был у родителей, залез в книжный шкаф и нашел там незнакомый томик в бумажном переплете 19 века. им оказался октоих синодального издания с датой бумаги 1833 г., без страницы с выходными данными. вроде маме кто-то отдал чтобы не валялось зазря. довольно скучное издание, которые во множестве перепечатывались с конца 18 века. открываю и нахожу под
(
Read more... )
В этом контексте очень интересно как раз взаимоотношение многоголосия и одноголосия, разных стилей многоголосного пения. 12-голосная "Служба бемулярная" Титова имеет только три песнопения - "Единородный Сыне", херувимскую, "Достойно есть". Неужели это были только впечатляющие хоровые вставки в строго одноголосную службу? Чем тогда занимался огромный хор всё остальное время - просто стоял на клиросе? Или существовала определённая традиция многоголосного пения остальных песнопений? Было ли взаимоотношение многоголосия и одноголосия одинаковым в традиции концертного пения и "постоянного многоголосия" или существовали различия? Могло сочетаться в пределах одной службы концертное и "постоянное" многоголосие (я всё больше убеждаюсь, что нет)?
Отдельно меня интересует вопрос импровизированного многоголосного пения по одноголосным книгам. Насколько широко оно было распространено, и в какое время? Гарднер убеждённо пишет, что такое пение существовало уже в XVII в., но ничем не подкрепляет свои слова. У меня же есть подозрения, что эта традиция сформировалась лишь к концу XVIII в.
Кроме того, очень интересный вопрос богослужебной практики. Как пелись антифоны и блаженны, тропари на литургии в традиции концертного и "постоянного" многоголосия? Похоже, до первой трети XIX в. они вообще не имели нотного многоголосного изложения. А если внимательно посмотреть двухголосную литургию Бортнянского, то складывается впечатление, что они вообще не пелись - возможно ли такое, и насколько широко это было распространено?
В общем, вопросов много, и самых разных.
Я проживаю в Москве. Но немного переписываюсь с Н. Гобдичем. Он меня как-то спрашивал по поводу московских архивов, можно попробовать спросить его по поводу киевских собраний. Пару раз я разговаривал с Герасимовой-Персидской, она была очень любезна, может, тоже что-то сможет посоветовать.
Reply
Reply
Leave a comment