Вопрос по формированию и структуре потребностей, мотиваций, смыслов и целей - очень сложный и не однозначный для меня вопрос. Считаю каждое взвешенное мнение для себя ориентиром в собственных исканиях. Спасибо что делитесь своими размышлениями и работами, стараюсь вникнуть, поэтому иногда не тороплюсь с ответом. Интересен пример приведенный Вами в отношении ответа Вашей знакомой «дамы-интеллектуалки». Да, это еще оптимистично. В свое время раздумывая над смыслами и мотивами к жизни, мне приходили мысли о том, что если человеком не найдены собственные, социальные или хотя бы традиционные модели смыслов, то некий откат к восприятию на уровне неразумного существа, для жизни данного человека - оправдан, с точки зрения его выживания и психического здоровья. В ином случае, для человека интеллектуально развитого выше среднего уровня, вопрос «а зачем?» - может стать своеобразным «самоприговором» равным вопросу Гамлета «Быть или не быть?». Очевидно, саморазвитие человека приводит его к более серьезным вызовам со стороны реальности. По мере взросления мир ребенка постепенно расширяется и разворачиваясь (при условии пытливого ума и наблюдательности) обнажая перед ним к возрасту, скажем, зрелости - не ту картинку которая рисовалась перед ним окружением и обществом. По сути вводя его в заблуждение. С возрастом человек «трезвеет», все четче начинает видеть по истине необъятную бездну между потенциалами своими и вселенной. Пусть неосознанно, человек пытается «заглушить» «ужас» своего бытия всевозможными утехами «первого порядка». Наиболее мужественные пытаются называть вещи своими именами, ставить новые цели, находить новые смыслы. Признаюсь, вопрос к себе: «а зачем?» - иногда и меня слегка лишает самообладания. Но к счастью не надолго. Условия для формирования смыслов, сформулированные Вами: развитие, формирование, становление, на мой взгляд обязательно детерминируют возможный ответ индивидуума! Мне порой кажется, что иногда человеку (для самоощущения себя более счастливым) полезней оставаться на определенном уровне, не перезагружая свою психику знаниями, которым он не в силах найти применение. Как если бы всех жителей планеты призывать качать мышцы для прыжков с шестом, но участвовать в олимпиаде предоставлять возможность нескольким тысячам. Что будет? Тот же вопрос: «А зачем?». Т.е. разум человека развит у каждого человека в той мере, что бы иметь право быть примененным и использованным в обязательном порядке, в таких «олимпийских играх» как самосовершенствование и совершенствование «мира» людей. Однако, как можно видеть, в реальности, большинство уникальных потенциалов и возможностей такого ресурса как интеллект и таланты человека оказываются невостребованными в полной мере. Другими словами КПД использования разума человека как в отдельности, так и в целом - оказываются неудел. Масштабы потерь будоражат воображение, как минимум.