЕДУШКА" ОРЛОВЦЕВ. Крупный рост, грубоватость и одновременно величавость на ходу Полкан I унаследовал от матери, датской кобылы Фредериксборгского завода, где разводили лошадей так называемой «испанской расы». Но, несмотря на свои достоинства, Полкан не обладал главным, к чему стремился Орлов, - быстрой легкой рысью.
Основная сложность была в том, что Орлов хотел получить породу лошадей со СТОЙКО ЗАКРЕПЛЕННЫМ РЫСИСТЫМ АЛЛЮРОМ. Таковой породы в мире не существовало, хотя отдельные особи, способные идти рысью, встречались среди многих пород. Чаще всего их можно было найти среди рабочих фермерских лошадей Голландии. Поэтому А.Г. Орлов решается использовать в скрещивании фермерскую лошадь из голландской провинции Фрисландия. От скрещивания Полкана и голландской (фризской) кобылы в 1784 году родился БАРС I, СОБСТВЕННО И СТАВШИЙ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ПОРОДЫ ОРЛОВСКИХ РЫСАКОВ. Кличку он получил за крупные светлые яблоки по всему телу, подобно шкуре барса. Все, что граф хотел видеть лучшего в лошади, было у Барса I. Орлов сумел всю породу повести от одного жеребца. Поэтому впоследствии Барса I начали именовать как «Барс-родоначальник». Самыми ценными оказались дети Барса I: Любезный I 1794 г.р. и Лебедь I 1804 г.р. К ним по прямой мужской линии восходят все современные орловские рысаки.
Вся грандиозная работа по созданию новой породы с 1788 года велась теперь только в стенах Хреновского завода, спроектированного и построенного по проекту архитектора Жилярди, где были отличные условия для содержания, выращивания и тренинга животных. В процессе создания породы Орлов первым в мире разработал оригинальную систему подготовки (тренинга) и испытаний рысистой лошади. Отличительными чертами ее было то, что лошади тренировались и испытывались только в упряжи. Тренировка и испытания на резвость проводились «концами» по 200 сажень (426 м), сила и выносливость вырабатывались 18-ти верстовыми пробегами по маршруту Остров - Москва». Орлов работал над созданием новой породы до самой своей смерти - с 1776 по 1807 г.
Итак, порода была создана, теперь осталось лишь закрепить полученные свойства. Этим занялся крепостной графа, "крестный отец" орловцев Василий Иванович Шишкин (1780-1846). Благодаря деятельности этого талантливого селекционера-самородка орловцы наконец-то стали рысаками. Именно он разработал и применил оригинальную систему испытаний, на основе который производился отбор лошадей с самими лучшими показателями по рыси. К сожалению, записей в журнале, как принято у современных селекционеров он не вел (поскольку вообще не умел писать), поэтому сейчас абсолютно невозможно повторить его эксперименты. Именно благодаря В.И. Шишкину орловский рысак распространился в конных заводах и стал основной русской заводской породой.
Любимое дело подарило этому талантливому крепостному волю. Согласно легенде дело было так. В 1812 г. Хреновской конный завод посетил Александр I. Когда он ступил на тщательно выметенную дорожку, со всех конюшен раздалось дружное ржание. Удивленный император поинтересовался, что происходит. «Даже лошади чувствуют приезд Вашего величества,- ответил Шишкин,- они приветствуют Вас». Дальше - больше. На дорожке в манеже вдруг появилась лошадь без уздечки. Красавец-рысак Любезный 1 совершил вокруг императора и его свиты несколько кругов, затем остановился и, припав на колени перед императором, кивком головы приветствовал высокого гостя. Когда император ступил на порог конюшни, 500 лошадей, как бы приветствуя его, встали на дыбы и оглушительно заржали. А секрет был прост: за несколько недель до приезда царя Шишкин приказал конюхам при раздаче овса лошадям открывать ставни на окнах, выработав таким образом условный рефлекс. Как только император вошел в конюшню, ставни распахнулись и... Александр остался очень доволен таким приемом, подарил Шишкину бриллиантовый перстень и попросил Анну Орлову дать Василию Ивановичу вольную, что Анна и сделала.
Позднее графиня продает Хреновской конный завод в казну государства. Обслуживали завод солдаты и нижние чины армии, которую служили по 25 лет. Многие после службы оставались жить в Хреновом, получив наградных 25 руб. и земельный участок рядом с заводом. Так и появился после 1845 года поселок носящий название "Солдатская слобода". С 30-х гг. XIX в. орловскую рысистую породу начинают широко разводить в других конных заводах. В народе про орловского рысака говорили "под воду и воеводу" и "пахать и щеголять". Замечательные акклиматизационные способности, сравнительная нетребовательность в разведении, универсальность, качества превосходной упряжной и разгонной лошади способствовали широкому признанию этой породы в Российской империи.
Со временем начались знаменитые “Московские бега”, на которых орловские лошади всегда брали верх, и даже после длительного перерыва с 1812 по 1834 год. И, конечно, были «знаменитости». Уже в 1836 году порода начала ставить первые рекорды, когда гнедой жеребец Бычок, рожденный на конезаводе Шишкина, пробежал на Московском ипподроме дистанцию в 3 версты за 5 минут 45 секунд, тем поставив мировой рекорд. Орловские рысаки стали фаворитами международных состязаний и Всемирных конских выставок, шли «ноздря в ноздрю» с такими сильными соперниками, как Тракененская порода лошадей.
Словом, XIX век был золотым веком российского коннозаводства. Орловский рысак пользовался мировой славой и огромным спросом во многих европейских странах. Большой успех выпал на долю вороного жеребца Бедуина, легко пробежавшего три километра за 4 минуты 45 секунд при тридцатиградусной жаре в Булонском лесу на Всемирной конской выставке 1867 года в Париже. А после блестящих побед орловских рысаков на международных состязаниях в том же Париже в 1879 году Франция ввезла значительное количество орловцев, в том числе жеребца Ворожея, давшего там целую плеяду чемпионов и рекордистов. В государственной племенной книге Германии записаны 27 орловских жеребцов и большое количество кобыл, оставивших элитное потомство. В Австро-Венгрии родоначальником рысистого коннозаводства стал орловец Пан. В Голландии прославились своим потомством Табор, Индюк, Крылатый; также немалую роль сыграли орловские рысаки в воссоздании национальной фризской породы лошадей. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году жеребец Ветер-Буйный Хреновского конного завода был удостоен золотой медали и звания «Чемпион Всего Света».
В начале XX века в нашей стране, как утверждают современники, гремело два имени: одно - великого певца Федора Шаляпина, другое - орловского рысака Крепыша. За свою беговую «карьеру» Крепыш выступал около 80 раз, из них 55 раз был на первом месте. Невероятно, но в детстве эту лошадь обзывали “комаром на длинных ногах”. Тогда мало кто мог предположить, что из слабого неуклюжего “гадкого утенка” получится столь великолепный ипподромный боец.
Но в 1910 году состоялся забег, когда на беговой дорожке сошлись король русских рысаков Крепыш и американский рысак по кличке Дженерал-Эйч. Газеты и журналы того времени сохранили шум вокруг этого события. И, конечно, интрига: на Крепыше почему-то ехал не наш наездник Константинов, а Кейтон-сын, а Дженерал-Эйч был в руках Кейтона-отца, которые, собственно, и начали русско-американскую торговлю лошадьми. Иными словами, американец был кровно заинтересован в результате этого заезда - ведь победа Крепыша означала бы резкое снижение цен и спроса на американских рысаков. Очевидцы заезда рассказывали, что на последнем повороте Кейтон спустил Крепыша с вожжей, и, не чувствуя привычного посыла, лошадь сбавила ход. Наш серый великан проиграл американцу одну секунду. Эта ли секунда или другие проигранные забеги сыграли решающую роль, но впоследствии на ипподромах России стали полностью доминировать американские рысаки. И российским конезаводчикам пришлось спасать орловского рысака. Тогда они сумели добиться разграничения езды между американскими рысаками, метисами и орловскими рысаками.
Когда-то Россия по численности лошадей была буквально «впереди планеты всей». В 1913 г. в России насчитывалось 38 млн лошадей. Первая мировая война, революция и Гражданская война тяжело отразились на коневодстве. Однако в 1939-1940 гг. хреновские питомцы вновь получают звания чемпионов породы. Перед началом Великой Отечественной войны конь Улов являлся абсолютным европейским чемпионом и оценивался на международном рынке в несколько миллионов золотых рублей. Этому коню поставлен памятник в центре бегового круга Хреновского завода.
Громадный урон поднявшемуся было из руин коннозаводству нанесла Великая Отечественная война, а затем реформы по упразднению кавалерии и связанное с ними уничтожение лошадей. Но и в этот период были свои чемпионы-орловцы. Жеребец Морской Прибой поставил рекорд в забеге на 1600 м (2 минуты и 4,5 секунд), продержавшийся 38 лет! И, конечно же, Квадрат - трехкратный чемпион орловской породы, родившийся в 1946 г. Он не отличался выдающейся резвостью, но был поразительным ипподромным бойцом - выиграл все традиционные возрастные призы, как закрытые, так и открытые (в том числе и "Дерби-50"). От него было получено 620 потомков, в числе которых много новых чемпионов и рекордсменов породы, оказавшихся резвее своего отца. Заслуги орловского рысака Квадрата были настолько велики, что ему еще при жизни поставили два бронзовых памятника - один на ВДНХ, другой - на территории Московского конного завода.
Относительные стабилизация и благополучие наступили в 70-80-е годы: орловский рысак продолжал оставаться самой популярной породой, его разводили в 16 государственных конных заводах. «Королем 70-х годов» называли феноменального жеребца Пиона, который не только ставил рекорды на ипподроме, но и 3 раза становился чемпионом породы на ВСХВ. Его время, показанное на дистанции 3200 м (4 мин13,5 сек) смогли к сегодняшнему дню превзойти только два рысака. К 1985 году в России насчитывалось 54 813 голов чистокровных орловцев. Но в 90-е годы начался спад поголовья из-за экономической нестабильности в стране. К 1997 году количество кобыл сократилось до критического минимума - 800 голов. Спасением и возрождением породы занялись специалисты и любители породы с разных уголков России, включая Ассоциацию рысистого коневодства «Содружество». А в 1998 году было подписано соглашение с Французской рысистой ассоциацией о проведении «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России с обязательным участием орловских рысаков в данных мероприятиях. Эти усилия не прошли даром, и орловские рысаки начал устанавливать новые рекорды. Но проблема, конечно, еще полностью не решена…
Подведу итог: данная порода уникальна тем, что является единственной в мире, чьи представители обладают наследственно закрепленной способностью к резвой рыси (которая достигается у других лошадей долгими тренировками). Кроме того, эта порода универсальна - орловец с одинаковым успехом может служить в кавалерии, выступать на соревнованиях, возить экипажи, тянуть плуг и даже выполнять обязанности тяжеловоза (например, в артиллерии на конной тяге). Эта лошадь одинаково хорошо чувствует себя и в горах, и в степи и, в лесу и даже в тундре и в пустыне… Орловцы являются одними из самых быстрых бегунов в мире - многие рекорды на дистанции в 1600 метров были установлены именно ими. Имея более чем 200-летнюю историю, эта порода остается одной из самых популярных и ценимых пород мира. Орловский рысак - национальное достояние, гордость и символ России, ее культурная и историческая ценность.