Вчера с некоторым удивлением обнаружил, что немцы оказывается без особого шума и рекламы, выпустили такой себе байопик про одного из наиболее известных немецких фельдмаршалов второй мировой войны - Эрвина Роммеля. Фильм не ставит задачу охватить всю военную биографию Роммеля и никак не демонстрирует историю возникновения легенды о хитроумном "лисе пустыни", которую на пару изваяли немецкая и британская пропаганда.
Click to view
За основу взяты события с апреля по октябрь 1944 года, в течение которых нам показывают, как Роммель занимался подготовкой к отражению вторжения союзников на Западном фронте руководя группой армий B, противостоянию им в Нормандии и в качестве основного лейтмотива рассматривается версия о том, действительно ли он напрямую участвовал в заговоре Штауфенберга.
С военной точки зрения, авторы фильма вполне себе наглядно излагают историю вопроса. Вместе с Роммелем в фильме фигурируют Гитлер, Гудериан, Рундштедт, Клюге, Швеппенбург, Кейтель, Йодль и другие видные представители немецкого генералитета. Довольно много времени уделено вопросам противоречий в верховном командовании Германии, когда существовало фактически два плана отражения удара союзников, а военноначальники никак не могли решить, где располагать подвижный резерв Западного фронта.
Командующий танковыми частями Западного фронта Гейер фон Швеппенбург
В современной историографии эти стратегические противоречия неплохо описаны и было весьма интересно посмотреть на них в кино, хотя в условиях некоторой апологетики Роммеля, его позиция представляется авторами в том числе и за счет выставления оппонентов в не лучшем виде - Гудериан выведен в роли лакея аля Кейтель, а Рундштедт трусливым соглашателем. Ну а на их фоне парит Роммель в роли пророка изрекающего прописные истины.
Гитлер и Рундштедт.
Параллельно развивается линия о заговоре на Западном Фронте, которая в целом менее известна у нас, нежели основное ядро заговора в Берлине и взрывом бомбы Штауфенберга в ставке Гитлера.В фильме показан поздний этап заговора, когда заговорщики в лице Штюльпнагеля, Шпайделя, Хофакера, а так же фрондирующего фельдмаршала Клюге, всячески подрывают лояльность Роммеля.
Шпайдель и Роммель
Так как до конца не была установлена роль Роммеля в заговоре против Гитлера (знал, но не сказал и не участвовал или знал и участвовал), авторы трактуют роль Роммеля в силу своих представлений о его взглядах. Тут Роммель выведен в виде классического немецкого офицера, который:
а) Рыцарски относится к противнику
б) Ничего не знает о военных преступлениях
в) Ничего не знает об уничтожении евреев
г) Не любит СС
д) Примерный семьянин
е) До поры-до времени верит фюреру, но потом прозревает.
Сходство конечно определенное есть, но...
У нас этот клишированный образ честно выполнявшего приказы офицеры вермахта в очищенной форме демонстрировал недавно Михалков - "Я офицер вермахта, а не палач".
В "Роммеле", все более тонко, но по сути про тоже самое - для иллюстрации прозревания авторы качают тему евреев, фотографиями которых и зверств СС, заговорщики пугают Роммеля, который весной 1944 года по прежнему ничего не знает, хотя зверства СС происходят в том числе и во Франции, где Роммель занимают одну из высших военных должностей. Вот такой он невнимательный был. Дополняет процесс созревания нехороших мыслей у Роммеля, история с бойней в Орадур-сюр-Глан, которая входит в число 3-х наиболее известных военных преступлений на Западном Фронте. Все это происходит на фоне полной демонизации всего, что связано СС, дабы образ вермахта на таком контрасте выглядел не столь печально. Сей прием защиты известен со времен Нюрнберга и ничего нового тут нет. Мы просто выполняли приказы и ничего не знали, говорили в Нюрнберге представители ОКВ и ОКХ - кое-кто закончил свои дни в петле, а кто-то 10-20 летней отсидкой за это "неведение".
На деле же, у немецких генералов и фельдмаршалов, очень хорошо получалось закрывать глаза на подобные вещи и тот же Рундштедт еще в 1939 году из оккупированной Польши высказывался негативно о том, что творило СС в оккупированных районах, что не помешало ему вплоть до конца войны служить этому режиму. Если отбросить тему евреев, которыми в основном занимались СС и представить всех этих фельдмаршалов наивными людьми, то никуда не деться от документов связанных с осуществлением преступной политики на Восточном фронте по отношению к военнопленным и мирному населению СССР. Многие из сподвижников Роммеля там воевали и прекрасно знали о известных директивах 1941 года, которые определяли преступный характер войны на Востоке. Но так как авторы фильма традиционно педалируют роль евреев, то вместе с фельдмаршалом они об этом помалкивают. И уж если они не знают, то уж Роммелю из кино откуда.
Роль Восточного Фронта, хоть и дана мельком, но отмечается, что он пожирает резервы, там сущий ад, а в июне даже поминают разгром группы армий "Центр" в Белоруссии. В этом плане немцы всегда помнят, кто перемолол основную массу их войск. В отличие от американцев, уверенных, что это сделали они.
При этом, нельзя сказать, что фильм является полной апологетикой Роммеля. Авторы в меру сил попытались показать не бронзового истукана выкованного нацистской пропагандой, а хотя бы кусочек живого человека, который скрывался за лакированным образом "героя рейха". Получилось так себе - с одной стороны показано известное отношение коллег к Роммелю как к "хорошему командиру дивизии", его мягкотелость в вопросах аппаратной борьбы и некоторая трусоватость в вопросе военного переворота, да и сцена с английским лейтенантом, который подпустил шпильку в духе "вы же фельдмаршал, а ведете себя как девочка делающая вид, что не знает, как его главком уничтожает целые народы".
Политическая инфантильность Роммеля связанная с позицией "я не против переворота, но чтобы без убийства Гитлера", так же смотрится весьма забавно на фоне тревог о судьбе Германии.
С другой стороны - он мудрый провидец, который все знал наперед, но которого не услышали. Образ "лиса Пустыни" все таки давит, хотя как и в Африке, во Франции Роммель пытался переломить судьбу явно негодным средствами. На том уровне, на котором к 1944 оперировал Роммель, его тактические изыски, которыми он регулярно обманывал и громил плохо воюющих англичан, уже не играли роли - в ход давно уже пошло подавляющее военно-экономическое превосходство стран антигитлеровской коалиции. В отстаивание же своих позиций перед Гитлером, Роммель в силу особенностей характера должной твердости не проявлял, ввиду чего сидел при всем своем несогласии на своей должности почти до самого конца, тогда как действительно досаждавшие Гитлеру своим несогласием - вылетали с должностей с треском. Наиболее яркий пример - тот же Гальдер, который более года нудел Гитлеру о том, как правильно вести войну на Востоке и был наконец заменен в разгар Сталинграда на более покладистого Цейтцлера.
Отсюда кстати вытекает и еще один недостаток фильма - развивая линию о заговоре, авторы упирают на то, что генералы были недовольны геноцидом евреев, а так же неадекватным руководством Гитлера, а сами они хотели мира для Германии. Тут есть определенное лукавство. Когда наиболее адекватные немецкие генералы и фельдмаршалы уяснили для себя, что война проиграна (перелом произошел в 1942 году после Сталинграда), вопрос стоял не о евреях, и даже не о заблуждениях Гитлера, а о том, как вытащить Германию из войны избежав нового Версаля и сохранив хотя бы часть оккупированных территорий, поэтому на этапе развития заговора на Восточном Фронте, в Берлине и во Франции, помимо проектов будущего правительства, куда предполагалось воткнуть Роммеля в случае его участия в заговоре, ставились вопросы сепаратного сговора с союзниками, дабы вместе с ними воевать против большевиков (в фильме есть хороший момент касательно французской аристократии, которую немцы оценивают так - "нас они ненавидят меньше, чем большевиков"), дабы за это Германии без Гитлера оставили часть завоеваний на Востоке и кое-что на Западе. Если не знать про политическую подоплеку заговора, то конечно выходит, что его осуществляли наивные люди, которым стало жалко евреев.
В остальном же, получился довольно крепкий фильм на тему Роммеля, снятый в стиле известного фильма "Бункер". Здесь мало действия (экш-сцены не очень высокого качества перемешаны с различной документальной хроникой), много разговоров и встреч. основанных на документальных фактах, а также на предположениях авторов. Актеры конечно особо и не похожи на своих исторических прототипов, но по мундирам и контексту, вполне можно опознать практически всех основных действующих лиц. Конец Роммеля хорошо известен - он действительно будучи обвиненным в заговоре выбрал смерть, признав фактически свое определенное участие в заговоре Штауфенберга.
Был ли он тем военным гением, которым его рисовала британская и немецкая пропаганда? Нет, не был. Был ли талантлив - безусловно.
Как человек он был противоречив, политически инфантилен, лично в военных преступлениях особо не замарался, но служил вполне однозначно оцениваемому режиму. Фильм собственно как раз про это.
С развалом СССР, у нас закончили снимать адекватное кино про стратегическое управление войной, поэтому сейчас кроме немцев, в этом жанре особо никто и не выступает. Разве что японцев с их "Ямамото"
http://colonelcassad.livejournal.com/983282.html можно отметить. Эта продолжающаяся рефлексия проигравшей стороны конечно интересна и фигуры вроде Роммеля и Ямамото, конечно заслуживают изучения, но все же бы хотелось смотреть адекватное отечественное кино на эту же тему, но тут хотелки решительно расходятся с действительностью, поэтому у нас будут снимать блевотные сериала про Жукова и Сталина, который атакует черенками.
Click to view
Из недостатков фильма так же стоит отметить не самый лучший русский перевод, где дивизии путаются с армиями, а "Хайль Гитлер" заменено на "Слава фюреру", поэтому если есть возможность, смотрите лучше с субтитрами. Особо улыбнула фраза, что тексты для Союза немецких офицеров, писал лично Сталин.
На фоне безрыбья с этом жанре, фильм вполне могу рекомендовать к ознакомлению, хотя стоит помнить, что авторы занимаются определенной лакировкой и умолчанием.