Адмирал

Mar 26, 2013 01:45



Всегда приятно, когда хорошие ожидания на какой-либо фильм оправдываются, особенно тогда, когда это случается не столь уж часто. Японский фильм "Ямамото", который в нашем прокате вышел под названием "Атака на Перл-Харбор", как раз из числа этих редких исключений. Сам фильм в Японии вышел еще в 2011 году, но до наших снежных просторов добрался только сейчас. И учитывая качество фильма, даже странно, что его пиратские копии не попадались на торрентах ранее.



Сам фильм как не трудно догадаться, посвящен выдающемуся японскому военно-морскому стратегу - адмиралу Исороку Ямамото, который является одним из самых известных военноначальников Второй мировой войны. Это фигура того же калибра, что Жуков, Манштейн, Эйзенхауэр или Монтгомери и ход Второй мировой войны во многом определялся его волей и теми решениями, которые он принимал в своей голове.

image Click to view



В самой Японии, на тему Войны на Тихом Океане снято немало фильмов, в том числе и про самого Ямамото. Среди них есть отличные, есть хорошие и есть проходные. Уже не раз и не два, в творениях японских кинематографистов, самолеты Нагумо бомбили Перл-Харбор, а потом погибали в роковой для Японской империи битве у атолла Мидуэй. В целом, японцы довольно сдержано рефлексируют на тему своей военной катастрофы и переменчивости военного счастья, когда череда славных побед сменилась тяжелыми поражениями. И в этом плане, образ Ямамото как нельзя лучше подходит для такой рефлексии.



Талантливый военно-морской стратег, рафинированный моряк, Ямамото нес в себе искорку гениальности своего великого предшественника адмирала Того, который разбил русский флот при Цусиме.
Из этой искорки произрастали те красивейшие по геометрии планы ведения войны на море, которыми он и вошел в историю, захватив меньше чем за полгода огромные территории для своей страны. При этом, парадокс его личности заключается в том, что будучи дальновидным человеком, он высказывал сомнения относительно способности Японии вести продолжительную войну с США и демонстрировал неверие в конечную победу. В этом он был конечно не одинок и в Японском императорском флоте действительно существовала такая себе умеренная оппозиция курсу на войну с США, которая расценивалась скептиками, как угроза самому существованию Империи. Но обстоятельства сложились так, что эта война стала неизбежной, а во главе Японского флота, который должен был решить исход этой войны, оказался человек, который еще до начала войны подозревал, чем она кончится для Японии. В этом историческом образе есть определенный трагизм, когда талантливый человек вынужден сражаться за заведомо проигранное дело. И фильм "Ямамото" именно об этом - о фаталисте перед лицом неотвратимой судьбы, которую он встречает с самурайской решимостью. В этом отношении образ Ямамото вполне себе вписывается к традиции японской культуры и традиционным менталитет, спокойно принимающий как роковую задержку с передачей меморандума об объявлении войны США, так и гибель лучших авианосцев империи.



Фильм построен, как и наиболее удачные байопики, на серии зарисовок из жизни великого адмирала, начиная с конца 30-х и заканчивая его гибелью в 1943 году. Мы видим раздираемую противоречиями, военными переворотами и чехардой меняющихся кабинетов империалистическую Японию, которая давно завязла в агрессии против Китая. Видим милитаристский угар населения, когда не только армия, враждующая с флотом (ситуация вообще уникальная), но и само общество, влекомое промышленниками и фашиствующей прессой, толкает страну к войне, обвиняя флот в трусости. Тут конечно в фильме слегка лукавят - наличие оппозиции курсу на войну с США никак не отменяло участие флота в агрессии против Китая и наличия в самом флоте сильного "южного" лобби. Картина, где "флот был вынужден", а на деле хотел мира, не соответствует действительности. Да, были голоса против войны, но они диктовались отнюдь не мнимым миролюбием, а практическими соображениями об опасностях войны с США. Сам же Ямамото в фильме выступает против флотских бюрократов, которые идя на поводу у армии и промышленных кругов, толкали флот к выбору рокового "южного варианта".



Что характерно, в фильме отражен важный аспект Пакта Молотова-Риббентропа, который отсрочил вступление Японии в альянс с Германией и посеял семена недоверия между будущими союзниками по оси, что в итоге так же сказалось на том, что Япония не решилась напасть на СССР (хотя этому помог и Халхин-Гол и усилия отечественной разведки).



При этом, солидную часть фильма уделяют спором о том, надо ли было вступать в союз с Гитлером, при этом голос Ямамото, что "ребята, читайте "Майн Кампф" в оригинале, там вас низшей расой изображают", опять же остается в меньшинстве. В общем и целом, фильм нисколько не занимается
оправданием тогдашнего империалистического курса, а наоборот, демонстрирует его ошибочность, узколобость и недальновидность. И Ямамото выступает таким себе алиби, в духе - руководство страны конечно наломало дров, но были и те, кто мыслил более здраво, только их было мало и их не слушали, поэтому дети - слушайте умных людей. Образ этот конечно немного пересластили, так как Ямамото предстает чуть ли не в роли всевидящего провидца, который все знал наперед, хотя объективное изучение его действий в ходе войны, показывает что и он допускал ошибки, как и другие видные руководители Империи.



Схема рокового для Японской Империи сражения за атолл Мидуэй.

В частности, в фильме упорно пытаются свалить всю ответственность за поражение в битве у атолла Мидуэй на Нагумо, который в условиях оперативного цейтнота, допустил серию вынужденных и легко объяснимых ошибок, которые привели японский флот к катастрофе. Ошибки Нагумо конечно очевидны и хорошо описаны в военной историографии, с обычными объяснениями о давлении на Нагумо со стороны морского министерства и его слабостями как командующего авианосным соединением. Но при этом, сам план операции, содержал в себе определенные изъяны, вроде неучтенной возможности американцев за 3 дня отремонтировать поврежденный в битве в Коралловом море "йорктаун" или же взлом японских военно-морских кодов, в результате чего, Нагумо шел в расставленные сети. В общем, за Мидуэй есть за что покритиковать и самого Ямамото - ибо и на солнце есть пятна. Тем не менее, на фоне прочих японских адмиралов, он конечно выделялся аки Эверест и после его гибели, заменить его оказалось некем. Это фигуры штучного калибра не подлежащие замене.



Сам образ адмирала, в быту и на службе воссоздан замечательно, актер весьма характерно передает вошедшие в историографию черты характера Ямамото, показывая непростого человека с специфическим отношением ко всему происходящему. Во многом именно этот образ послужил причиной возникновения легенды о том, что улетая в свой последний полет, Ямамото искал смерти, как и подобает самураю. Не касаясь фактического наполнения этой легенды, стоит отметить, что даже если в голове Ямамото и была такая мысль, то она вполне вписывалась в его мироощущение и те пессимистические прогнозы, которые вошли в историю как пример исторической прозорливости. На деле, все было несколько тривиальнее - как и у Мидуэя, американцы знали благодаря взломанным кодам, где будет лететь Ямамото, и если у Мидуэя они убили стратегический план Ямамото, то в небе над Бугенвилем, очередь "Лайтнинга" настигла творца японских побед. Весьма характерно, что решение о ликвидации Ямамото принял сам Рузвельт.



Примечательно, но в плане исхода войны, после серии поражений, Ямамото мыслил сходным образом как и его немецкий коллега по стратегическому таланту - Эрих Манштейн. Как и знаменитый немецкий фельдмаршал, Ямамото рассчитывал измотать противника в обороне и вынудить его к компромиссному миру. Эта характерная иллюзия у двух талантливых людей, мечтавших о ничьей для своих стран, была конечно историческим казусом, так как решение о том, что война должна была завершится полной капитуляцией стран оси было уже принято и никакого компромиссного мира для Германии и Японии уже быть не могло. Ямамото в каком-то плане повезло, так как он погиб раньше, нежели увидел, как каток американской военной машины переехал японскую оборону на Тихом Океане. Манштейн же впал в опалу и в живую наблюдал со стороны крах своих иллюзий под катками советских танков и крах Третьего Рейха. В плане исторического сюжета, образ Ямамото получился более законченным и для создания того ореола легендарности, он умер очень вовремя, оставив потомкам гадать, как бы воевала Япония, если бы он был жив.



Предвиденный Ямамото итог.

При этом конечно не стоит забывать, что если сам гений Ямамото витал над картами в уютных штабах и рубках линейных кораблей, то стрелочки агрессии приводили к массовым смертям и зверствам на захваченных японцами территориях. В этом отношении, при всей своей гениальности и человеческих качествах, неизбежно
всплывает клишированный образ "кабинетного убийцы", который в своих белых перчатках формально никого не убивает. Но как показал пример Нюрнберга, в отношении многих немецких кабинетных стратегов, "долг солдата" не стал оправданием. Разумеется, Ямамото не отмечен целенаправленным потворством военным преступлениям, но опосредованно, он был частью той военной машины, которая их осуществляла. Поэтому при всех его достоинствах, об этой аспекте его деятельности, забывать не следует, дабы чрезмерно позитивный образ, не заслонил реального адмирала и его роль в осуществлении захватнической политики.



В целом, в фильме полностью отсутствует какое-либо оправдание тогдашнего агрессивного курса, даже наоборот, что сильно удивило - мельком проводят линию, что вообще бомбить города Японии было за что (не касаясь ядерных бомбардировок) и за милитаристический угар, надо расплачиваться, в том числе и простым японцам, которые сами этого хотели. Так же есть легкий стеб над "демократизацией Японии в сотрудничестве с США", когда фашиствующий редактор официозного рупора, призывавший к агрессиям и войнам, требует набирать крупными буквами "Демократизация". Этот эпизод сразу добавил фильму еще несколько баллов, указывая на тех деятелей, которые не понесли ответственность за катастрофу Японской империи. Такие перевертыши хорошо знакомы гражданам бывшего СССР.



Адмирал Ямагути уходит на дно вместе с "Хирю".

В общем, содержательная часть фильма приятно порадовала и за исключением незначительных исторических и сценарных косяков, придраться там особо не к чему. Несмотря на то, что фильм идет почти 2 с половиной часа, смотрится он на одном дыхании. Отличные диалоги на военно-политические и философские темы, а так же жизненные зарисовки, запоминающиеся роли Ямамото, Нагумо, Гэнды, Ямагути и японских пилотов, все это создает связанную ткань повествования, которая не дает фильма распадаться на серию слабо связанных кусков.



Лихорадочные метания японских авианосцев как на этой фотографии, очень качественно изображены в фильме.

Все это дополняется на удивление качественной картинкой, которая насыщает фильм пусть немногочисленными, но все же запоминающимися сценами морских и воздушных боев. Тут будет достойно показана с высоты птичьего полета атака Перл-Харбора, фото-реалистичные картины уклоняющихся от пикирующих бомбардировщиков авианосцев Нагумо в битве у атолла Мидуэй (прямо один в один как на известных фотографиях), совершенно шикарный лобовой заход на "Йорктаун" через стену зенитного огня и последующий таран надстройки, короткие кадры ночных боев у Гуадалканала, где "Хийе" и "Киришима" гасят по вспышкам в темноте на фоне горящего аэродрома Гендерсон-Филд, наконец гибель Ямамото очень красиво показана - короткая и трагическая сцена, в которой горящий бомбардировщик адмирала падает в джунгли. Есть и бомбежки Токио бомбардировщиками полковника Дулитлла, и красивые виды на "Ямато", "Нагато", "Мутсу", линейные крейсера типа "Конго" и различные крейсера, авианосцы "Акаги", "Кага", "Сорю" и "Хирю". В общем, для любителей военно-морской истории - тут есть все что нужно. Предыдущий фильм на эту тему "Последний поход Ямато" вышел уже почти 8 лет назад и с тех пор, ничего достойного в этом жанре не появлялось. Ну разве что весьма средненький фильм про камикадзе. Вплоть до "Ямамото".
Еще в детстве, когда я только начал увлекаться военно-морской историей, я всегда мечтал увидеть в кино, достойное воплощение известных эпизодов войны на море - бой "Бисмарка" и "Худа", атаку Перл-Харбора, битву у Мидуэя, битву в заливе Лейте, бой у Нордкапа и так далее. Кое-что уже воплотилось в реальность, в том числе и благодаря "Ямамото".



Разумеется картинка не идеальна и в отдельных моментах наблюдаются места неудачного наложения компьютерной графики, но специфическая зернистость изображения, делает картинку фильма на удивление достойной. Для японцев после "Последнего похода Ямато", это совершенно новый уровень качества. Тут они даже американцев обскакали. Все это дополняется отличной музыкой, особенно понравились композиции к битве у Мидуэя и лирическая зарисовка в конце.

Стоит сказать, что несколько подпортил впечатление совершенно уродский отечественный перевод, который помимо традиционный косяков дубляжа, вроде неправильных ударений и проглоченных фраз, постоянно феерит историческими косяками, демонстрирующими слабое знакомство с предметом. Поэтому не удивляйтесь, когда вам расскажут, что в битве за Гуадалканал погибли "Конго" и "Харуна", а не "Хийе" и "Киришима". Это конечно мелочи, но они для знакомых с вопросом людей, будет резать слух. В этом плане, лучше дубляжа пока не нашел, как собственно и субтитры.



В целом же, фильм очень понравился. Могу отметить, что за последние лет 5-7, на тему Второй мировой войны, моду диктуют именно азиаты. Китайские и японские фильмы смотрятся более живыми и интересными, нежели американские, европейские и российские. Из относительно недавних фильмов про войну, кроме нашей "Брестской крепости" и американского "Тихого Океана" даже вспомнить нечего. Не вспоминать же различные трешовые поделки или же "великие фильмы о великой войне". Американцы как отстрелялись в начале "нулевых" "Перл-Харбором", "Спасти рядового Райана", "Ю-571" и "Братьями по оружию" и еще парой неплохих фильмов, так и с концами. У нас примерно на тот же период пришлись "Звезда" и "В августе 44-го". Европейцы тогда же отметились трешовым "Враг у ворот". Ну разве что еще неплохой "Бункер" был.
А японцы с китайцами эту тему сейчас активно копают, выпуская примерно по одному неплохому фильму в год. "Ямамото" так и вовсе вышел отличным, пожалуй лучшим из просмотренных в этом году, хотя формально ему уже 2 года. В плане эмоционального впечатления, он напомнил другой известный байопик "Гитлер: Восстание зла", где так же хватало исторических косяков и сценарных допущений, но снято было на очень высоком уровне.



Поэтому, если вы любите качественное военно-историческое кино со смысловыми подтекстами, хорошей картинкой и отличными персонажами, то фильм строго обязателен к просмотру, ибо жанр военных эпиков, крайне редко в последние годы балует нас подобными работами. Очень хотелось, чтобы и у нас когда-нибудь
начали делать исторические фильмы такого же качества про наших великих полководцев Великой Отечественной Войны, да и не только.

Нагумо, война на Тихом Океане, Ямамото, США, 1942, флот, Мидуэй, Японская Империя, кино, 1941, Перл-Харбор, война на море

Previous post Next post
Up