О. Севастьян Сабол. Католичество и Православие (Книга I, Ч 1)

Jul 10, 2016 21:49




Книга 1. Первенство в Христовой Церкви

Часть 1. Католичество и Православие.
Трогательным откликом отражаются в душе каждого верующего христианина слова молитвы Господней на Тайной Вечере: " Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,… Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое... Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.  И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. " (Ин. 17, 1-22).

  1. Единая Христова Церковь.
Этот божественный завет Христа Спасителя - полный нежности, полный безмерной любви и предсмертного, горячего стремления, чтобы все, кто будет признавать Его имя, "были едино", так едино, как Бог Отец и Бог Сын являются едиными в единой и неделимой Божественной природе. Что более свято у людей, нежели последняя воля родителей, уходящих из этого мира? Во имя этого наисвятейшего завета своего Учителя и Спасителя - миллионы сыновей и дочерей Христовой Церкви долгие века творили то божественное "едино", хоть дьявол не раз сеял между ними раздор и пытался разъединить и раздробить их. Долгие века громко звучали слова Христовы в умах и сердцах исповедников Христа как на Востоке, так и на Западе христианского мира, делая близкими и родными находящихся на больших расстояниях верных, пока, наконец, силы мира и силы зла не заглушили голос Христова завета в человеческих душах и не разъединили народы Христовой Церкви, даже и детей одного и того же народа, и не создали из них два враждебно настроенных друг к другу лагеря.

Сегодня мы видим, что некогда единая Христова Церковь разделена на православный Восток и католический Запад, на две почти совсем отделенные друг от друга части Церкви. Обе они живут своей отдельной и замкнутой на себя жизнью. Обе понимают, что такое обособление и разделение Церкви, вражда и взаимная борьба - не могут нравиться Господу Богу и являются не исполнением, а скорее попранием Христова завета. Поэтому и обе стороны молятся в своих богослужениях за объединение Церквей, "чтобы все были едино". Католическая сторона не удовлетворяется одними только молитвами, но идет дальше; она, во имя Христова завета, уже 900 лет протягивает дружескую руку православному Востоку и просит его поразмыслить глубже над завещанием общего нам Спасителя, зовет к единению с католическим Западом, пытается восстановить прежнюю настоящую вселенскую Церковь и таким образом, залечить 900-летнюю рану на теле христианства. И, к сожалению, православная сторона уже 900 лет отказывается подать руку дружбы католическому Западу, и слышать не хочет об объединении с католической Церковью.
Таково состояние некогда единой Христовой Церкви сегодня.

  1. Древнее католичество и новое православие
Первоначальная вселенская Церковь была православная и католическая. Православная в древнем смысле, то есть признавала истинную Христову веру, основанную на Св. Писании, на священном Предании и на вселенских Соборах. Католической она была так же в древнем понимании, то есть, она была вселенская, Богом данная для всех народов, всех рас и краев всего земного шара. Так Восток называл себя католическим, как и Запад называл себя православным вплоть до разделения Церкви. Название "католическая Церковь" первым употребил св. Игнатий Богоносец (ум. в 107г.) уже в начале II-го века христианства [1], Церковь католической называют разные формулы Апостольского Символа веры с II и III веков, также Символ св. Епифания (ум. в 403), Символ никейский с 325 г. и никео-цареградский с 381 г. Название "православная вера" первый раз находим только на Халкидонском Соборе 451 г., употребленное для обозначения тех, что верят и право славят Иисуса Христа [2]. Это название более всего нашло свое воплощение после 843-го года, когда на Востоке установлен "праздник православия" в память победы Церкви над иконоборцами и прочими еретиками Востока. Присваивание себе Востоком исключительного названия "православный" и именование себя Западом исключительным названием "католический" - пришли много позже. Сегодня эти названия означают, что православные есть те, которые не подлежат главенству епископа Рима, католиками же являются те, которые подлежат Риму. Но первоначальная Церковь вся была православная в древнем смысле, то есть в том, что признавала истинную веру, и также она была вся католическая как в древнем, так и в новом понимании вселенскости, то есть в таком, что епископа Рима признавала высшим главой Церкви вплоть до половины ХІ-го возраста. Новое понимание «православный» или «православная» сообщил этому названию только патриарх Фотий, когда в 867 г. выступил со своими обвинениями против "заблуждений" латинской Церкви. Названия, которой к тому времени употреблялось для отличия верных истинной Христовой Церкви от еретиков Востока, Фотий принял для отличия правоверных греков от латинян Запада, которых, за их обрядовые отличия, первый назвал еретиками. А поскольку Фотий был первым из тех, которые на Востоке открыто отвергли послушание епископу Рима и стали отрицать его первенство власти над всей вселенской Церковью, то более поздние ориенталы название "православный" начали приписывать всем тем Церквам, которые порвали единение с епископами Рима. Как видим, в это освященное традицией название вложили совершенно ложное и неестественное значение. В так принятом понимании сегодня это название отличает христиан Востока, которые не признают главенства римских епископов, от тех христиан Востока и Запада, которые это главенство епископов Рима признают. Поэтому и мы называем такое православие "новейшим православием", которое, де-факто, весьма разнится от истинного и чистого православия вселенской Церкви первых десяти веков христианства.

Вплоть до XI века христианства вся вселенская Христова Церковь, хоть целых 4 века еще не называлась православной, в действительности была православная, потому что сообща признавала одну и ту же веру, черпаемую из источника Христовой Благой Вести, но равно вплоть до XI века была она также и католическая в новом понимании католичества, ибо сообща, как на Западе, так и на Востоке, признавала над собой высшую власть епископов Рима. Строго говоря, сегодня только объединенная с Римом Церковь имеет полное право называть себя "православной Церковью" и потому также и мы, католики восточного обряда, с полным правом называем себя не только католиками, но и православными, потому что мы сохранили не только чистую веру первоначального православного Востока, но сохранили также и признание первенства епископов Рима в Христовой Церкви так, как признавал его и претерпевал за него первоначальный православный Восток.
Разделенные части Церкви, католическая и православная, сегодня во многом различаются между собой. Вот основное, в чем различаются учения: вопрос о первенстве св. Петра и его наследников, епископов Рима, и об их непогрешимости в делах веры; о происхождении Св. Духа также и от Сына; о Непорочном Зачатии Богоматери; о каноне книг Св. Писания, о св. Тайнах, о Службе Божией, о чистилище и о конечном воздаянии в загробной жизни. Но вплоть до XI века, как Запад, так и Восток имели одну и ту же веру, а различия в вере, которые сегодня отделяют восточных православных от западных католиков, возникли только после разделения Церкви. До того времени этих различий в вере не было. На Востоке, правда, раз за разом появлялись все новые ереси, то есть ложные учения, угрожавшие чистоте православной веры и колебавшие спокойствие в Церкви. Такие ереси чаще всего зарождались в Царьграде, а иногда и в Александрии. Сам Царьград, и вообще Византия, то есть греческий Восток, дали Церкви больше еретиков, чем весь остальной Восток вместе взятый. Но когда возникали ереси, тогда создателей и сторонников таких противоевангельских учений епископы Рима исключали из Церкви; а когда ереси набирали более широкий размах и становились большой угрозой для Церкви и веры, тогда Восток и Запад собирались вместе на общие вселенские Соборы и там, на Соборах, совместно осуждали еретические учения, а их создателей отлучали от Церкви. Таким способом Восток и Запад все время совместными усилиями удерживали чистоту и единство Христовой веры в Церкви.

На Западе за все то время почти не было своих ересей, хоть и распространялись там еретические учения, принесенные с Востока. Зато на Западе уже в V веке появилась отличная от восточной формула высказывания о происхождении Св. Духа, которая насторожила восточную Церковь против западной. Восточные св. Отцы на основании Св. Писания употребляли выражение «Св. Дух исходит от Отца через Сына», на Западе же, также на основании Св. Писания, говорили скорее, что Св. Дух исходит не только от Отца, но также и от Сына. Но Восток вскоре успокоился, обнаружив что такую формулу выражения о Св. Духе много раньше западных иерархов употребляли на Востоке такие столпы чистого православия, как свв. Афанасий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Саламийский, а позже и Иоанн Дамаскин. Постепенно убедились, что это только лишь отличная формула, которая проще и яснее отдает ту же самую науку Евангелия Божия.

Зато, помимо частых ересей на Востоке (сам Царьград целых 203 года находился в руках патриархов-еретиков), с ІУ-У веков там появляется недовольство того, что епископы Рима обладают наивысшим главенством во вселенской Церкви. Произошло это главным образом из-за того, что новой столицей империи стал Константинополь-Царьград, а древний Рим стал провинциальным городком. И императоры, а еще более иерархи Востока несколько раз пытались обеспечить за епископами Константинополя второе место в достоинстве после епископа Рима, хотя уже первый вселенский Собор в Никее 325 г. постановил, что после Рима на втором месте стоит собор Александрии, а на третьем месте собор Антиохии, как апостольские кафедры. Позднее, главным образом в VII веке (Трульский Собор, 692 г., Греки начали то там, то здесь робко говорить уже о равенстве иерархов Рима и Константинополя, но и тогда еще никто не отрицал первенства власти епископов Рима. Против этого первенства и вообще против главенства епископов Рима над иерархами Востока впервые открыто выступил цареградский патриарх Фотий в IX веке, но и он вскоре свернул с этого пути, в конце концов подчинившись епископу Рима. После него только в XI возрасте вновь выступил против главенства епископов Рима цареградский патриарх Михаил Керуларий; и с него датируется разделение единой Христовой Церкви на две разные части - на католическую, которая стоит под главенством епископа Рима, и на православную, характеристическим знаменем которой является отвержение главенства епископа Рима и борьба против него.

Именно поэтому то православие, которое зародилось при патриархе Михаиле Керуларии и распространилось и выросло на Востоке в более поздние века, мы называем "новейшим православием".


  1. Основной вопрос и наиболее трудная проблема
Сегодня мы являемся свидетелями 900-летнего разделения Церкви Христовой на два враждебно друг к другу настроенных лагеря, на две отдельные Церкви. И одна, и другая - называют себя единственной истинной Церковью Иисуса Христа, и одна и другая отрицают своей неприемлемой стороне право называть себя Христовой Церковью. Ибо, действительно, Сын Божий только одну Церковь основал, и, следовательно, только одна из этих Церквей может быть истинной Божьей Церковью. И вот, в глубине души каждого правдивого и верующего христианина зарождается вопрос: которая из двух Церквей является истинной Христовой Церковью? Такой вопрос не раз очень глубоко и очень живо волнует душу. Таким душам - как католическая, так и православная Церковь, отвечают одинаково, а именно, что каждый обязан сам искать определенный и исчерпывающий ответ на такой вопрос, идя за опознавательными знаками истинной Христовой Церкви, которые уже в IV-м возрасте определил вселенский Собор в Константинополе, когда провозгласил, что истинная Христова Церковь есть "одна, святая, вселенская и апостольская."

Но, если сравнивать обе Церкви, которые имеют много общего, и которые когда-то были объединены вместе, а сегодня разделены, - тогда просыпается новый и еще более животрепещущий вопрос: кто от кого отделился? Это вопрос весьма щекотлив и на этом пункте обе стороны, обе Церкви, рьяно отстаивают свои различные и противоположные позиции. Потому что объективный, определенный и исчерпывающий ответ на этот вопрос - есть решающий, и он укажет на то, какая из двух Церквей является единственной истинной Церковью Иисуса Христа. Поэтому обе стороны, как католическая, так и православная, собирают всевозможные аргументы для того, чтобы доказать, что это вторая сторона отделилась. Католическая Церковь, ее богословы, канонисты-юристы и историки утверждают, что отделилась от вселенской в XI веке восточная Церковь, потому что порвала всякие взаимоотношения с епископом Рима и отвергла первенство его власти над всей вселенской Церковью, следовательно, отринула явленную Божью истину, подтвержденную Священным Преданием и всей историей первоначальной, еще объединенной Церкви. Подобным образом и православные ученые говорят, что это западная Церковь отделилась от вселенской Церкви через свои "латинские заблуждения", а также потому, что в 1054 году прокляла цареградского патриарха Михаила Керулария. Как увидим в дальнейших разделах этой книги, то западная Церковь совсем не прокляла патриарха М. Керулария в 1054 году, то в течение 10 предыдущих веков прокляла десятки патриархов и иерархов Востока и удаляла с престола даже патриархов Царьграда, а все же единство всей Церкви при всем том еще не разрывалось. Увидим также и то, что так называемые "заблуждения" западной Церкви существовали уже с ранних веков христианства, знали о них все Церкви на Востоке, и все же вплоть до IX-го века, то есть до времен патриарха Фотия, никто не называл их "заблуждениями" или "ересями". Однако, вселенская Церковь поделилась на отдельные Церкви - восточную и западную, - и уже 900 лет они непрестанно друг на друга скидывают вину за это разделение.

Кто от кого отделился? Действительно, это трудный вопрос. Труден оно потому, что спокойный и беспристрастный ответ на него требует долгих, тяжелых и основных штудий, но не каждый имеет возможность и время на это. Тем более он труден еще потому, что спокойный и беспристрастный ответ на него легко может вступать в конфликт с сегодняшними взглядами и убеждениями отдельных единиц и вызывать в них раздражение (подражнення), которое бывает трудно обуздать и погасить в себе. Но это вопрос, который упорно ищет ясного и определенного ответа, от которого зависит вечное спасение миллионов бессмертных душ. И поэтому каждый, у кого лежит на сердце спасение своей души и спасение душ своих ближних, должен, по своим силам и возможностям, искать ясный и определенный ответ на этот вопрос, а найдя его, каждый должен иметь такую закалку души, чтобы мужественно пойти по пути, указанному познанной истиной, каких бы жертв и самоотрицания это не стоило.

Чтобы увидеть и познать, кто от кого отделился, которая из двух Церквей - восточная или западная - отступила от вселенской Христовой Церкви, надо бы тщательно проштудировать сегодняшнее учение веры обеих Церквей и сравнить ее с учением первоначальной веры вселенской Церкви. Но так широко скроенная работа была бы излишняя, ибо в догмах веры, которые были провозглашены в первые 10 веков, - обе Церкви совершенно согласны. Несогласные они только в некоторых догмах, которые выросли и развились позже, уже после разделения Церкви.

Главное, что отделяет обе Церкви друг от друга - это первенство власти римского первосвященника, признанное католиками и отрицаемое православными. Папство - это крупнейшая и самая тяжелая проблема, над которой обе Церкви спорят уже 900 лет, вокруг которой вращаются все другие дела и проблемы, связанные с историей разделения Церкви, и от которой зависит и будущее объединение разделенной Церкви. Все остальные вероисповедальные различия суть второстепенные, и по ним обе стороны придут к согласию без особенных трудностей. Поэтому мы здесь обратим все наше внимание именно на эту тяжелейшую проблему - на проблему папства.

Чтобы увидеть ясно, кто от кого отделился, кто вообще отделился от вселенской Христовой Церкви, хватит, по нашему мнению, констатировать лишь одно, а именно: первоначальная Церковь православного Востока признавала первенство епископов Рима. Если признавала его, то очевидным тогда будет, что первенство власти епископов Рима было вообще известной и признанной истиной как на Востоке, так и на Западе, следовательно, во всей вселенской Христовой Церкви.

Но так поставленный вопрос является неполным. Потому что если католический Запад сегодня признает первенство власти епископов Рима над всей вселенской Церковью и если признавала его и вся вселенская Церковь как на Западе, так и на Востоке вплоть до конца Х-го века, то такое признание не могло быть взято из ниоткуда, не могло быть выдумкой "человеческой гордыни" и пропагандируемой идеологией или догмой. Первенство римских архиереев как постановленных Богом во главе всей вселенской Церкви Христовой, должно было базироваться на Божьем объявлении, на учении Св. Писания. Без такого Божьего объявления, записанного в Св. Писании, никогда оно не стало бы догмой и всехристианскою идеологией, за признание которой тысячи и миллионы шли на муки и смерть во все века христианства, вплоть до сегодняшнего дня, чему мы сами являемся свидетелями. "Если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян. Ап. 5, 38-39). Эти слова сказал ученый фарисей Гамалиил перед большим еврейским собранием в Иерусалиме, когда простые рыбаки-Апостолы, распространяли веру Христову, а иудеи считали это выдуманной новизной и как будто бы ересью. И, как видим, христианство, казавшееся человеческой выдумкой в глазах ортодоксальных иудеев - не рассыпалось и по сегодняшний день. Следовательно, не было оно от людей, но от Бога. Подобно тому, если бы от людей и от "человеческой гордыни" происходило первенство римских архиереев, то наверное оно уже давно пало бы под ударами могучих императоров, а может еще легче и скорее распалось бы и ушло в забвение вследствие сопротивления бесспорно быстроумных и гениальных, а заодно и истинно святых и исполненных Духа Божьего великих Отцов Востока, масштабу которых западная Церковь может на самом деле только позавидовать. Но, как видим и здесь, идеология первенства римских архиереев не пала и не рассыпалась. Более того, как увидим далее, сильнейших и лучших проповедников и сильнейших защитников имела она именно в рядах выдающихся Отцов восточной Церкви, что, с грустью и болью признают даже сами более объективные православные ученые. Тех Отцов и сегодня православная Церковь почитает как великих Святых и Учителей и Столпов православия, следовательно никто не может приписать им фарисейства или кривления душой, и уж тем менее - обмана или лжи.

Поэтому, чтобы увидеть, на чем базируется вера вселенской Церкви в первенство епископов Рима, чтобы видеть, откуда взялась и из чего выросла та же вера в это первенство первоначальной Церкви на Востоке, - взглянем прежде всего на догматические основания, на которых стоит и из которых вырастает учение о первенстве епископов Рима. Таким догматическим основанием первенства римских епископов выступает учение самого Иисуса Христа о первенстве и верховной власти св. Апостола Петра, записанное в Евангелии Сына Божьего. Как понимать Христово учение в этом вопросе, - это покажет нам священное Предание первоначальной Церкви на Востоке, то есть, присмотримся, как объясняли Христовы слова св. Отцы православного Востока, вплоть до разделения Церкви Христовой, как понимали Христово учение о первенстве св. Петра и епископов Рима первые вселенские Соборы, и как относился к идеологии папства весь православный Восток целых первых 10 веков христианства. Все это рассмотрим в первой части этой книги и тогда увидим, кто от кого отделился. Во второй части разберем причины, которые довели до разделения единой Церкви Христовой, также присмотримся к авторам, которые это разделение вызвали, и тогда увидим, почему и когда дошло до разделения единой Церкви Христовой.

[1] Міgne,   Раtгоlоgіа   Сrаеса,   t.   2,   соl.   713
[2] Маnsi,  Sacrorum Concilliorum.  Соllectio, t.  7, соl.  115-118.
Перевод с украинского

О. Себастьян Сабол. "Католичество и Православие", Нью-Йорк, 1955, с.17-27

христианство, Католичество, мои переводы

Previous post Next post
Up