был у родителей, залез в книжный шкаф и нашел там незнакомый томик в бумажном переплете 19 века. им оказался октоих синодального издания с датой бумаги 1833 г., без страницы с выходными данными. вроде маме кто-то отдал чтобы не валялось зазря. довольно скучное издание, которые во множестве перепечатывались с конца 18 века. открываю и нахожу под нотами двух стихир писанные почерком 19 века букафки. вглядываюсь и ах - это то,
что дохтур прописал. сама что ни на есть гвидова сольмизация для такой поздней даты - очень даже ценно и прямо в тему моих интересов.
для конца 18 века есть достаточно материалов, а вот дальше как будто все исчезает. рукописные сборники с теоретическими материалами исчезают аккурат в конце 18 века, мочульский еще в первые годы 19-го что-то публикует, но это уже "последний солдат". а большая музыкальная традиция с последней четверти 18 века уже очевидно инкорпорирована в европейский контекст и гвидова сольмизация must die. только как часть сокращенного октоиха нотная азбука 18 века с убогим изложением гвидовой сольмизации продолжала еще долго переиздаваться. об изданиях известно, но как они использовались - не ясно. гарднер вообще писал, будто синод в обязательном порядке рассылал свои одноголосные знаменные издания по городам и весям, а они пылились где-нибудь на колокольне. понятно было, что гв. солм. использовалась в небольших приходах по крайней мере до 1870х гг., но пока у меня были лишь общие рассуждения исходя из социальной ситуации. ну вот и конкретный материал )))) а автор приписок указал также: "Саров принадлежит саровск..". вот тут несколько букавок не разобрал.
интересно, что уже кто-то из наших современников карандашом на многих страницах подписывал крюки под нотами, особенно старательно идентифицируя каденции-мелодические формулы. явно ориентируясь на какой-то справочник. неофит))) вот как книга живет.
все-таки к маме надо приезжать чаще