Св. Эдит Штайн: путь от атеизма к святости (часть 1)
May 21, 2014 00:05
Святая Эдит Штайн была одной из самых выдающихся личностей вропейской философской и культурной элиты. Бескомпромиссный поиск истины привёл её к вершинам святости. Она погибла мученической смертью в Освенциме в 1942 году. В 1998 году папа Иоанн Павел II причислил её к лику святых и объявил сопокровительницей Европы.
Эдит Штайн родилась во Вроцлаве (в те годы Бреслау) 12 октября 1891 года в зажиточной еврейской семье, дом которой стоял на улице, называемой в настоящее время Дубоис. Эдит была самым младшим, одиннадцатым, ребёнком в семье Зигфрида и Августы Штайн. Четверо детей у четы Штайн умерли во младенчестве. Отец Эдит умер скоропостижно, когда ей ещё не было и двух лет. После смерти мужа Августа Штайн вынуждена была взять на себя управление фирмой, торгующей древесиной. Мать Эдит была исключительной женщиной, объединяющей всю семью теплом требовательной любви. Она была примером глубокой веры в Бога, верности ежедневной молитве, скрупулёзного соблюдения постов и религиозных обрядов.
«Простой образ жизни, её естественная и непринуждённая атмосфера» - такой была семейная среда, в которой росла маленькая Эдит. Позже она признается, что была радостным и безмятежным ребёнком, но в то же время очень упрямой и озорной: «В первые годы жизни я была как ртуть, постоянно в движении, кипящая идеями, дерзкая и дотошная, необузданная и при том упрямая, когда что-то противоречило моей воле (...) Но во мне скрывался иной мир. Всё увиденное и услышанное в течение дня я снова переживала внутри себя. Вид пьяного мог преследовать меня и мучить днём и ночью (...) Я не могла никогда понять как можно над этим смеяться. Когда я была студенткой - не вступая ни в какие организации и не давая обетов - я начала избегать употребления даже капли алкоголя, чтобы по собственной вине не потерять свободы духа и человеческого достоинства» (История одной еврейской семьи, с.87-88).
Эдит никогда не соглашалась на посредственность. С детства она училась владеть собой, тщательно исполнять свои обязанности, упорным трудом и подчинением чувств воле она достигала поставленных целей, что было непросто для её сверхчувствительного сердца.
Эдит воспитывалась в среде верующих, но не ортодоксальных иудеев. В её семье молились не по-еврейски, а на немецком языке. В субботу их фирма работала, как в обычные рабочие дни. В 1897 г. Эдит поступила в начальную школу. Затем в 1908- 1911 гг. училась в лицее им. Виктории во Вроцлаве. Девушка была очень способной и отличалась внутренней дисциплиной, самоотверженностью и выносливостью в работе, поэтому в учёбе достигла больших успехов.
В 15 лет Эдит прекратила молиться и отказалась от веры в Бога. В то время она жила у своей сестры Эльзы. Эдит так пишет в автобиографии о своём решении: «После того, как я справлялась со своими домашними обязанностями, я читала. Читала и слушала разговоры взрослых, которые не были для меня полезны. В библиотеке мужа моей сестры были книги, совсем не подходящие для чтения пятнадцатилетней девушкой. Кроме того, Макс и Эльза были сознательными атеистами, и в их доме не было и следа религиозности. Так что здесь я совершенно сознательно по собственной воле перестала молиться» (Там же, с. 179). За два года до этого у Эдит начался духовный кризис. Её постоянно волновал поиск истины. Она видела, как её братья молились без внутреннего убеждения в существовании Бога. Эдит очень сильно переживала похороны своих двух дядей, покончивших жизнь самоубийством. Своим чувствительным девичьим сердцем она ощутила, что во время похорон молились без веры в жизнь после смерти и во встречу с усопшими. Позднее она писала: «Бессмертие души для иудеев не является предметом веры. Все их усилия направлены на земное. Даже набожность верующих направлена на освящение этой жизни» (там же, с. 98).
Эдит была бескомпромиссной в поиске истины. Она отказалась от веры в существование Бога, образ Которого сложился у неё в детские годы, и до двадцатиоднолетнего возраста она считала себя атеисткой. «Состояние моей души перед обращением - это грех радикального неверия», - писала она после обращения. Однако и в тот период «радикального неверия» Эдит тосковала по истине и искала её на путях философского познания. В одном из писем к своему другу Р. Ингардену она писала: «Когда я оглядываюсь назад на те времена, то вижу всегда отчаянное состояние духа, в котором находилась, и несказанное смятение и тьму». Её искренний и страстный поиск истины был, в сущности, путём, ведущим к Богу, хотя тогда она не отдавала себе в этом отчёта. Найдя истину в личности Христа, Эдит написала: «Тоска по истине была моей единственной молитвой (...) Кто ищет истину - ищет Бога, даже если этого не понимает». Следует помнить, что в этот период смятения и тьмы, отчаянного состояния духа, вызванного атеизмом, Эдит сохраняла внутреннюю честность, дисциплинированность, чистоту сердца, верность этическому радикализму. В поиске истины она была бескомпромиссной, готовой на беспредельное самопожертвование. Она писала: Научная жизнь накладывает обязательства. Я всегда жила, как монахиня». Только благодаря чистоте сердца Эдит упорно шла путём зрелости к истине и не скатилась «в бездну крайнего агностического скептицизма» (Й.-И. Адамска ОСБ, Блаженная Э.Штайн. с. 31
В период учёбы она питала нежные чувства к польскому студенту Роману Ингардену. а также к Хансу Липпсу. «Не смотря на то. что я полностью отдавалась работе, я питала надежду на то, что познаю большую любовь и счастье в замужестве. - писала она в автобиографии. - не зная вовсе основ католической веры и морали, я стремилась к католическому идеалу брака. Среди молодых людей, с которыми я встречалась, один мне очень нравился, и я охотно вышла бы за него замуж» (История одной еврейской семьи, с. 284). Эдит сумела одухотворить свои чувства, чтобы любовь была жаждой добра для любимого человека, а не стремлением добиться его и обладать им. Она хранила свою девственность как драгоценное сокровище. В автобиографии Эдит вспоминала: «Я основывала нашу дружбу на нерушимом убеждении, что этот человек очень целомудрен (...) Я не хотела иметь контакты с людьми, хромающими в этой сфере» (Там же, с. 264).
Эдит Штайн - студентка
Крах атеистических убеждений
Эдит Штайн была одной из немногих девушек, которые в 1911 году начали учёбу во Вроцлавском университете. Два года она изучала психологию, историю и немецкую филологию. В 1913 году она перевелась в Геттинген, чтобы учиться у философа с мировой славой Эдмунда Гуссерля, основателя знаменитой школы феноменологии, большинством учеников которого были евреи. «Гуссерль и его жена по происхождению были евреи, но очень давно перешедшие в протестантизм» (Там же, с. 320). Феноменология была новым философским направлением, приведшим многих к христианству. Господствующая в те времена идеалистическая философия Канта сводила любой человеческий опыт и природу Бога к чисто субъективным понятиям. А Гуссерль, наоборот, подчёркивал возможность познания объективной реальности, в том числе и сверхъестественной. Таким образом, Эдит поняла, что и у неё есть возможность познания существования невидимого Бога. Особенно она была поражена лекциями двух еврейских профессоров: Адольфа Рейнаха. принявшего католичество и крестившегося в 1899 г., и Макса Шеллера. Гениальные лекции Шеллера о смирении и святости открыли для Эдит неведомые ей до сих пор перспективы познания в сфере духа. Учёба в Геттингене, одном из самых престижных в области гуманитарных наук университете тогдашней Европы, способствовала тому, что стена атеистических убеждений Эдит треснула и начала разрушаться, и её дух постепенно стал открываться принятию тайны невидимого Бога.
Отдадим голос Э. Штайн: «Макса Шеллера переполняли католические идеи, и он умел привлечь к ним сторонников блеском своего ума и силой красноречия. Это было моё первое столкновение с неизвестным для меня миром. Оно ещё не привело меня к вере, но открыло определённую область «феномена», мимо которого я не могла пройти как слепая. Не зря нам постоянно внушались принципы подходить к каждой вещи непредубеждённо, отбрасывая всякие «опасения». Одни за другими спадали с меня узы рационалистических предрассудков, в которых я росла, не зная об этом, и внезапно передо мной возник мир веры. Ведь люди, с которыми я ежедневно встречалась, на которых смотрела с восхищением, жили этой верой. Поэтому она должна быть достойной, по меньшей мере, размышлений. Временно я была очень занята другими делами, и проблемами веры не занималась систематически.Я довольствовалась только некритическим впитыванием в себя импульсов, исходящих из моего окружения, которые - почти незаметно - преобразили меня внутренне» (Там же, с. 333-334).
«В Геттингене я научилась уважать проблемы веры и верующих людей. Я даже иногда ходила со своими друзьями в протестантскую церковь (смешение политики и религии, превалирующих там в проповедях, не могло привести, естественно, меня к познанию истинной веры и, скорее, отталкивало меня), но пути к Богу я ещё не нашла» (Там же, с. 409). Итак, учёба в Геттингене привела к тому, что в Эдит начался процесс медленного разрушения атеизма и открытия увлекательной и таинственной действительности и веры в Бога.
В 1915 г., во время свирепствовавшей Первой мировой войны, Эдит прервала учёбу, чтобы в течение пяти месяцев работать в полевом госпитале в Моравах сестрой милосердия Красного Креста. С огромным участием, заботой и бескорыстной любовью она ухаживала за ранеными и за инфекционными больными. После возвращения, в августе 1916 г. она защитила докторскую диссертацию по философии во Фрайбургском университете у профессора Гуссерля, получив высочайшую оценку «summa cum laude». Это было необычайное достижение для того времени, когда женщин вообще не принимали в научных кругах. Необыкновенный талант Эдит оценил проф. Гуссерль, доверив ей обязанности своего ассистента.