Китай за неделю: главное

Jun 14, 2024 22:28

В Китае самая обсуждаемая новость недели - погодные аномалии. Жара и сопутствующие засухи грозят погубить урожай в центральных регионах страны, жители столицы испытали все 33 удовольствия от аномальной жары до мощнейших гроз, ливней и штормовых ветров. Впрочем, жизнь продолжалась, о ней - под катом.



РОСКИТ  
- Дальневосточные регионы России представили китайским предпринимателям инвестпроекты в туристической сфере на общую сумму 21 млрд рублей. Презентация прошла в рамках проходящего в Пекине фестиваля «Слово о русском сердце».
Китайский капитал приглашают принять участие в развитии гостиничных комплексов и курортов рядом с Байкалом в Бурятии, строительстве всесезонного курорта с геотермальными источниками на Камчатке и многих других проектах.
Член экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике Мария Бадмацыренова отметила, что у дальневосточного региона - огромный туристический потенциал. Здесь насчитывается шесть объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, 34 млн га особо охраняемых природных территорий, где возможно развивать экотуризм.
По ее словам, туристическая привлекательность дальневосточного региона быстро растет. В 2023 году его посетили 6,3 млн туристов, при этом «темпы роста турпотока здесь в четыре раза выше среднероссийских».
По словам Бадмацыреновой, уже сейчас для китайских туристов разрабатываются новые маршруты. В частности, речь идет о трансграничных маршрутах между китайской провинцией Хэйлунцзян и российским Дальним Востоком. Так, туроператоры представили двухнедельный тур Харбин-Сахалин-Курилы-Камчатка-Владивосток-Хабаровск-космодром «Восточный»-Благовещенск-Хэйхэ.
Интерес к этим туристическим предложениям есть, и довольно высокий. Особенно в соседних с Россией регионах КНР. «Граничащий с Россией северо-восточный регион Китая постоянно разрабатывает новые туристические маршруты в обоих направлениях, в том числе продвигая туризм со всего Китая на Дальний Восток России. Природа, пейзажи Дальнего Востока обладают неповторимым очарованием. Если китайские туристы не хотят ехать слишком далеко, в европейскую часть России - с ее уникальной культурой можно познакомиться и на Дальнем Востоке», - заявил в интервью CGTN замдиректора Института России при Хэйлунцзянском университете Тэн Жэнь.
Ему вторит директор Института экономических исследований Хэйлунцзянской академии общественных наук Сунь Хаоцзинь: «Северо-восточный регион КНР заинтересован в развитии российского направления для стимулирования туризма и индустрии развлечений. Если северо-восточный регион хочет создать свой уникальный культурно-туристический бренд, ставку нужно делать в том числе на самые тесные связи с Россией».
И российские, и китайские специалисты выразили уверенность в том, что туризм на Дальнем Востоке станет новой точкой роста российско-китайского турпотока в целом. Напомним, что, по данным ФСБ, турпоток из Китая в Россию в 2023 году после снятия антиковидных ограничений мобильности вырос на 23628%. Если в 2022-м Россию посетили 800 китайских туристов, то в 2023-м - 199 тыс. 800. По объему туристических поездок в Россию КНР оказалась на первом месте в мире.
В помощь восстановлению турпотоков - возобновленный с 1 августа 2023 года безвизовый режим для групповых туров между Россией и КНР. В 2024 году Россию в рамках безвизовых групповых туров посетят до 450 тыс. китайских туристов, спрогнозировала Мария Бадмацыренова. По ее словам, в январе-мае нынешнего года - еще до начала пика туристического сезона - Россию по безвизу уже посетили порядка 100 тыс. гостей из КНР.
Бадмацыренова подтвердила, что уже в следующем году минимальная численность подпадающей под российский безвиз тургруппы из КНР будет сокращена с пяти до трех человек, а срок безвизового пребывания - расширен с 15 до 21 дня. «Это откроет двери для семейного и более персонализированного туризма из Китая в Россию, в дальнейшем нарастит турпоток», - уверена она. По сообщению Минэкономразвития, итоговый документ по новому режиму безвиза согласуют в сентябре нынешнего года, а сам режим вступит в силу в 2025-м.
Разумеется, для обслуживания растущего потока китайских туристов в России будет требоваться все больше квалифицированных кадров. Работа по удовлетворению растущего спроса на них ведется уже сейчас, рассказала представитель Россотрудничества Татьяна Уржумцева. В частности, Россия и Китай осенью 2024 года создадут Ассоциацию вузов туризма и индустрии гостеприимства. Изначально в Ассоциацию войдут по 10 вузов с российской и китайской стороны. Это будет уже 15-я российско-китайская межвузовская ассоциация. Уржумцева пояснила, что входящие в ассоциацию вузы будут выдавать двойные дипломы, развернут активный обмен стажерами, наладят поставку стажеров и кадров для туристического и отельного бизнеса.

ЭКОНОМИКА
- Туристическая статистика по итогам коротких каникул на Праздник гонок на драконьих лодках - разочаровала. Китай скатился обратно к ситуации, когда турпоток растет, а расходы на туризм - практически нет. Хотя на нынешние праздники количество турпоездок выросло на 14,6% по сравнению с допандемийным 2019-м, расходы увеличились всего-то на 2,6%. Де-факто, это означает, что средневзвешенные расходы на турпоездку сократились на 12,3%, подсчитали в Citigroup.
Напомню, что ситуацию, когда турпотоки росли, а расходы - нет, удалось переломить с середины 2023-го. И вот опять мы скатываемся в это болото. Немного обидно, но не смертельно, конечно. Все-таки Праздник гонок на драконьих лодках - не самый показательный с точки зрения развития турсектора.
Есть и хорошие новости. К гонкам на драконовых лодках в этом году подошли инновационно. Задававших ритм гребцам потных барабанщиков мужеского пола заменили на девачек в бикини. Отзывы болельщиков были разнонаправленные. Многие жаловались на слом традиции, но самим гребцам, очевидно, понравилось.



- Китай вдвое перевыполнит план развития солнечно- и ветроэнергетики к 2030 году. С таким прогнозом выступил 11 июня на Конференции по солнечной энергетике в Шанхае эксперт Академии инженерных наук КНР Хуан Чжэнь.
КНР планировала довести совокупные мощности ветряной и солнечной энергетики до 1200 гВт к 2030 году. Однако реальные показатели к названным срокам достигнут 2200-2400 гВт, уверен специалист. «С 2020 по 2030 год общий объем установленных мощностей в этих секторах вырастет в четыре раза», - уверен Хуан.
Действительно, по данным Международного энергетического агентства, КНР уже в этом году достигнет установленных на 2030 год плановых показателей развития солнечной- и ветроэнергетики. По состоянию на апрель совокупная мощность установленных по стране ветряков и фотовольтажных станций уже достигла 1130 гВт, напомнили в МЭА.

- В Китае «синие воротнички» вышли на первое место по темпам роста оплаты труда, сообщает рекрутинговое агентство «Чжаопинь». По его статистике, в первом квартале 2024-го средние зарплаты «синих воротничков» вросли на 35,8% по сравнению с аналогичным периодом допандемийного 2019-го. Это на 7,6 процентных пункта выше средневзвешенных показателей роста зарплат по стране за отчетный период.
Сегодня в 38 крупнейших городах КНР средняя ежемесячная зарплата «синего воротничка» составляет 7,215 юаней ($1,016 по текущему курсу).
Рост зарплат обоснован высоким спросом. Так, в январе-марте спрос на «синих воротничков» на портале «Чжаопинь» вырос в четыре раза по сравнению с первым кварталом 2019-го. Открыто особенно много вакансий для домработниц, водителей, охранников, слесарей. Взрывной рост продемонстрировал спрос на сотрудников служб быстрой доставки - аж в восемь раз за отчетный период.
Высокий спрос на «синих воротничков» позволил заметно улучшить ситуацию с занятостью среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Если к середине прошлого года уровень безработицы среди молодых людей этой возрастной категории превышал 20%, то по итогам нынешнего марта он сократился до 15,3%, а к началу мая - до 14,7%, свидетельствуют данные Госстата КНР.
Особенно охотно безработная молодежь идет в ресторанный бизнес. По статистике, сегодня 44,1% официантов в Китае - это люди младше 25.

- Китай вышел на финишную прямую введения в массовую эксплуатацию водородного транспорта. Во всяком случае, об этом свидетельствует довольно плотный поток профильных новостей с начала года.
В январе Китай успешно испытал самолет на водородном топливе. По словам летчиков, машина показала хорошую тягу и высокую маневренность. У четырехместного одномоторного самолета на водородном ходу на 40% ниже уровень вибрации двигателя по сравнению с аналогичными моделями с обычными силовыми установками.
В марте страна впервые включила развитие водородного транспорта в план работы правительства как «сектор, в котором КНР будет укреплять лидирующие позиции». В том же месяце в городе Чанша (пров. Хунань) появилась крупнейшая в стране водородная станция, которая производит 2 тыс. кубометров водорода в час и способна заправлять до 100 тяжелых грузовиков на водородных топливных элементах ежедневно. Тогда же в городе Чанчунь (пров. Цзилинь) прошли успешные испытания водородных поездов для муниципального рельсового транспорта. Эти составы способны развивать скорость до 160 км/ч и покрывать расстояние до 1000 км. без дозаправки.
С июня КНР начала вводить в коммерческую эксплуатацию полностью автоматизированные станции заправки большегрузных товарных составов с локомотивами на водородном ходу. Роботы заправляют товарняк «под завязку» за полчаса. На этом топливе локомотив может преодолеть 800 километров.
А шанхайские службы байк-шеринга в начале лета пополнили свой парк «водородными велосипедами», которые можно приводить в движение как по старинке крутя педали, так и подключив встроенный в раму водородный топливный элемент.
Ситуацию обобщили в июне на Международном форуме транспортных средств на водородных топливных элементах. По словам профессора университета Цинхуа Оуяна Мингао, эксплуатация водородного транспорта будет стремительно набирать обороты уже в ближайшие годы. Он спрогнозировал: к концу нынешнего года на дорогах Китая будет насчитываться 10 тыс. транспортных средств на водородном ходу, к концу 2025-го - уже 50 тыс., а к 2035-му - порядка миллиона.
Более долгосрочный прогноз озвучили в корпорации Sinopec: к 2060 году потребление топливного водорода в КНР достигнет 86 млн тонн, объем рынка составит порядка 4,6 трлн юаней. При этом 93% топливного водорода будет производиться за счет возобновляющихся источников энергии.
Вместе с тем, наблюдатели признают наличие нескольких сдерживающих факторов развития водородного транспорта. Во-первых, это географическая удаленность основных баз производства водорода от центров его потребления на транспорте.
Основные центры производства водорода сегодня находятся на севере, западе и северо-западе КНР. Вместе с тем, спрос на водородный транспорт высок на восточном побережье и в таких крупных городских кластерах, как Пекин-Тяньцзинь - провинция Хэбэй. Проблема решается строительством водородопроводов. Так, в прошлом году стартовало строительство первой подобной газотранспортной ветки от города Уланчаб во Внутренней Монголии до Пекина. Трубопровод протяженностью порядка 400 км. на первой стадии будет перекачивать 100 тыс. тонн водорода в год. В перспективе его мощность доведут до 500 тыс. тонн ежегодно.
Самая же насущная задача - понизить стоимость водородного транспорта для повышения его конкурентоспособности. Прогресс в этом отношении налицо. Так, с 2020 по 2024 год инженерам удалось повысить расчетный срок службы водородных топливных элементов с 10 тыс. до 20 тыс. часов, при этом снизив их стоимость на 50%.
Важнейшая из задач - снижение стоимости производства самого водорода. Ключевую роль в этом сыграет совершенствование технологий производства водородного топлива. Сегодня экономически востребованным является лишь производство «серого водорода» из угля и газа. Этот технологический процесс малоинтересен с точки зрения достижения углеродной нейтральности, ведь при нем происходит заметный выхлоп углекислого газа. Поэтому ставка делается на производство «зеленого водорода», когда его получают путем расщепления воды с использованием «чистой» энергии с ГЭС, солнечных и ветряных электростанций. Сегодня такой процесс экономически невыгоден. В China International Capital Corp отмечают, что технология станет экономически востребованной, когда цена на энергию с ветряков и фотовольтажных станций сократится примерно на треть, ведь 70% стоимости «зеленого водорода» составляет именно цена потребляемой в процессе его производства энергии. По прогнозу старшего аналитика CICC Цзэн Тао, цена электричества с ветряков опустится до требуемого уровня к 2030 году, а с солнечных электростанций - к 2040-му. Именно тогда наступит бум зеленого водородного транспорта. По словам экспертов, он займет свою важную нишу. Это будет, прежде всего, тяжелый транспорт для перевозки грузов и пассажиров на расстояния свыше 200 километров. В перевозках на меньшие дистанции и в легковом автотранспорте ставка делается на электромобили.
Остается ответить на вопрос, зачем все это внедряют. Один из очевидных ответов - для достижения углеродной нейтральности, к которой КНР рассчитывает прийти к 2060 году. Действительно, водородный транспорт - пожалуй, самый экологически чистый: его выхлоп представляет собой обычную воду.
Однако есть и другая стратегическая причина: это повышение уровня национальной энергетической безопасности и снижение зависимости от поставок энергоносителей из-за рубежа. Сегодня Китай импортирует порядка 70% потребляемой в стране нефти. Из этих импортных поставок 70% идут через Малаккский пролив и далее - через Южно-Китайское море, в котором сохраняется непростая обстановка с безопасностью, постоянно «мутят воду» США. Это делает Китай уязвимым. Снижение зависимости национальных транспортных систем от ископаемого топлива за счет расширения доли транспорта на новых источниках энергии, несомненно, повысит уровень энергобезопасности в стране.

ЭКОЛОГИЯ
- Китай запустил трехгодичную кампанию по очистке прибрежных морских вод. Ее цель - в основном вычистить дрейфующий мусор к концу 2025 года, а к 2027-му наладить систему регулярной чистки морских вод.
По удивительно точной статистике китайского природоохранного ведомства, сегодня на квадратный километр прибрежных морских вод в среднем приходится 3719 единиц дрейфующего мусора.
В основном это - пластиковые отходы. Сейчас в моря, по разным оценкам, человечество ежегодно сбрасывает от 8 до 12,5 млн тонн пластика, который обеспечивает 80% от всех эмиссий твердых отходов в океаны. По прогнозу ученых, если такая ситуация сохранится, то к 2050 году общий вес пластиковых отходов в океане превысит вес всей океанской рыбы.
Китай, в свою очередь, намерен чистить моря от пластика не только за счет его физического отлова, но и другими, более инновационными способами. Так, в 2022 году китайские ученые обнаружили морской гриб, который активно разлагает пластик. Ученые из Института океанологии при Академии наук КНР сообщили: гриб за четыре месяца разлагает практически любой пластик на 95%, а отдельные виды (полиэстер и полиуретан) - за две недели. При этом жизнедеятельность этого представителя царства грибов не наносит вреда окружающей среде. Сейчас ведется разработка плана применения этого гриба для очистки морей.

- Пекин за 10 лет на 11 метров поднял уровень некогда критически истощенных подземных вод. Этого удалось достичь благодаря проекту «разворота рек», по которому вода из самой полноводной реки Китая Янцзы перекачивается на засушливый север страны. Проект на сегодня обеспечивает 70% водопользования в китайской столице, четверть объема поступающей в Пекин воды закачивается под землю для восстановления водоносных пластов.
В свое время Пекин критически истощил подземные воды. Падение водоносных горизонтов повлекло такие проблемы, как быстрое проседание почв в Пекине. Рекорд погружения под землю был поставлен в центральном районе Чаоян: 137 миллиметров в год. С введением в эксплуатацию проекта «разворота рек» в столице закрыли все 6900 скважин, которые обеспечивали около четверти от общего объема потребления воды в мегаполисе.
Проект по переброске вод с богатого водными ресурсами юга на засушливый север КНР был предложен еще Мао Цзэдуном в 1952 году. Власти одобрили его лишь 50 лет спустя: Госсовет дал отмашку в 2002 году.
Восточный маршрут проекта был сдан в эксплуатацию в ноябре 2013-го: вода идет в провинции Цзянсу, Аньхой и Шаньдун. Столь быстрое строительство восточного «плеча» объясняется тем, что работы шли на основе уже существующей инфраструктуры, созданной две с половиной тысячи лет назад. Речь идет о Великом канале Китая - самом древнем и самом протяженном в мире рукотворном водном пути. Его первая очередь была сдана в эксплуатацию еще в пятом веке до нашей эры. Строился канал для того, чтобы перевозить зерно и дань из южных и восточных районов Поднебесной в столицу. По окончании продолжавшихся века гидроинженерных работ канал протянулся от города Ханчжоу (провинция Чжэцзян) до Пекина, его длина составила 1700 км. Великий канал Китая прекрасно сохранился до наших дней, 70% этой рукотворной водной артерии до сих пор пригодны для судоходства. Традиции «древнекитайского водоканала» продолжают современники, осуществляя проект переброски рек.
Центральный маршрут, задача которого - обеспечение водой столичного субрегиона, сдали в эксплуатацию в конце 2014 года. К середине прошлого года количество бенефициаров проекта «разворота рек» достигло 150 млн человек, из реки Янцзы на засушливый север Китая было перекачано 92 млрд кубометров воды. Это равняется годовому стоку Хуанхэ - второй по величине реки Китая.
В июле 2023-го Китай ввел в эксплуатацию третий маршрут переброски рек с богатого водными ресурсами юга на север страны. Новый - западный - маршрут соединил притоки крупнейших китайских рек Хуанхэ и Янцзы. Вода из крупнейшего притока Янцзы - реки Ханьцзян - начала поступать во впадающую в Хуанхэ реку Вэйхе, которая протекает через засушливые центральные районы провинции Шэньси. Вода пошла по тоннелям, прорубленным в массиве хребта Циньлин. Общая протяженность водопроводных туннелей достигает 98,3 км. Западный маршрут переброски рек продолжат расширять. Его бенефициарами станут порядка 14 млн человек, в том числе - жители административного центра Шэньси, города Сиань.
Previous post Next post
Up