Две не связанные мысли о преподавании математики

Mar 24, 2016 19:56

Мысль первая - про математику.


Для меня математика - это такой волшебный мир, полный пещер, пропастей, кристаллов, сталактитов и сталагмитов и прочих красот. Выдуманный абстрактный мир, холодный, завораживающе красивый. Но его так просто не увидишь: чтобы хоть что-то там разглядеть, нужно знать, куда и как смотреть, уметь пользоваться фонариками, знать, куда ими светить... Иногда можно посветить туда, куда раньше не светил, и увидеть то, что никогда не видел; а если повезëт, то и то, что никто никогда не видел.
Если пытаться бродить там самостоятельно, ничего про этот мир не зная, пропустишь массу красивых вещей, а может, и вообще ничего там не найдëшь, подумаешь только - что за непонятное нагромождение всякой ерунды!

...В этом для меня смысл преподавания математики. Помочь детям увидеть этот мир, хоть немного ориентироваться в нëм, рассказать, куда и как там можно заглядывать и какие фонарики лучше использовать, чтобы кристаллы заиграли всеми цветами радуги.

Мысль вторая - про маленьких детей.


Мои уроки для маленьких детей (класса до 5-6) со стороны выглядят весëлыми и расслабленными. Мы обсуждаем всякие весëлые штуки, шутим, играем. Я стараюсь устроить из урока представление. Это даëтся мне нелегко: какое-то время назад я поняла, что мне необходимо хорошо высыпаться и много отдыхать, чтобы уметь впадать в это состояние лëгкости, которое я хочу транслировать детям.

А хочу я его транслировать, чтобы математика ассоциировалась у них с чем-то приятным и увлекательным. Я хочу, чтобы они поверили в свои силы и чувствовали, что они могут решить почти любую задачу, а если не могут, то ничего страшного, это нормально, они решат еë потом! Чем старше они становятся, тем меньше нужна эта лëгкость (хотя всë равно нужна), тем больше можно добавлять в занятия напряжения и трудностей. Если делать всë правильно, то с какого-то момента эта лëгкость и бесстрашие перед лицом математики у них уже есть внутри, и они уже сами с этим разбираются.
Но это ощущение - что математика не страшная, что она простая и понятная, что она логична, что я могу это понять и сделать - оно кажется мне очень ценным.

Я хочу, чтобы они не боялись тех пропастей, которые ждут их в мире математики, и чтобы у них всегда была с собой страховка из уверенности в себе и здравого смысла, если вернуться к метафоре из начала поста.:)

преподавание, математика, личное

Previous post Next post
Up