Меморандум о создании зон деэскалации в САР

May 06, 2017 17:50



Полный текст договора о зонах безопасности в Сирии.

Меморандум о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике

Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике (далее - Гаранты):
руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);
подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;
заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,
договорились о нижеследующем.

В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы следующие зоны деэскалации:

провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
определенные части на севере провинции Хомс,
Восточная Гута,
определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).

Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой, продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением на основе консенсуса Гарантов.

В границах зон деэскалации:

прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами (Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых видов вооружений, включая авиационные удары;
обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности.

4. Полосы безопасности включают:

контрольно-пропускные пункты - для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;
наблюдательные пункты - для обеспечения соблюдения РПБД.
Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.

5. Гаранты обязуются:

принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон деэскалации;
продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.

6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут Совместную рабочую группу по деэскалации (далее - Совместная рабочая группа), состоящую из уполномоченных представителей.

Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в параграфе 5 Меморандума.

К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.

Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.

Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.

Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.

Подписано:

За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику

http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2746041 - цинк

PS. Важная деталь, договор позволяет вести боевые действия и в "зонах безопасности", в том случае, если боевые действия ведутся против боевиков. на которых данное соглашение не распространяется. Так что на полное прекращение боевых действий в Северной Хаме и в ряде районов Идлиба я бы рассчитывать не стал, "Ан-Нусра", "Джунд-аль-Акса" или "Нуреддин-ан-Зинки" явно не прекратят войну. Так же в очередной раз стороны отметили приверженность территориальной целостности Сирии в пику автономистским курдским устремлением подогреваемыми США.
К июню должно стать понятно, насколько стороны смогут продвинуться в реализации заявленный положений, которые носят несколько более конкретный характер, нежели договоренности Лаврова и Керри в феврале 2016 года, которые привели к первой сделке США и РФ. Стоит так же отметить, что Москва и Вашингтон заявили о готовности возобновить контакты по выполнению меморандума о полетах в Сирии, которые были прерваны после удара ВВС США по авиабазе Шайрат. Последующие события показали, что этот спектакль оказался предназначен в первую очередь для Китая и продолжения не последовало, а сама провокация в Хан-Шейхуне не только не привела к снижению интенсивности авиаударов в северной Хаме, но скорее наоборот - после удара по Шайрату, интенсивность ударов по боевикам в Эль-Латаминском выступе выросла в разы.

Касательно вопросов - а не используют ли боевики очередное перемирие для компенсации потерь и подготовки к будущим сражениям? Конечно используют. Именно так и будет.
Вопрос в другом - как использовать время действия сделки для проведения успешных операций против Халифата и Ан-Нусры с оглядкой на необходимость подготовки к ведению интенсивных боевых действий в Восточной Гуте, Северной Хаме, Дераа и ряде других районов. Если на время действия перемирия САА сможет прирасти территориями и нанести ряд чувствительных поражений Халифату и Ан-Нусре, то сделка уже себя по всякому оправдает. Главное, следить за активностью боевиков и их спонсоров, чтобы не проморгать момент возвращения боевых действий в интенсивную фазу. В остальном же, ситуация для Сирийского ТВД отнюдь не новая, периодическая смена фокуса стратегических операций (в том числе и вынужденная), уже давно составляет неотъемлемую часть местной войны, где сторон конфликта больше чем две. Отсюда и сложный характер военно-политических операций, что сполна прочуствовали все ключевые участники конфликта. Результативность данной сделки будет уместно оценить по сравнению текущей карты сирийских фронтов с тем состоянием, в котором они будут пребывать к моменту ее вероятного окончания.

война в Сирии, Россия, документы, Ан-Нусра, Иран, Турция, Астана, Сирия, Халифат

Previous post Next post
Up