Не очень люблю писать здесь в жж на темы моей непосредственной работы, социологической. Как человек искренний и неглупый, еще и не умеющая равнодушно относиться ко всем нашим современным проблемам, всегда задеваю и еще и разрабатываю, насколько могу глубоко самые непростые вопросы. И пишу, делаю расчеты, поднимаю вопросы и обсуждения - где они уместны. Но всё это, понятно, утомительно. И требуется и отдых, и поддержка.. И шутки, и прибаутки, и музыка и радость для души..
Ну да ладно.
На неделе где-то прочитала информацию из сети, сейчас не могу ее найти - наверное, удалила на одном из компьютеров.
Что кто-то из наших политиков заявил, что в России более 20 миллионов коренных ЛИШНИХ ЛЮДЕЙ. И что правительству - которое и так никого не поддерживает (всякие Пенсионные и прочие фонды - да вполне адекватно работающие на себя и на на государственную верхушку - финансовые организации, да и только, в основном, с минимальной отдачей в поддержку населения) не стоит ничего делать - пусть люди ВЫМРУТ! Они как-то не вписываются (во что? и кем придуманное?) Люди - лишние, только мешающие (кому? Им? Это опять кому именно?).
Представляете, речь идет о МИЛЛИОНАХ НАШИХ ЛЮДЕЙ!!!
Можно и не ждать коллективного Апокалипсиса - он и так уже вовсю идет и будет, видимо, продолжаться. А если верить современным тенденциям на ускорение во всем - то и по экспоненте, возможно.
Если думаете, что это вас именно не коснется или можно где-то спрятаться - чувствую, зря. Мы все ходим под Богом и все друг с другом связаны.
*****
Кстати пишу-то не об этом. А хочется обсудить более интересное и актуальное. В разрезе поставленных вопросов.
Хочу привести статью девушки, представленную докладом на IV Всероссийском Социологическом Конгрессе
(Уфа, октябрь 2012 г.)
К социальному статусу и ролям современной молодежи
Качественное изменение развития молодежи на фоне мирового экономического кризиса
В свете социальных и культурных изменений, имеющие место быть в современном обществе, существует множество теорий, рассматривающие феномен молодежи. Как известно, молодежь стала предметом теоретического осмысления с начала 20 века. И связано это было с тем, что молодежь претендовала на участие в преобразовании общественного развития.
Сегодня молодежь характеризуется как самоуверенная, целеустремленная, саморазвивающаяся, амбициозная общность людей. Она может представлять собою, как разрушительную силу (участие молодежи в довольно сложных процессах общественного развития - радикализм, экстремизм), так и созидательную силу - вносит изменения в социальную среду - новации, способные принести пользу обществу.
Динамика социальной и культурной жизни, предопределяет и саморазвитие молодежи как социокультурной общности. Включение молодежи в активную общественную жизнь способствует ее интеграции в существующую систему общественных отношений [1, с. 343].
На данный момент мы наблюдаем, что трансляция знаний, ценностных ориентировок от поколения к поколению не выполняется должным образом. Условия, возникшие в результате мирового финансового кризиса, изменения в политической, социальной, экономической деятельности - сами диктуют новые порядки и новые ценности. Молодежь просто-напросто «теряет голову» от избытка возможностей. Наш мир меняется слишком быстро, увеличились темпы как научного, так и технологического развития. В связи с этим, молодежь приобрела значительную автономию в обществе, формирует свои ценностные комплексы. Последние размыты, нет грамотного механизма и способа воздействия на сознание и поведение личности. Вместе с тем изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье, изменились и способы общения [1, с. 343].
Молодежь эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерно непринужденное вхождение в культурную общественную среду - легкость сближения со сверстниками. Мир уменьшился в объеме в плане установления коммуникации. Найти друзей и обзавестись собственной страничкой в Интернет-ресурсах является скорее обязанностью, чем желанием.
Сегодня во всех частях мира, где все народы объединены электронной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта которого никогда раньше не было у старших. Старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Это разрыв в опыте поколений [1, с. 343].
Всё настолько упростилось, стало доступным, что совершать какие-то дополнительные действия нецелесообразно. Молодежь при вступлении в трудовом коллективе в профессиональную деятельность сразу же задается вопросом: «Что необходимо от нас работодателю?» - «Конечный результат, прибыль». То есть, важно повышение личного благосостояния, заработная плата, удовлетворение своих желаний, потребностей. Молодые люди это прекрасно понимают и отсюда вытекает весьма противоречивое явление - «Добиться любой ценой». Мы живем в состоянии «сейчас», мы не можем предугадать, как измениться завтра картина мира.
«В реальной жизнедеятельности индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также участие создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир» [4, с. 31]. Исходя из этого выражения, можно сделать вывод, что личность саморазвивается и формирует иные модели исполнения социальных ролей в обществе. Формирование личности, как всем известно, начинается в семье. Именно здесь человек проходит через первичную социализацию, и именно здесь камень всех преткновений - причины всех проблем необходимо искать в детстве.
Как пишет Дементьева И.Ф. в своей книге «Социализация детей в семье»: «Основные приемы, используемые родителями при подготовке ребенка к самостоятельной жизни включены в триаду: родительский контроль, поддержка, власть (авторитет)».
Наряду с родительским контролем, который определяется как воспитательный метод в процессе социализации детей, она указывает на социальный контроль - средство, обеспечивающие процесс усвоения индивидом культуры и передачи ее от поколения к поколению. Таковы:
- контроль как способ принуждения ребенка;
- контроль как наказание ребенка демонстративным лишением любви;
- контроль как родительская индукция
[1].
Последний является наиболее применимым и реализуемым современными родителями.
Такой тип контроля приводит к исключительно положительным результатам, способствует формированию в детях более зрелого, ответственного отношения к жизни, высокой самооценки, независимой и самостоятельной позиции. В итоге: повышение способности детей к сотрудничеству, готовность понять окружающий мир и успешно адаптироваться в нем.
Побуждая детей к деятельности, родители поощряют усвоение ими социальных ролей. Дети, воспитанные в рамках такого контроля, воспринимают родителей как значимых взрослых с высоким авторитетом, ожидания которых они должны оправдать [3, с.49]. В возрасте от 16 до 25 лет, молодой человек справляется с трудностями в последующей жизни.
Молодым свойственно потребность в самореализации. Примеряя на себя различные роли, моделируя системы взаимоотношений с обществом, молодой человек способен определить собственные профессиональные и социокультурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал [2].
Смена ценностных ориентировок молодежи и ее позиция в обществе
Эффективность социального и культурного развития молодежи определяется с одной стороны с тем, какие условия создает общество, а с другой стороны тем, насколько молодое поколение пользуется в повседневности накопленными знаниями, умениями и навыками. Молодежь, являющаяся структурным элементом общества, обладает статусом, позицией в обществе определяемая функциями молодого поколения [5].
Социальный статус молодежи раскрывается в ее объектно-субъектных характеристиках. С одной стороны молодежь это социальный объект основными функциями которого является обучение и воспитание. С другой стороны молодежь это социальный субъект, для которого характерны три основные функции - воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Приведем некоторые особенности социального статуса современной молодежи: динамичность, предписанность, неопределенность. Социальный статус приобретает свое существование в процессе самого социального развития молодого поколения [5].
О статусе, который хочет занять каждый молодой человек, о поисках своего смысла жизни достаточно много научной литературы, где заодно прослеживается история развития общества и смысл его существования. Человек создан таким образом, что без поддержки других людей, без их помощи долго просуществовать он не сможет. Чувство одиночества и страха могут привести к возникновению неврозов
[2]. И именно молодежь как самая восприимчивая из всех возрастных категорий общества подвержена им.
Отсутствие контроля со стороны государства к СМИ, весьма негативно отражается на социальном развитии и адаптации молодого поколения. Свобода действий и доступность информации, два явления, так сильно жаждущие человечеством, обернулись против нас самих. Постоянные сообщения о самоубийствах и убийствах, совершаемые представителями молодого поколения, трансляция информации каким образом это было сделано и при каких условиях, показ такого рода телепередач в дневное время суток усугубляет положение современного общества. Ведь молодежь непредсказуема в своих действиях и если она ни кем не контролируется - вырождается. Самое важное здесь уловить момент кризиса и помочь преодолеть его. Данную функцию хорошо выполняют родители и близкие друзья. Именно поддержка - составляющая воспитательного процесса - воплощает в себе сердечность отношений и безусловное внутреннее принятие, так необходимые молодому поколению [3, с. 50].
Общество ожестокосердилось, сейчас не модно показывать искренние теплые чувства, все это выглядит как-то «ненормально». То, что считалось добродетелью, сейчас считается пороком. Переход к рыночным отношениям, где действует лишь один принцип «ты - мне, я - тебе» - доверие, человеческое отношение стали измеряться в количественных единицах - деньгами. Власть - обладание частной собственностью, является приоритетным для современного общества.
В результате перестройки социальных и культурных отношений в обществе молодежь переживает сложный период, связанный с обретением собственного «Я», в определении границ своих возможностей [1, с. 250].
В современных условиях существует много трудностей в адаптации молодого человека к обществу, возникает масса вопросов: «Нужен ли я обществу? Нуждаюсь ли я в обществе? Способен ли я утвердиться в обществе, как самодостаточная личность?»
Молодежь нуждается в условиях, где можно реализовать свои способности, желания, амбиции, направить их в русло конструктивной деятельности. Даже если имеются такие условия и существует поддержка со стороны государства, молодежь или мало информирована об этом или даже не догадывается о существовании такого рода организациях.
Российская молодежь обладает большим потенциалом и весьма многогранна. Способности есть у всех, но у каждого они развиваются по-разному. Особенностью молодежной культуры является ее неоднородность. Недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества [1, с. 350]. Чтобы этого избежать, молодежи необходима присущая старшему поколению устойчивая мировоззренческая, нравственная позиция, проявляющаяся в социальной ответственности, порядочности и искренности, дабы занять достойное положение в обществе и быть ему полезной.
Библиографический список
- Луков Вал. А. Теории молодежи // Междисциплинарный анализ. М.: 2011.
- Иконникова С. Н., Кон И. Р. Молодежь как социальная категория. М.: 1970.
- Дементьева И.Ф. «Социализация детей в семье: теории, факторы, модели». М.: 2004
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи // Вестник Омского университета. 2008. №1/2.
- Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Из-во СПбГУ.: 2006.
- Ковалевская Е. В. Социология. М.: МЭСИ, 2004.
[1] Индукция предполагает доверие родителей к своим детям и действует как информационная акция.
[2] Неврозы (от греч. néuron - нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями
Автор: М. Закарьяева (Опубликовано в Материалах IV Социологического Конгресса)
Хочу спросить ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ПОВОДУ ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, НАСТАВНИЧЕСТВА, ОГРАДИТЬ МОЛОДЕЖЬ ОТ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА НЕГАТИВА, запущенного вектора на разрушение, по сути, в обществе?
************
И еще раз даю ссылки на публикацию по своему собственному докладу.
Статья моего доклада на IV Всероссийском социологическом Конгрессе, октябрь 2012 г.
Парадоксы трансформации ценностных ориентаций в соцременном обществе: социальные факторы и ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ (гуманистическая и технократическая),
по отношению
к природе;
другому человеку (другим группам людей);
труду;
к себе самому.
Парадигмальный анализ. Разрабатывается нами. Интерпретационные парадигмы приведены не только описанием, но и таблицами. Разработана Кентавр-проблема ценностного общественного и индивидуального сознания и поведения , намечено направление в рамках неклассической науки на изменение общественного вектора - на гуманизацию в обществе.
Статью прикрепила на сайте нашей НЭСШ
(Новосибирской Экономико-Социологической Школы):
http://nesch.ieie.nsc.ru/Лучше дизайн сайта смотреть через Internet Explorer.
/Там можно кликать по изображениям на фото, открываются ссылки./
В новостях, где делала доклад в отделе:
http://nesch.ieie.nsc.ru/news.html (word-овский текст статьи)
и в публикациях:
http://nesch.ieie.nsc.ru/newpublic.html,
http://nesch.ieie.nsc.ru/I.G.KomissarovaKongress2012.htm (адрес самой статьи).
Статья опубликована в журнале СОЦИС. 2012г. N 6 и в Материалах IV ОВСК (конгресса).